Пенсионное обеспечение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
• Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
1.3 Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
2.1 Анализ пенсионного обеспечения в РФ…………………………………....16
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета на
2002 г……………………………………………………………………………...19
2.3 Анализ деятельности НПФ…………………………………………………..21
2.4 Сравнение пенсионной системы в РФ с другими странами……………….27
2.5 Прогноз развития пенсионной системы…………………………………….31
Заключение……………..………………………………………………………..33
Список литературы…….…………..…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

     Пенсионное  обеспечение остается в числе  главных социальных гарантий граждан  страны, а пенсионная система представляет собой многозвенный комплекс государственных  органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда.

     Главными  задачами Пенсионного фонда являются:

    1. выплаты  в соответствии с действующим  на территории государства законодательством,  межгосударственными и международными  договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы страны;

    2. пособий  по уходу за ребенком в возрасте  от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет,  пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

    3. организация  и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а  также организацию и ведение  государственного банка данных  по всем категориям плательщиков  страховых взносов в Пенсионный фонд.

     Для обеспечения проведения реформирования пенсионной системы возникла необходимость  создания единой пополняемой базы обо  всех пенсионерах и плательщиках пенсионных взносов.

     Введение  персонифицированного учёта в системе  государственного пенсионного страхования было обусловлено следующими факторами:

    1. Созданием  условий для назначения пенсий  в соответствии с результатами  труда каждого застрахованного  лица;

    2. обеспечением  достоверных сведений о стаже,  заработке, определяющих размер  пенсий при её назначении;

    3. созданием  информационной базы для реализации  и совершенствования законодательства;

    4. развитием  заинтересованности застрахованных  лиц в уплате страховых взносов;

    5. созданием  условий для контроля за уплатой  страховых взносов застрахованными  лицами;

    6. упрощением  порядка и ускорением процедуры  назначения государственных трудовых  пенсий застрахованными лицами. [3]

     На  каждое застрахованное лицо ПФ открывает  индивидуальный лицевой счёт. Для  внедрения условно-накопительных  и именных накопительных элементов, в лицевой включается информация о: сумме страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах, и сумме, направленной на накопление; начисленном инвестиционный доходе, полученном от инвестирования взносов, направленных на накопление; страховых взносах, перечисленных через ПФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также сведения о начисленном инвестиционном доход по этим накоплениям.

1.3 Государственные  и негосударственные  пенсионные фонды

Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:

    1. страховые  взносы работодателей в виде  отчислений от социального налога;

    2. ассигнования  из федерального бюджета (в  том числе на выплату государственных  пенсий);

    3. средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочной пенсии безработным;

    4. средства, взыскиваемые с работодателей  в результате применения регрессивных  требований;

     5. доходы от капитализации временно  свободных средств;

     6. беспроцентные ссуды, займы и  кредиты;

     7.  добровольные взносы юридических и физических лиц;

     8. другие поступления.

     Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - это отличный от налога, индивидуально  возмездный обязательный платеж (сбор), имеющий персонально целевое  назначение - обеспечение права гражданина (на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

     Некоторое сходство страхового взноса с налогом  обусловлено исключительно публично-правовым характером страхового взноса, а также установленной законом обязательностью его уплаты.

     За  счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также фиксированной части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. [18]

     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд будет осуществляться финансирование выплаты накопленной  части трудовой пенсии, а также  страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним.

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд создан накопительный фонд, который призван обеспечить безусловное выполнение (гарантию) обязательств перед застрахованными лицами. Средства накопительного фонда могут также формироваться за счет части доходов от

размещения  временно свободных средств.

     Организация обеспечения граждан в старости является одной из основных функций  государства. При этом имеется в  виду, что пенсионная система включает в себя не только государственные  организации, непосредственно участвующие  в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий, но и негосударственные формы организаций пенсионного обеспечения. Роль государства в этой части пенсионной системы состоит в осуществлении комплекса мер, направленных на повышение надежности и экономическом устойчивости таких организаций, поскольку невозможность исполнения ими принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

В зависимости  от состава участников все НПФ  условно делятся на:

    • фонды  закрытого типа (профессиональные пенсионные системы или производственные фонды), которые создаются только для участников, сгруппированных по определённому принципу;

    • фонды  открытого типа не имеют ограничений  для состава участников. Их учредителями могут быть юридические и физические лица.

     Таким образом, одна из ключевых позиций в  деятельности пенсионной системы принадлежит  негосударственным пенсионным фондам, являющимся специализированными организациями  социального Страхования.

     НПФ - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. [8]

     Основные  звенья системы негосударственного пенсионного обеспечения трактуются следующим образом:

1. Вкладчик - юридическое или физическое  лицо, являющееся стороной пенсионного  договора и перечисляющее пенсионные  взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчики имеют право: требовать от фонда выполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объёме; представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников; обжаловать действия фонда; требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда или пенсионным договором.

2. Пенсионный  договор - соглашение между фондом  и вкладчиком фонда в пользу  участника фонда, в силу которого  вкладчик обязуется перечислять  пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определённых размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований выплачивать участнику установленную пенсию.

3. Участник - физическое лицо, являющееся гражданином  страны, иностранным гражданином  или лицом без гражданства, которому в силу заключённого договора между вкладчиком и фондом должны производиться или производятся пенсии. Участник может быть вкладчиком в свою пользу.

4. Управляющая  компания - коммерческая организация  в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании договора.

5. Депозитарий  - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, осуществляющий  депозитарную деятельность, которой признаётся оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учёту и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

6. Независимый  актуарий - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель,  имеющие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих.

     Каждое  звено в системе негосударственного пенсионного обеспечения выполняет  свои строго определенные функции. НПФ  выполняет следующие функции:

    1. разрабатывает  условия негосударственного пенсионного обеспечения участников и заключает пенсионные договоры;

     2. аккумулирует пенсионные взносы;

    3. ведет  пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о  состоянии указанных счетов;

     4. заключает договоры с управляющим  (управляющими);

    5. формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария;

    6. ведет в установленном порядке бухгалтерский учет и актуарные расчеты;

     7. производит выплаты негосударственных  пенсий;

     8. осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств  в фонд и исполнением своих  обязательств перед участниками. 
 
 
 
 

 

2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами

2.1. Анализ пенсионного  обеспечения в  РФ

Противоречия  пенсионной системы, действующей до конца 2007 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого её, основываясь только на косметических изменениях нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной накопительной составляющей,  Правительством РФ было решено начать формирование смешанной модели финансирования, предусматривающей трансформацию распределительной системы в условно-накопительную с возможностью дополнительных отчислений по накопительной схеме. Примером такой модели может служить Латвия, где начиная с 1998 года создаются индивидуальные счета, на которых происходит номинальное накопление (т.е. индексация сумм отчислений). Подобная схема имеет стимулы для более позднего выхода на пенсию, т.к. увеличение пенсии опережает линейный характер, а кроме того, она располагает автоматическими стабилизаторами корректировки размера пенсии в зависимости от изменения продолжительности жизни. [12]

Правительство РФ решило, полностью выполнив обязательства  перед пенсионерами по старому законодательству, отказаться и от закона от 20.11.1990 и от закона №113 ФЗ, подготовить в 2007 году пакет законов, введя, таким образом, с 2008 года новое пенсионное законодательство. В конце 2001 года Президент РФ подписал 5 пенсионных законов («Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования)»,  «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также законы об изменениях в налоговом законодательстве), сформировавших базу для пенсионной реформы. Одновременно производились и повышения пенсий: средний размер пенсий к концу 2007 года составил 1240 руб.

     С началом реформы – с 1 января 2008 года – началась конвертация пенсионных прав граждан, ознаменовав тем самым переход от распределительной к условно-накопитель-ной (распределительно-накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объём прав в рамках старой пенсионной модели, продолжает работу до достижения пенсионного возраста или после него. Структура источников финансирования и новая структура пенсий (а также действовавшая до 1.01.02 года) представлены на рисунке 1.

     Наибольшие  проблемы возникают при конвертации  прав так называемых транзитных поколений – тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ