Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
• Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
1.3 Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
2.1 Анализ пенсионного обеспечения в РФ…………………………………....16
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета на
2002 г……………………………………………………………………………...19
2.3 Анализ деятельности НПФ…………………………………………………..21
2.4 Сравнение пенсионной системы в РФ с другими странами……………….27
2.5 Прогноз развития пенсионной системы…………………………………….31
Заключение……………..………………………………………………………..33
Список литературы…….…………..…………………………………………...36
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан страны, а пенсионная система представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда.
Главными задачами Пенсионного фонда являются:
1. выплаты
в соответствии с действующим
на территории государства
2. пособий
по уходу за ребенком в
3. организация
и ведение индивидуального (
Для обеспечения проведения реформирования пенсионной системы возникла необходимость создания единой пополняемой базы обо всех пенсионерах и плательщиках пенсионных взносов.
Введение персонифицированного учёта в системе государственного пенсионного страхования было обусловлено следующими факторами:
1. Созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
2. обеспечением
достоверных сведений о стаже,
заработке, определяющих
3. созданием
информационной базы для
4. развитием
заинтересованности
5. созданием
условий для контроля за
6. упрощением
порядка и ускорением
На
каждое застрахованное лицо ПФ открывает
индивидуальный лицевой счёт. Для
внедрения условно-
Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:
1. страховые
взносы работодателей в виде
отчислений от социального
2. ассигнования
из федерального бюджета (в
том числе на выплату
3. средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочной пенсии безработным;
4. средства,
взыскиваемые с работодателей
в результате применения
5.
доходы от капитализации
6. беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
7. добровольные взносы юридических и физических лиц;
8. другие поступления.
Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - это отличный от налога, индивидуально возмездный обязательный платеж (сбор), имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина (на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Некоторое
сходство страхового взноса с налогом
обусловлено исключительно
За
счет сумм единого социального налога,
зачисляемых в федеральный
За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд будет осуществляться финансирование выплаты накопленной части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним.
Для
обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
размещения временно свободных средств.
Организация обеспечения граждан в старости является одной из основных функций государства. При этом имеется в виду, что пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий, но и негосударственные формы организаций пенсионного обеспечения. Роль государства в этой части пенсионной системы состоит в осуществлении комплекса мер, направленных на повышение надежности и экономическом устойчивости таких организаций, поскольку невозможность исполнения ими принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.
В зависимости от состава участников все НПФ условно делятся на:
• фонды закрытого типа (профессиональные пенсионные системы или производственные фонды), которые создаются только для участников, сгруппированных по определённому принципу;
• фонды открытого типа не имеют ограничений для состава участников. Их учредителями могут быть юридические и физические лица.
Таким
образом, одна из ключевых позиций в
деятельности пенсионной системы принадлежит
негосударственным пенсионным фондам,
являющимся специализированными
НПФ - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. [8]
Основные
звенья системы негосударственного
пенсионного обеспечения
1. Вкладчик
- юридическое или физическое
лицо, являющееся стороной
2. Пенсионный
договор - соглашение между фондом
и вкладчиком фонда в пользу
участника фонда, в силу
3. Участник - физическое лицо, являющееся гражданином страны, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключённого договора между вкладчиком и фондом должны производиться или производятся пенсии. Участник может быть вкладчиком в свою пользу.
4. Управляющая
компания - коммерческая организация
в форме хозяйственного
5. Депозитарий
- профессиональный участник
6. Независимый
актуарий - юридическое лицо или
индивидуальный
Каждое
звено в системе
1. разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников и заключает пенсионные договоры;
2.
аккумулирует пенсионные
3. ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
4.
заключает договоры с
5. формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария;
6. ведет в установленном порядке бухгалтерский учет и актуарные расчеты;
7.
производит выплаты
8.
осуществляет контроль за
2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
Противоречия пенсионной системы, действующей до конца 2007 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого её, основываясь только на косметических изменениях нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной накопительной составляющей, Правительством РФ было решено начать формирование смешанной модели финансирования, предусматривающей трансформацию распределительной системы в условно-накопительную с возможностью дополнительных отчислений по накопительной схеме. Примером такой модели может служить Латвия, где начиная с 1998 года создаются индивидуальные счета, на которых происходит номинальное накопление (т.е. индексация сумм отчислений). Подобная схема имеет стимулы для более позднего выхода на пенсию, т.к. увеличение пенсии опережает линейный характер, а кроме того, она располагает автоматическими стабилизаторами корректировки размера пенсии в зависимости от изменения продолжительности жизни. [12]
Правительство РФ решило, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству, отказаться и от закона от 20.11.1990 и от закона №113 ФЗ, подготовить в 2007 году пакет законов, введя, таким образом, с 2008 года новое пенсионное законодательство. В конце 2001 года Президент РФ подписал 5 пенсионных законов («Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования)», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также законы об изменениях в налоговом законодательстве), сформировавших базу для пенсионной реформы. Одновременно производились и повышения пенсий: средний размер пенсий к концу 2007 года составил 1240 руб.