Пенсионное обеспечение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
• Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
1.3 Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
2.1 Анализ пенсионного обеспечения в РФ…………………………………....16
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета на
2002 г……………………………………………………………………………...19
2.3 Анализ деятельности НПФ…………………………………………………..21
2.4 Сравнение пенсионной системы в РФ с другими странами……………….27
2.5 Прогноз развития пенсионной системы…………………………………….31
Заключение……………..………………………………………………………..33
Список литературы…….…………..…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного  обеспечения

    1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
    2. Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
    3. Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11

Глава 2. Анализ пенсионного  обеспечения в  РФ и сравнение  его с другими  странами

2.1 Анализ пенсионного  обеспечения в РФ…………………………………....16

2.2 Анализ деятельности  пенсионного фонда РФ на основе  бюджета на 

2002 г……………………………………………………………………………...19

2.3 Анализ деятельности  НПФ…………………………………………………..21

2.4 Сравнение  пенсионной системы в РФ с  другими странами……………….27

2.5 Прогноз развития  пенсионной системы…………………………………….31

Заключение……………..………………………………………………………..33

Список  литературы…….…………..…………………………………………...36 
Введение

  В любом социально ориентированном государстве, забота о  незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция  Пенсионной системы.

Пенсионная  система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

     Актуальность: Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. 

     Предмет исследования: специфика пенсионного социального обеспечения.

     Объект  исследования: формирование представлений о структуре и основных понятиях пенсионного обеспечения.

      Цель  работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.

      В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие  задачи:

  • Дать характеристику источникам права социального пенсионного  обеспечения в разных странах;
  • Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;
  • Проанализировать особенности пенсионного обеспечения в условиях государственного и частного финансирования;
  • Провести обобщение и анализ полученного в ходе курсового исследования материалов.

      Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения

1.1.Пенсионное  обеспечение: понятия,  виды.

В обществе, развивающемся по пути социального прогресса, обеспечение людей пенсионного возраста достойным уровнем пенсий является одной из главных целей и основных обязанностей государства в области социальной политики.

     В странах с социально ориентированной  рыночной экономикой эта проблема решается эффективной системой пенсионного обеспечения, охватывающей все слои общества.

В этих странах пенсионное обеспечение, как  правило, представлено государственными и частными системами, предоставляющими пенсии с учетом сложившегося уровней жизни и экономического развития общества. Изучение моделей систем пенсионного обеспечения в различных странах мира свидетельствует о разнообразных принципах и подходах к их формированию.

     Так, в научной литературе выделяются системы пенсионного обеспечения  государственные и частные, обязательные и добровольные, основанные на взносах застрахованных работников и выплачиваемые вне зависимости от пенсионных взносов, построенные на принципах солидарности поколений и накопительных принципах.[3]

Мировой опыт показывает, что современные социально ориентированные национальные пенсионные системы основаны на концепциях и моделях как распределительной, так и накопительной. В научной литературе известны различные точки зрения о преимуществах и недостатках распределительной и накопительной пенсионных систем.

     Вместе  с тем, большинство авторов сходится во мнениях, что обе эти системы, решают одну задачу — задачу наиболее эффективного распределения и перераспределения  национального дохода между пенсионерами и работающим населением.

     Объективная необходимость развития пенсионного обеспечения в мире по пути оптимального сочетания распределительной и накопительной систем пенсионного     обеспечения     подтверждается     результатами     научных

исследований  и прогнозов, проведенных различными авторами.

Причем, все они, как правило, едины в  том, что «основной причиной надвигающегося кризиса систем государственного пенсионного  обеспечения является быстрое старение населения большинства развитых стран».

     Социально-экономические  права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. [8]

     Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических  условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда  и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

     В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических  прав являются:

    1.         распространенность  на  определенную   -   социально-экономическую область жизни человека;

    2.   допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

    3. зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов.

     Длительное  время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.

     Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.

     Социальные  права обеспечивают человеку достойный  уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право  на социальное обеспечение, включая  социальное страхование, пенсионное обеспечение  и медицинское обслуживание.

     Сущность  права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

     Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. [12]

    Итак, первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ (ПФРФ). Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственностью. Денежные средства  ПФ РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом.

    Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.

      Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.

1.2   Пенсионные фонды и пенсионные системы

     Пенсионный  фонд является самостоятельным финансово-кредитным

учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной  собственностью. Денежные средства ПФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются законом. [18]

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ