Отрасли с падающими предельными издержками

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена таким проблемам отраслей с падающими предельными издержками, как теоретическая экономическая база их существования, ценообразование, а также проблемам «естественности» монополизации рынка фирмами, имеющими такой характер издержек.
Целью работы является краткое исследование основных теоретических и практических особенностей отраслей с падающими предельными издержками.

Содержание

Введение.
Теоретические аспекты существования отраслей с падающими предельными издержками.
Практические особенности ценообразования в отраслях с падающими предельными издержками.
Задачи регулирования.
Исследование проблем на примере транспортной отрасли.
Мифы о «естественной монополии».
Экономическая теория в эпоху лицензий на монопольную деятельность.
Насколько «естественными» были ранние естественные монополии?
Конкуренция.
Миф о естественной монополии: производство электроэнергии.
Миф о естественной монополии: кабельное телевидение.
Миф о естественной монополии: телефон.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Отрасли с падающими предельными издержками 18.05.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство в то же самое время может стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации, то есть уменьшить социальные потери, связанные с ограничение выпуска. Через патентную систему государственные структуры предоставляют права на временные монополии изобретателям, с тем, чтобы способствовать ускорению технического прогресса.

       На рис.1 изображена естественная монополия с убывающей кривой краткосрочных средних издержек АС. Предположим, что долгосрочные АС и МС имеют ту же форму, что и краткосрочные АС и МС. Оптимальная с точки зрения общества деятельность отрасли описывается точкой Е1, в которой LMC  совпадает с ценой, а следовательно, и с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей. Объемы выпуска ниже Q1 не эффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса) Точно также, если выпуск превышает Q1,  то экономия на издержках в результате сокращения производства продукции превышает величину ценности этой продукции для потребителей (кривая LMC расположена выше кривой спроса). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q1, является оптимальным с точки зрения общества в целом.

     Но  как достичь данного уровня выпуска?  Антитрестовская политика, препятствующая образованию естественных монополий, ограничивала бы уровень выпуска. Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия также ограничивала бы выпуск продукции только на уровне Qm и тем самым обусловила бы издержки общества в размере площади замененной области FEЕ1  на рис.3.1. Следовательно,  интересы эффективности требуют замены рыночных сил, монопольного производителя необходимо заставить производить больше Qm и назначать цену ниже Рm или посредством регулирования его деятельности, или введением государственной собственности.

     Важнейшие примеры естественных монополий  включают обеспечение водой, газом  и электроэнергией, а также местную  телефонную связь и канализацию. Существование в этих отраслях коммунального  обслуживания экономии от масштаба обуславливает  желание иметь монопольного поставщика, но тогда возникает необходимость государственного вмешательства, с тем, чтобы пресекать злоупотребление монопольной властью. С учетом этого в США и в большинстве других стран отрасли коммунального обслуживания или являются регулируемыми, или находятся в государственной собственности. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не монополистом- производителем.

IV. Задачи регулирования.

     Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а  цены определяться на основе предельных издержек. Как иллюстрирует рис.1, установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производство продукции в объеме Q1 и требовало бы соответствующего изменения цены Р1, которая в этом случае оказывается ниже величины долгосрочных средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы норм дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулируемых агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получения дохода, достаточного для возмещения издержек.

     Решение этой проблемы - это установление двухкомпонентных тарифов, предусматривающих отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы полученных услуг. Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цены на уровне средних издержек. При ценах, устанавливаемых на таком уровне, объем выпуска не является оптимальным с общественной точки зрения, но потери для общества меньше, чем могли бы быть в случае нерегулируемой монополии.

     Существуют  две проблемы, связанные с ценообразованием на основе средних издержек. Первая: Q продукции производится меньше, так как цена превышает LMC. Величина социальных потерь соответствует площади DFEE1 на рис.1. Вторая: предельные издержки предприятий сферы коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времени; цены же, базирующие на средних издержках, обычно не могут этого сделать должным образом.

     Очень важно, чтобы работники регулируемых агентств проявляли активный интерес  к эффективности работы регулируемых или находящихся в государственной собственности фирм. Работники регулируемых агентств должны следить за эффективностью работы этих фирм путем проверки исполнения важных управленческих решений и сравнений с любыми предприятиями коммунального обслуживания, оказывающими аналогичные услуги. Возможно, временами необходимо обеспечивать прибыли выше нормальных, а временами - ниже нормальных, с тем, чтобы поощрять за хорошую работу или наказывать за неэффективную.

      1. Исследование проблем на примере транспортной отрасли.

     Относительно  меньшие искажения в поведение  экономических агентов вносит установление тарифов на транспортные услуги на уровне предельных издержек (иначе - маржинальных издержек, marginal costs).

     Предельные  издержки в данной отрасли - издержки, связанные с тем, что инфраструктурой воспользуется очередная дополнительная транспортная единица: ещё один вагон в поезде, ещё одна машина на дороге, ещё один самолёт, садящийся в аэропорту. Разумеется, так понимаемые предельные издержки меняются каждую минуту, и зависят от времени, места, условий, типа дополнительного пользователя и количества пользователей, уже находящихся на дороге.

     Если  в рассмотрение включаются в большом  объёме внешние издержки, иногда употребляют  термин социальные предельные издержки (social marginal costs).

     Практическое  вычисление предельных издержек затруднено, и во многих случаях они могут  быть только приблизительно оценены  средними переменными издержками. Действительно, постоянные издержки по определению  не меняются от дополнительной нагрузки, и в маржинальных издержках не учитываются.

     Ясно, что предельные издержки не одинаковы  для разных типов пользователей. Издержки, связанные с перегрузкой  трассы от тысячного автомобиля могут  в разы превышать издержки от автомобиля, который выехал на дорогу первым, даже если это абсолютно одинаковые машины. Предельные издержки, связанные с ремонтом дороги или с загрязнением воздуха, будут выше для большегрузных автомобилей.

     Использование предельных издержек для установления тарифов связано с тем, что  экономическая теория утверждает: в условиях совершенной конкуренции цена товара устанавливается на уровне предельных издержек. Вернее будет сказать, что в абстрактных моделях совершенной конкуренции, где цена считается заданной свыше (идеальным рынком), предприниматель будет производить всё новые и новые единицы товара до тех пор, пока его растущие предельные издержки не сравняются с этой ценой. Производить далее - себе в убыток, и предприниматель перестанет расширять производство.

     Совершенная конкуренция из учебников не встречается на реальных рынках, а реальная конкуренция, благодаря которой свободный рынок является надёжным регулятором экономики, не похожа на учебники. В частности, решения предпринимателей оказывают непосредственное влияние на цены, как и предпочтения потребителей, которые меняются достаточно быстро. Поэтому цена не может считаться неизменной, не зависящей от действий производителя. Тем не менее, считается, что установление регулируемого тарифа на уровне предельных издержек способствует максимизации общественного богатства. Такой подход в чём-то сродни колдовству, вере в то, что воспроизведение конечного результата идеальной конкуренции автоматически приведёт к воспроизведению иных положительных характеристик идеального рынка. При этом полностью игнорируется тот факт, что в процессе реальной конкуренции происходит отбор лучших технологий и наиболее талантливых менеджеров, адаптация продукта к реальным нуждам потребителя, и только в результате этого цена произведённого продукта может теоретически снизиться до уровня предельных издержек. Установление регулируемых тарифов даже на "экономически обоснованном" уровне способно лишь отложить неизбежный кризис, вызываемый накоплением управленческих и технологических ошибок, недоинвестированием и игнорированием потребителя.

     Обширная  литература посвящена как теоретическому обоснованию установления регулируемых тарифов на уровне предельных издержек, считающемуся наилучшей практикой, так и методам определения  предельных издержек, что само по себе является непростой задачей - ведь предельные издержки не являются легко наблюдаемой бухгалтерской величиной.

     Предельные  издержки играют важную роль ещё в  одном разделе экономической  теории - в теории "естественной монополии", также охотно применяемой сторонниками государственного регулирования к транспортной инфраструктуре. Одним из признаков естественной монополии считается та самая зависимость спроса от цены, которая должна отсутствовать в условиях идеальной конкуренции. Другой признак естественной монополии - падающие предельные издержки, когда обслуживание очередной дополнительной единицы транспорта обходится дешевле предыдущей, или вовсе является бесплатным. Если отрасль характеризуется существенной экономией на масштабах, выражающейся в падающих предельных издержках, установление монополии в этой отрасли считается "естественным" и неизбежным. Против такого подхода можно привести два возражения.

     Во-первых, предельные издержки могут снижаться, только если исключить из рассмотрения большую часть внешних издержек. Незаполненная дорога может пропустить очередной автомобиль, не неся при этом существенных дополнительных затрат. Но загрязнение окружающей среды, шум и вибрация от каждого дополнительного автомобиля отнюдь не падают, поэтому интернализация внешних издержек является препятствием на пути монополизации.

     Во-вторых, предельные издержки могут падать или  быть равными нулю только до момента  исчерпания пропускной способности  инфраструктуры. До этого момента  предельные издержки формируются в  связи с изменением переменных издержек. Но когда на дороге встаёт пробка, или когда аэропорт уже не может принимать самолёты с большей частотой, появление дополнительной машины или дополнительного самолёта приводит к скачкообразному увеличению издержек - надо инвестировать в расширение инфраструктуры, предельные издержки на обслуживание очередной транспортной единицы становятся больше на величину инвестиций и постоянных издержек расширенного проекта, а это совсем иные деньги. Вообще весь анализ предельных издержек при попытке доказать "естественный монополизм" инфраструктурного объекта проводится исключительно в краткосрочной перспективе, и с этим связаны его существенные недостатки.

     На  реальном рынке предельные издержки можно использовать только как минимум  цены, не который может согласиться поставщик товара или услуги. Меньшая цена приведёт к убыткам уже в краткосрочной перспективе, но цена на уровне предельных издержек не гарантирует долгосрочного существования проекта.

     При анализе реального ценообразования, наряду с предельными издержками продавца, рассматриваются альтернативные издержки покупателя. Выходя на рынок в поисках товара иди услуги, покупатель готов платить за предлагаемый ему товар не больше, чем стоимость следующего по ценности варианта покупки из доступных на рынке. Грузоотправитель заплатит за железнодорожную перевозку не больше, чем стоит наилучшая доступная альтернатива - автопоезд или самолёт. В некоторых случаях более дешёвой альтернативой является не привозить товар, а произвести на месте - и тогда от перевозки откажутся вовсе. Поэтому альтернативные издержки являются максимумом, который готов заплатить покупатель.

     Рассмотрим  пример, показывающий, каким образом  альтернативные издержки могут оказаться  лучшим ориентиром при регулировании  цен, чем предельные издержки. Представим себе морской порт, расположенный в узком заливе со сложным фарватером и небольшой территорией (такие порты возникали во времена приморских крепостей и морских осад, теперь же они оказались совершенно неприспособленными к современной морской торговле). Естественно, государство вводит регулирование цен на услуги портов, и устанавливает цены данного порта на уровне его предельных издержек. Так как издержки высоки, цены оказываются достаточно высокими, но дефицит погрузочных мощностей сохраняется, и в какой-то момент частные инвесторы могут рассмотреть вариант строительства нового порта неподалёку, но в более удобном месте.

     Инвесторы ориентируются при рассмотрении проекта на высокие цены и очереди  в старом порту, и при этих условиях проект может быть весьма привлекательным. Однако, если законодательство предписывает регулировать цены на услуги нового порта по тем же предельным издержкам, новый порт никогда не будет построен. Предельные издержки на обслуживание корабля в новом удобно расположенном порту будут малы, тариф будет низким, и проект потеряет свою привлекательность.

     Если  отказ от регулирования цен не является политически приемлемым в  рассматриваемой стране, государству  как минимум имеет смысл рассмотреть  альтернативные издержки кораблевладельцев (разгружаться в старом порту) и установить потолок тарифа нового порта на уровне тарифа старого. Очевидно, что это повысит привлекательность проекта и сделает его реализацию более вероятной.

     Использование для установления тарифов того или  иного приближения к предельным издержкам имеет один большой недостаток, уже упоминавшийся выше. Тариф, установленный по предельным издержкам, не компенсирует фиксированных издержек, при наличии экономии на масштабе средние издержки оказываются выше, чем предельные издержки. Такие тарифы в чистом виде не обеспечат даже воспроизводства инфраструктуры. Причины этого понятны - теория "идеальной конкуренции" не отражает реальной жизни. Но компенсировать фиксированные издержки (включая стоимость капитала) необходимо для гарантирования доходов частным инвесторам при строительстве новых мощностей.

Информация о работе Отрасли с падающими предельными издержками