Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа
Цель и общее направление работы: определить особенности фискальной и кредитно-денежной политики России и зарубежных стран в условиях экономического кризиса 2008 - 2009 гг.
Задачи курсовой:
- выявить теоретические основы государственного регулирования в экономике;
- рассмотреть особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 - 2009 гг. в России и в зарубежных странах;
- исследовать периоды экономического кризиса.
- проанализировать кредитно-денежную политику России, США и других стран;
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования в экономике 5
1.1. Основные экономические функции государства 5
1.2. Инструменты и методы государственного регулирования 10
2. Особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. 13
2.1. Содержание фискальной политики, ее виды 13
2.2. Фискальная политика в России 14
2.3. Фискальная политика в зарубежных странах 17
3. Кредитно-денежная политика в период кризиса 20
3.1. Содержание кредитно-денежной политики 20
3.2. Российский опыт 21
3.3. Зарубежный опыт 25
Заключение 32
Список используемой литературы
Сократились спреды по еврооблигациям стран с формирующейся рыночной экономикой. Увеличился выпуск облигаций заемщиками с разными уровнями кредитных рейтингов. Вместе с тем после кризиса остался низким уровень доверия к рынкам секьюритизированных активов, включая рынки обеспеченных активами коммерческих бумаг, а также облигаций, обеспеченных ипотекой и другими видами активов. В этом сегменте финансового рынка сохранились высокие спреды.
После завершения кульминационной фазы финансового кризиса акцент деятельности органов денежно-кредитного регулирования сместился с чрезвычайных мер по поддержке ликвидности на сглаживание циклических колебаний экономической активности. Между тем процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики в ряде стран оказались уменьшенными до предельно низкого уровня, допустимого с учетом интенсивности инфляционных процессов. В США, Великобритании и Японии центральные банки в 2009 г. использовали альтернативные подходы к смягчению денежно-кредитной политики посредством проведения операций с банковским сектором, ориентированных непосредственно на увеличение ликвидности (“количественное смягчение”). В других странах продолжилось снижение процентных ставок. Правительствами зарубежных стран осуществлялись меры по смягчению налогово-бюджетной политики.
Федеральная резервная система США (ФРС) с декабря 2008 г. поддерживала ставку-ориентир по федеральным фондам в интервале от 0 до 0,25% годовых.
Ускорение снижения ключевой процентной ставки денежно-кредитной политики ФРС, в результате которого она приблизилась к нулевому уровню, произошло в четвертом квартале 2008 г. - в период, когда кризисные явления в финансовом секторе американской экономики достигли наибольшей остроты.
В сентябре - октябре 2008 г. значительно увеличились объемы предоставления ФРС банкам кредитов через “учетное окно”, расширилось использование ряда дополнительных временных программ краткосрочного кредитования (аукционов по предоставлению кредитов депозитным организациям на гибких условиях, операций по предоставлению внутридневной ликвидности первичным дилерам рынка государственных ценных бумаг). В дальнейшем необходимость использования этих инструментов, вызванная временным недостатком в условиях кризиса доступной для банков ликвидности, уменьшилась по мере стабилизации условий в финансовом секторе. На первый план вышла задача проведения ФРС политики, способствующей формированию в денежно-кредитной сфере условий для восстановления экономической активности.
Ставка по федеральным фондам с приближением к нулю перестала играть роль основного ориентира денежно - кредитной политики. ФРС начала использовать в качестве инструмента политики воздействие на уровень ликвидности банков посредством покупки на открытом рынке в установленных объемах государственных облигаций и облигаций федеральных ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. В марте 2009 г. были установлены ориентиры “количественного смягчения”: покупка обеспеченных ипотекой облигаций, выпуск которых организован ипотечными агентствами, на сумму 1,25 трлн. долл. США, а также собственных долговых обязательств агентств на сумму 200 млрд. долл. США и покупка в период до сентября 2009 г. государственных ценных бумаг США на сумму 300 млрд. долларов.
План
по покупке государственных
К настоящему времени план по приобретению обеспеченных ипотекой облигаций выполнен более чем на 60%, собственных обязательств ипотечных агентств - более чем на 85%.
ФРС осуществляет также программу предоставления кредитов компаниям под залог секьюритизированных активов (Term Asset-Backed Securities Loan Facility - TALF) с планируемым объемом кредитования 1 трлн. долл. США. В список залогов, который первоначально охватывал ценные бумаги, обеспеченные ссудами на оплату образования и покупку автомобилей, ссудами по кредитным карточкам и ссудами малым и средним предприятиям, в 2009 г. были включены ценные бумаги, обеспеченные коммерческой ипотекой, и другие виды секьюритизированных активов. В августе 2009 г. принято решение о переносе срока окончания действия программы TALF в части кредитования под залог ценных бумаг, обеспеченных коммерческой ипотекой, с 31 декабря 2009 г. на 30 июня 2010 г., а в части кредитования под залог других обеспеченных активами ценных бумаг - на 31 марта 2010 года.15
______________________________
15 Вестник Банка России. - 2009. - № 67. - С. 72-80.
В январе - сентябре 2009 г. доходность краткосрочных государственных ценных бумаг США (со сроками до погашения от 3 месяцев до 1 года) существенно не изменялась (0,1 - 0,6% годовых), в то время как доходность облигаций со сроками до погашения 10 - 30 лет повысилась на 1,0 - 1,3 процентного пункта (сентябрь к декабрю 2008 г.) - до 3,4 - 4,2% годовых. Уровень базовых процентных ставок по кредитам банков с января по сентябрь 2009 г. составлял 3,25% годовых (в декабре 2008 г. - 3,61%).
Уровень процентных ставок по долгосрочным ипотечным ссудам под первичный залог, предоставляемым на стандартных условиях, составлял в сентябре 2009 г. 5,1% годовых по сравнению с 5,3% годовых в декабре 2008 года.
Тот
факт, что смягчение ФРС денежно-
Во-первых, доходность краткосрочных государственных ценных бумаг еще в конце 2008 г. достигла чрезвычайно низкого уровня. Снижение в 2009 г. краткосрочных ставок в межбанковском сегменте денежного рынка было вызвано уменьшением рисков (ставки по размещаемым депозитам LIBOR в долларах США на сроки от 3 месяцев до 1 года с декабря 2008 г. по сентябрь 2009 г. снизились на 1,1 - 1,5 процентного пункта). Спред между ставками LIBOR по трехмесячным депозитам и доходностью трехмесячных государственных ценных бумаг США в 1 квартале 2009 г. составлял не более 1,3 процентного пункта, во II квартале - не более 1 процентного пункта, в 3 квартале - не более 0,4 процентного пункта (в 4 квартале 2008 г. в отдельные дни он превышал 4,5 процентного пункта). Увеличение в январе - сентябре 2009 г. спредов между доходностью долгосрочных и краткосрочных государственных облигаций является показателем ожидания участниками финансового рынка повышения спроса на заемные средства (под влиянием восстановления экономической активности или роста бюджетного дефицита).
Во-вторых, большая часть средств, предоставленных ФРС банкам в ходе масштабных вливаний ликвидности в четвертом квартале 2008 г. и последующего «количественного смягчения» денежно-кредитной политики, аккумулировалась на резервных счетах банков в ФРС. Сохранение в январе - сентябре 2009 г. значительного объема избыточных банковских резервов свидетельствует о том, что в этот период еще не сложились условия, при которых высокий уровень ликвидности мог бы стимулировать кредитование банками реального сектора экономики (в этом случае была бы достигнута цель “количественного смягчения”).
Продолжалось увеличение доли в активах банков просроченных ссуд. Банки высокими темпами увеличивали резервы на покрытие потерь по ссудам, ужесточали условия предоставления ссуд по основным направлениям кредитования компаний и населения. В результате процесс сворачивания кредитной экспансии банковского сектора, начавшийся в 4 квартале 2008 г., продолжился в январе - сентябре 2009 года.
Политика «количественного смягчения» в 2009 г. проводилась также в Великобритании и Японии. Банк Англии с марта 2009 г. осуществляет программу по покупке у банков государственных облигаций, корпоративных облигаций и коммерческих бумаг. Запланированный объем этих операций в мае был увеличен с 75 до 125 млрд. фунтов стерлингов, в августе - до 175 млрд. фунтов стерлингов, в ноябре - до 200 млрд. фунтов стерлингов. Предполагается выполнить этот план в 1 квартале 2010 г. (сроки завершения “количественного смягчения” сдвигались по мере увеличения его объемов).
Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил ставку рефинансирования в первом квартале 2009 г. с 2,5 до 1,5% годовых, во 2 квартале - до 1% годовых. Темпы инфляции в зоне евро (прирост потребительских цен в отчетном месяце к соответствующему месяцу предыдущего года) с декабря 2008 г. были ниже уровня 2%, являющегося ориентиром денежно-кредитной политики ЕЦБ, а с марта 2009 г. - ниже 1%. С июня 2009 г. потребительские цены в зоне евро снижались.
В результате ослабления инфляционных процессов расширились возможности ЕЦБ осуществлять денежно-кредитную политику, способствующую сглаживанию негативных циклических процессов в экономике.
За
период с начала 2009 г. процентные ставки
по инструментам денежно-кредитной
политики центральных банков были снижены
в большинстве стран - торговых партнеров
России и многих других странах. В частности,
в III квартале ставки снижались в Дании,
Швеции, Венгрии, Чешской Республике, Турции,
Бразилии, ЮАР, Казахстане и на Украине.
Ставки-ориентиры по депозитам и кредитам
в юанях в Китае за период с начала года
не изменились.15
Среднегодовые темпы прироста ВВП в некоторых странах в 2008 гг., %16
На
этой таблице видно как кризис
затронул различные страны, меньше
всего «пострадали» Латвия, Беларусь,
Китай, низкий прирост ВВП в развитых странах:
Италия, Япония, Франция, США в 2008 году.
_______________________
15 Вестник Банка России. - 2009. - №67. - С. 72-80.
16 Андрюшин, С.А., Кузнецова, В.В. Состояние банковского сектора и антикризисные меры правительства России / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // ЭКО. - 2009. – № 4. – С. 52-53.
Заключение
Кризис 2008 года можно сравнить с великой депрессией, которая также была организована в США. Как и во время текущего кризиса, во времена великой депрессии, коммерческие банки, внезапно, перестали выдавать кредиты, и расцветающая американская экономика резко погрузилась в рецессию. История проходит. Причины кризиса анализируются, и новые люди смотрят на случившееся под другим углом.
В данный момент распространяется мнение, что кризис во времена великой депрессии был создан умышленно группой коммерческих банков, преследовавших свои алчные цели.
Как образовался текущий кризис и был ли он создан искусственно, либо случился внезапно, пока не ясно. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подождать какое-то время, чтобы посмотреть на него, как на случившийся факт.
Каким может быть выход из кризиса? Выходом из мирового кризиса должен стать рост экономик и выход производства из кризисного состояния. Толчком к этому может послужить инновационный прорыв. Возможно, это будет дешевый возобновляемый источник энергии. Ведь энергия основа любого современного производства. Или завершение кризиса произойдёт после того, как американские и банки других развитых стран, возобновят кредитование предприятий реального сектора экономики.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. И от антикризисной политики, разработанной правительством, во многом зависит скорость выхода стран из кризиса.
По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В 3 и 4 кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.
Информация о работе Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса