Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и общее направление работы: определить особенности фискальной и кредитно-денежной политики России и зарубежных стран в условиях экономического кризиса 2008 - 2009 гг.
Задачи курсовой:
- выявить теоретические основы государственного регулирования в экономике;
- рассмотреть особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 - 2009 гг. в России и в зарубежных странах;
- исследовать периоды экономического кризиса.
- проанализировать кредитно-денежную политику России, США и других стран;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования в экономике 5
1.1. Основные экономические функции государства 5
1.2. Инструменты и методы государственного регулирования 10
2. Особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. 13
2.1. Содержание фискальной политики, ее виды 13
2.2. Фискальная политика в России 14
2.3. Фискальная политика в зарубежных странах 17
3. Кредитно-денежная политика в период кризиса 20
3.1. Содержание кредитно-денежной политики 20
3.2. Российский опыт 21
3.3. Зарубежный опыт 25
Заключение 32
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике .doc

— 260.00 Кб (Скачать)
    • фискальная экспансия (стимулирующая бюджетная  политика, направленная на преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов)
    • фискальная рестрикция (сдерживающая бюджетная политика, имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение G, увеличение налогов);
    • дискреционная фискальная политика (целенаправленное изменение G, налогов и состояния государственного бюджета в результате специальных решений правительства)
    • недискреционная фискальная политика (автоматическое изменение G в результате циклических колебаний экономики)8

    2.2. Фискальная политика в России

    Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. В условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

    Для того чтобы выяснить антикризисную  политику России, нужно выявить специфику  российского экономического кризиса. Во - первых, Россия до сих пор не преодолела последствия трансформационного шока от распада СССР и смены экономической системы, поэтому в стране возник мощный структурный кризис, при котором недостаточность конкурентоспособных производств сочетались с избытком неконкурентоспособных. Во - вторых, специфика российского кризиса заключается в особом характере влияния мирового кризиса на российскую финансовую систему.9 
 

_________________________

8 Видяпина, В.И. Все о фискальной политике /В.И. Видяпина // Бакалавр экономики, – М. - 2000. – Т.2. –С. 48-49.

9 Фетисов, Г.Г. Мировой экономический кризис и проблемы развития экономики России / Г.Г. Фетисов // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 1. – С. 9–20.

    В конце 2008 года российские власти приняли  решение стимулировать экономику  в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на организации. В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС.

    С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль  организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая  уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, - с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.

    Был экстренно изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль  за четвертый квартал 2008 года. Эта  мера позволила компаниям заплатить  авансовые платежи с реальной прибыли, полученной в ноябре-декабре, а не c высокой прибыли третьего квартала.

    Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2008 года. Увеличение размера амортизационной премии создает благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.10 

_________________________________

10 Жидкова, Е.Ю. Оптимизация налогообложения в России в условиях мирового финансового кризиса / Жидкова Е.Ю. // Экономическое развитие России в условиях глобального кризиса. - 2009. -Т.1. -С. 115-120.

    Расширен  перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 года в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности.

    Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Таким образом, максимальная экономия, которую могут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. при ставке НДФЛ 13%. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году.

    Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении  неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право  принимать к вычету НДС по авансовым  платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. Ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов.

    Эта мера позволила компаниям упорядочить  уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно  несут расходы.

    С 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Пониженные ставки могут быть установлены в отношении тех компаний, которые платят налог с прибыли, если ее нет, то и ставка налога на прибыль, и льготы по нему значения не имеют.  
 
 

    В области налогового контроля, уточняются виды решений, принимаемых руководителями налоговых органов в отношении возмещения НДС. В том числе прямо предусматривается вынесение решений о частичном возмещении заявленного к возврату из бюджета НДС. Хотя технически такая возможность существовала и ранее, теперь такие решения должны, по мнению законодателей, получить более широкое распространение и облегчить возмещение бесспорной части НДС. Наконец, положения Налогового кодекса дополняются рядом процессуальных гарантий для налогоплательщиков. Устанавливается, в том числе запрет на использование налоговыми органами доказательств, полученных с нарушением положений Налогового кодекса.

    В целом же все эти меры показательны в одном: соглашаясь поддержать российские компании снижением ставок по отдельным видам налогов, предоставлением налоговых льгот, таможенными мерами, правительство категорически отвергает возможность корректировки налоговой политики.

    Целиком ориентированная на бюджетные цели налоговая политика последних лет продолжает считаться неприкосновенной и в кризисный период. Налоговая политика должна выполнять не только краткосрочную фискальную функцию, но и регулирующую, стимулируя рост эффективности и масштабов отечественного производства.11

    2.3. Фискальная политика в зарубежных странах

    Текущий экономический кризис, вошел в историю не просто как первый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза которого

закончилась благодаря согласованной политике ведущих мировых держав. 
 
 

_____________________________

11 Глазьев, С.Ю. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения / С.Ю. Глазьев // Экономическая наука современной России. – М., 2009. – № 2. – С. 45–62.

Страны, которые не имели проблем с  инфляцией и бюджетным дефицитом:

  1. небольшие страны, быстро начавшие выходить из кризиса и ужесточать политику: Израиль, Австралия, Норвегия.
  2. крупнейшие страны, возвращающиеся к росту благодаря господдержке большей части Европы, Японии и США.
  3. крупные страны, в которых восстановление произошло наиболее быстро и сейчас возникает опасность перегрева. Развивающаяся Юго-Восточная Азия.

Страны  с критическими проблемами:

  1. страны с тяжелыми проблемами. Прибалтийские страны, Ирландия, Исландия. Украина
  2. страны, столкнувшиеся с дисбалансами в начале, но сумевшие локализовать их и перейти к мягкой политике. Россия, Венгрия.
  3. страны, в которых удар первой волны кризиса по которым был не очень сильным, но затем ситуация усугубилась. Греция.

    Первый этап кризиса (середина 2007 - март 2008). Кризис развивается в США и Великобритании, затрагивая финансовый сектор и рынок жилья. Периодически возникает отток капитала с развивающихся рынков, в результате в странах Прибалтики, Казахстане, Ирландии, Испании, сильно зависящих от притока капитала и с перегревом экономики, начинается кризис.

    В США принят первый пакет фискальных стимулов (налоговые возвраты) и  продлен срок получения пособий  по безработице. Начинают разрабатываться  меры по поддержке рынка жилья: налоговые льготы и субсидированная за счет государства реструктуризация сабпрайм и прайм ипотеки.

    Второй этап кризиса (март 2008 - сентябрь 2008). В США проблемы в финансовом секторе обостряются, государство вынуждено поддерживать Fannie - Mae и Freddy - Mac.Быстро растет безработица, хотя ВВП все еще демонстрирует рост. Развивающиеся (Китай, Индия) и некоторые переходные (Россия) страны демонстрируют устойчивый рост ВВП  и финансовых рынков. Цены на нефть бьют рекорды, доллар дешевеет.

    Третий этап кризиса (сентябрь 2008 - февраль 2009). Острая фаза кризиса начинается после банкротства Lehman Brothers и национализации ING. Кризис доверия на финансовых рынках. Бегство от рисков. Обвал международной торговли. Спад ВВП или резкое снижение темпов роста в большинстве стран мира. Резкое удорожание доллара. Меры фискальной политики разнятся от страны к стране. Основные компоненты: налоговые льготы, субсидии на покупку новых автомобилей взамен на старые, субсидии субфедеральным провинциям, инвестиции в инфраструктуру, телекоммуникации, «зеленую» экономику, образование, здравоохранение и др.

    Четвертый этап кризиса (март - июль 2009) Теория возникновения «зеленых ростков» (антикризисная программа). стабилизация падения ВВП в большинстве стран мира. Ралли на фондовых рынках. Восстановление цен на сырье. Закупки Китаем металлов и других сырьевых товаров. Удешевление доллара к другим валютам. Восстановление рынка облигаций. Падение объемов банковского кредитования в развитых странах

    Пятый этап кризиса (август 2009 - настоящее время) Положительные темпы роста в США и ЕС. Быстрый возврат к росту в странах Азии. На фондовых рынках активы значительно переоценены. Рынки становятся нестабильными в ожидании суверенных или субсуверенных дефолтов.

    Некоторые из стран вынуждены сворачивать  поддержку и сокращать государственные  расходы. Доллар вновь дорожает, хотя и не так сильно, как годом ранее. В фискальной политике происходит продолжение ранее принятых мер: налоговых льгот, инвестиционных программ.

    Введение  дополнительных мер: внимание малому бизнесу  и созданию рабочих мест. По итогам Копенгагена возможны дополнительные инвестиции в зеленую экономику.

    Устойчивость  фискальной политики является одним  из ключевых факторов доверия к экономике  и, следовательно, ее развития.  

    Поэтому фискальные программы оказываются  наиболее эффективными в тех странах, где фискальный бюджет и долг были сравнительно не высоки до кризиса, а также когда программы сопровождаются убедительными для рынка обязательствами по своевременному сворачиванию программ.

    В США снизили налоги на 14% на труд от всего фискального пакета, для  семей, увеличили кредит для семей.

Информация о работе Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса