Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа
Цель и общее направление работы: определить особенности фискальной и кредитно-денежной политики России и зарубежных стран в условиях экономического кризиса 2008 - 2009 гг.
Задачи курсовой:
- выявить теоретические основы государственного регулирования в экономике;
- рассмотреть особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 - 2009 гг. в России и в зарубежных странах;
- исследовать периоды экономического кризиса.
- проанализировать кредитно-денежную политику России, США и других стран;
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования в экономике 5
1.1. Основные экономические функции государства 5
1.2. Инструменты и методы государственного регулирования 10
2. Особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. 13
2.1. Содержание фискальной политики, ее виды 13
2.2. Фискальная политика в России 14
2.3. Фискальная политика в зарубежных странах 17
3. Кредитно-денежная политика в период кризиса 20
3.1. Содержание кредитно-денежной политики 20
3.2. Российский опыт 21
3.3. Зарубежный опыт 25
Заключение 32
Список используемой литературы
Германия: повышение той доли заработной платы в расчете на каждого члена семьи, с которой не взимается подоходный налог до 2004 евро в год + начальная ставка налогообложения граждан снижена с 15 до 14 процентов.12
3. Кредитно - денежная политика в период кризиса
3.1. Содержание кредитно - денежной политики
Кредитно-денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно-денежной сфере с целью регулирования экономики, связанных с деятельностью ЦБ.
Цели кредитно - денежной политики:
Кредитно-денежная
политика осуществляется Центральным
банком страны.
_____________________________
12 Юдаева, К., Годунова, М. Антикризисные программы /К. Юдаева, М. Годунова // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. - 2010. - №2. - С. 3-4.
На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
3.2. Российский опыт
Опыт многих стран показывает, что для выхода экономики из кризиса необходимо сочетанием мероприятий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик. на первом этапе - этапе развертывания экономического кризиса - предпочтительно применение мер денежно-кредитной политики, поскольку именно они позволяют быстро решить наиболее острые проблемы: отсутствия доверия, роста хозяйственных рисков, нехватки ликвидности, угрозы банкротства и др.
На
первом этапе нынешнего кризиса
в России, как и в большинстве
стран мира, упор был сделан на меры денежно -
кредитного регулирования. Стоимость
антикризисных мероприятий сначала была
оценена в 4 трлн руб Однако с учетом утвержденных
налоговых стимулов она составила 6 трлн
руб. Это почти 14% ВВП. В течение 2008 года
объем помощи национальной экономике
периодически уточнялся. По данным Министерства
финансов РФ, он превысил 9 трлн. руб.
_________________________
13 Кредитно-денежная политика: цели и инструменты: учеб пособие / под ред. Ланкина В.Е. - Таганрог. - ТРТУ. - 2006. - С. 78.
Таким образом, весь запланированный объем расходов на поддержание ликвидности банковского сектора к началу 2009 г. составил 21,7% ВВП.
Пакет антикризисных мер денежно - кредитной политики России включает следующие меры:
1. Обеспечение ликвидности банковского и частного секторов экономики. Банк России проводит беззалоговые аукционы, предоставляет субординированные кредиты, выступает гарантом по межбанковским кредитам, периодически расширяет ломбардный список.
Таблица 1
Расходы на поддержание ликвидности банковского сектора, млрд. руб.
Вид расходов | План | Факт |
Субординированные кредиты: | ||
Сбербанку России | 500 | 300 |
Внешторгбанку | 200 | 200 |
Россельхозбанку | 25 | 25 |
Другим банкам | 225 | |
Взнос в уставной капитал: | ||
Внешэкономбанка | 75 | 75 |
Россельхозбанка | 30 | 30 |
ОАО "АИЖК" | 60 | |
Взнос в ГК "Агенство страхования вкладов" | 200 | 200 |
Снижение Фонда обязательных резервов | 380 | 380 |
Размещение
средств ФНБ в акции и |
175 | 90 |
Предоставление Банком необеспеченных кредитов | 3500 | 1400 |
Размещение средств федерального бюджета на депозиты | 330 | 330 |
Санация банковской системы | 231,5 | 214,5 |
Предоставление Банком обеспеченных кредитов | 1500 | 348 |
Итого | 7431,5 | 3592,5 |
Данная таблица показывает расходы Банка России на поддержание ликвидности банковского сектора. В основном, это расходы на субординированные кредиты, взносы в уставной капитал. Из этих данных видно, что планированные расходы не совпадает с фактическими и они, как правило, намного меньше.
2. Санация банков - банкротов. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии у столкнувшихся с финансовыми трудностями банков, а на применение к ним иных мер предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. Хотя данная мера позволяет стабилизировать положение в банковском секторе и восстановить доверие национальным банкам, у нее есть серьезный недостаток - она подрывает ответственность собственников и менеджеров банков за результаты хозяйственной деятельности и перекладывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков.
3. Совмещение стабилизации финансового положения банковской системы с реформированием последней. Основное направление реформирования - консолидация банковского сектора под давлением административных требований или инициативы «сверху». Иначе говоря, государство использует кризис для ускорения «зачистки системы». Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил упор делается на принудительную скупку банков ограниченным числом «покупателей».
Только за октябрь - ноябрь 2008 г. на российском рынке прошло более десятка сделок по слиянию и поглощению банков. Эксперты выделяют четыре группы активных покупателей, испытывающих трудности банков: государственные банки, крупные коммерческие банки, непрофильные предприятия (например, ОАО «РЖД» и многоотраслевые холдинги типа ИГ «Алроса»). В результате вместо реформирования банковской системы происходит ее частично огосударствление.
4. Введение нормы государственной гарантии 100% сохранности по вкладам физических лиц в размере до 700 тыс. руб. Данные гарантии охватывают 98% вкладов в российских банках.14
___________________________
14 Андрюшин, С.А., Кузнецова, В.В. Состояние банковского сектора и антикризисные меры правительства России / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // ЭКО - 2009. – № 4. – С.39–51.
Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса вводили подобные меры для предотвращения «банковской паники» и восстановление доверия общества к банковским институтам. Однако в России государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в других странах - и на средства предприятий. Кроме того, время действия гарантий вкладов, введенных в период кризиса, в нашей стране неопределенно, а в развитых странах, государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер.
5. Создание универсального механизма, позволяющего привлекать ресурсы коммерческих организаций на санацию проблемных банков. В настоящее время функции отбора стратегических инвесторов для банков - банкротов пока возложены на Агентство страхования вкладов. Оценка ситуации в проблемном банке и поиск инвесторов «покупателя» требуют времени, а его в условиях кризиса нет.
Агентство страхования вкладов «ведет» примерно 10 проектов по санации банков. К тому же возможности этого агентства позволяют санировать 20 -40 банков, в то время как санации, по оценкам Банка России, уже нуждаются от 50 до 70 банков. По этим причинам Банк России в ряде случаев применяет не институциональную процедуру, а практика «ручной настрой», доверяя санацию проблемных банков избранным покупателям, что создает почву для махинаций и манипуляций.
6. Поощрение покупки проблемных банков государственными и квази-государственными структурами за символическую цену, во многом - это обусловлено тем, что частные банки не хотят покупать «непрозрачные» банки. Поэтому при углублении кризиса в 2009 году правительство РФ будет «спускать» госструктурам своего рода разнарядку на приобретение системообразующих банков. Такой подход позволяет Банку России быстро решить проблему банка - банкрота, что крайне важно в условиях развития кризисных явлений и запутанности процедуры банкротства банков.
Но эта практика одновременно поощряет чрезмерно рисковые хозяйственные стратегии банков и также перекладывает время убытков частных лиц на налогоплательщиков.
7. Курс на постепенное ослабление рубля. У политики «управляемой девальвации» есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, ослабление рубля теоретически делает продукцию российских предприятий более конкурентоспособной и ограничивает импорт. С другой стороны, подобная политика может привести к исчерпыванию официальных валютных резервов и к полному отказу от инвестиций, бегству капитала, долларизации экономики, и, как результат, - к остановке большинства российских производств и резкому обнищанию населения.14
3.3. Зарубежный опыт
В январе - сентябре 2009 г. ситуация на мировых финансовых рынках определялась, с одной стороны, глобальным экономическим спадом, с другой стороны — постепенной стабилизацией финансовых условий после масштабного кризиса в конце 2008 года.
Формированию
более стабильных условий на финансовых
рынках способствовали предпринятые в
четвертом квартале 2008 г. - начале 2009 г. правительствами
и органами денежно-кредитного регулирования
ряда ведущих стран шаги по предотвращению
системного банковского кризиса и кризиса
ликвидности в банковском секторе. Во-первых,
были расширены гарантии по банковским
вкладам, оказывалась адресная помощь
системно значимым финансовым институтам,
некоторые из них были национализированы.
______________________
14 Андрюшин, С.А., Кузнецова, В.В. Состояние банковского сектора и антикризисные меры правительства России / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // ЭКО. - 2009. – № 4. – С. 39–51.
Во-вторых, центральными банками применялись дополнительные инструменты кредитования банков с целью упрощения его условий, увеличения объемов и сроков; принимались также другие меры.
В результате с первого квартала 2009 г. условия на финансовых рынках постепенно стабилизировались. Одним из признаков ослабления напряженности было уменьшение спредов между процентными ставками на межбанковских денежных рынках и доходностью краткосрочных государственных ценных бумаг после их резкого увеличения в сентябре - октябре 2008 года. С марта 2009 г. возобновился рост цен на акции на мировых фондовых рынках. В первом квартале стабилизировался уровень цен на контракты на нефть на мировом рынке; с марта началось их повышение, ускорившееся в апреле - мае. В конце первого - втором квартале начали повышаться цены на металлы и сельскохозяйственную продукцию.
В
течение первого полугодия
Информация о работе Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса