Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и общее направление работы: определить особенности фискальной и кредитно-денежной политики России и зарубежных стран в условиях экономического кризиса 2008 - 2009 гг.
Задачи курсовой:
- выявить теоретические основы государственного регулирования в экономике;
- рассмотреть особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 - 2009 гг. в России и в зарубежных странах;
- исследовать периоды экономического кризиса.
- проанализировать кредитно-денежную политику России, США и других стран;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования в экономике 5
1.1. Основные экономические функции государства 5
1.2. Инструменты и методы государственного регулирования 10
2. Особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. 13
2.1. Содержание фискальной политики, ее виды 13
2.2. Фискальная политика в России 14
2.3. Фискальная политика в зарубежных странах 17
3. Кредитно-денежная политика в период кризиса 20
3.1. Содержание кредитно-денежной политики 20
3.2. Российский опыт 21
3.3. Зарубежный опыт 25
Заключение 32
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике .doc

— 260.00 Кб (Скачать)
  1. Индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг).
  2. Местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий).
  3. Отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода).

________________________________________

3 Платонов, В.С. Функции государственного регулирования экономики. / В.С. Платонов - Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. М: Феникс, – 1997. – Гл.18. – С.245–250.

  1. Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода).
  2. Национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны).
  3. Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    Господство  монополий (когда одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющих аналогов) влечет за собой ряд отрицательных последствий: уничтожение конкуренции и подрыв основ динамизма рыночной экономики; диктат производственных и сбытовых монополий и нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением; антиобщественная деловая практика.

    Меры, направленные на недопущение монополизации рынков могут быть самыми разными, это лишь некоторые из них (самые популярные у антимонопольных органов):

  1. Давление на монополиста с помощью штрафов и налогов.
  2. Поддержка конкурентов фирмы, обладающей почти монопольным положением на рынке.
  3. Контроль за слияниями фирм на рынке близком к монопольному, в частности запрет компаниям – лидерам этого рынка на поглощение конкурентов.
  4. Стимулирование слияний между слабыми конкурентами, с целью не дать получить более сильному конкуренту доминирующего положения на рынке.
  5. Недопущения использования монопольного положения на одном из рынков для монополизации смежных рынков.
  6. Ограничение и запрещение картельных соглашений и ценового сговора между производителями.4

______________________________________

4 Информационно-справочный ресурс «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.ecopos.ru/antimonopolnoe-zakonodatelstvo.php

    Основные  направления политики российского  государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость:

    - развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

    - обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

    - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

    - поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

    - осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

    - предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

    - поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

    - объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.5 
 
 
 

________________________________

5 Викторов, И.С., Макашева, А.Ж.. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И.С. Викторов, А.Ж. Макашева // Трудовое право. – 2004. - №. 8. - С. 71.

    Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

    Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.6

    1.2. Инструменты и методы государственного регулирования экономики

    Существуют  следующие инструменты государственного регулирования:

  • государственное экономическое прогнозирование;
  • государственное экономическое программирование;
  • бюджетно-налоговая система;
  • денежно-кредитная политика;
  • валютная политика;
  • таможенная политика.
 

_________________________

6 Справочник потребителя. Роль и значение государственного регулирования цен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.costinfo.ru/cost-control/costcontrol-sence.php

    Государством  применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

    К методам прямого государственного воздействия относятся:

    - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

    - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

    - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

     Методы  косвенного государственного регулирования  экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности. К ним следует отнести:

  • налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
  • регулирование цен, их уровня и соотношений;
  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

    В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Предметом правового  регулирования экономики являются:

  • отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;
  • отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;
  • отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);
  • экономические отношения между людьми.

    Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление  норм (правил) поведения субъектов  экономических отношений.

    Административные методы - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.

    Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические методы государственного регулирования оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.

    Основными инструментами административного  регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные  заказы, цены и т.д.

    Экономические методы - экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

    Пропагандистские (нравственно-этические) методы - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т. п.).

    Они включают мероприятия воспитания, разъяснения  целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и тому подобное. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.7  

__________________________

7 Видяпина, В.И. Инструменты и методы государственного регулирования экономики /В.И. Видяпина // Бакалавр экономики. - М. – 2000. – Т.2. - С. 146-147.

2. Особенности фискальной политики в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг.

    2.1. Содержание фискальной политики, ее виды

    Фискальная  политика - это совокупность финансовых  мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

    Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от  поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

    Современная фискальная политика определяет основные направления

использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и

главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

    Цели  фискальной политики:

    • сглаживание колебаний экономического цикла
    • стабилизация темпов экономического роста
    • достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции

    Виды  фискальной политики:

Информация о работе Особенности экономической политики государства в условиях экономического кризиса