Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности монетарной политики и основных ее инструментов.
В соответствии с поставленной целью детерминируются следующие задачи:
- изучение понятия спрос на деньги и выявление его мотивов;
- изучение понятий предложение денег и денежные агрегаты;
- определение равновесия на денежном рынке и отклонения от него;
- исследование механизм монетарной политики;
- выявление сущности и цели денежно-кредитной политики;
- исследование инструментов денежно-кредитной политики;
- выявление типов и моделей монетарной политики;
- анализ монетарной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Денежный рынок и его элементы………………………………………………...5
1.1 Спрос на деньги и его мотивы…………………………………………………..5
1.2 Предложение денег и денежные агрегаты………………………………..........9
1.3 Равновесие на денежном рынке и отклонения от него…………………….....11
2 Необходимость и механизм монетарной политики…………………………….14
2.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики …………………………….14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………19
2.3 Типы и модели монетарной политики………………………………………...24
3.Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан..26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников …………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая монетарная политика с измен..doc

— 431.50 Кб (Скачать)

    Это оказывает сдерживающее влияние  на экономическую активность.

    Возможность проведения операций на открытом рынке  обусловлена тем, что покупка  и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна  коммерческим банкам и населению. Это  связано с тем, что цена облигации  и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

    Итак, инъекции в банковские резервы, как  результат покупки, и изъятия  из них, как результат продажи  центральным банком государственных  ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

    Подводя итоги данного параграфа можно  сделать следующие выводы:

- К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

    - изменение нормы обязательных резервов;

    - изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

    - операции на открытом рынке.

- Рассмотрим  первый инструмент монетарной  политики – изменение нормы  обязательных резервов.

     Если  центральный банк повышает норму  обязательных резервов, то предложение  денег сокращается по двум причинам:

    1. сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит.
    2. норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора.

- Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования).

     Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам.

  Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения.

     Денежные  средства, полученные в ссуду у  центрального банка  по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

     Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег.

- Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке.

      Операции  на открытом рынке представляют собой  покупку и продажу центральным  банком государственных ценных бумаг  на вторичных рынках ценных бумаг.

    Объектом  операций на открытом рынке служат преимущественно:

    - краткосрочные государственные облигации

    - казначейские векселя.

    Возможность проведения операций на открытом рынке  обусловлена тем, что покупка  и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна  коммерческим банкам и населению. Это  связано с тем, что цена облигации  и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. 
 

    2.3 Типы и модели монетарной политики 
 

       Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую [8].

     Стимулирующая монетарная политика (expansionary money policy) проводится в период спада, имеет целью "взбадривание" экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

     Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

  • снижение нормы обязательных резервов;
  • снижение учетной ставки процента;
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
 

 

Рисунок 6 – Виды монетарной политики 

     Рост  предложения денег (рис 6а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от АD1 до АD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1 до потенциального объема выпуска Y* и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости.

     Сдерживающая  монетарная политика (contractory money  роliсу) проводится в период бума, "перегрева" экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

     Сдерживающая  монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым относятся:

  • повышение нормы обязательных резервов;
  • повышение учетной ставки процента;
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Уменьшение предложения денег (рис. 1б) сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от P1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска У1 к своему потенциальному уровню Y*.

    Подводя итоги данного параграфа можно  сделать следующий вывод: стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. 
 
 

     3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ

     КАЗАХСТАН НА 2010 ГОД 

    Основной  целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.

    Национальный  Банк Республики Казахстан продолжит  проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса  между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с  целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

    В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

    Процентная  политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание  рыночных ставок на денежном рынке  краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка  Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

    С целью изъятия избыточной ликвидности  Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

    При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

    Национальный  Банк Республики Казахстан будет  способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

    Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.

    Реализация  данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста. Прогноз основных показателей денежно- кредитной политики на 2010 год представлен в таб. 1 

Таблица 1 - Прогноз основных показателей  денежно- кредитной политики

                     на 2010 год (на конец периода) [10].

 

Подводя итог данного параграфа, сделаем  следующий вывод:

    Основной  целью денежно – кредитной политики РК на 2010 год является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора. Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, другими словами, это спрос на денежные запасы в реальном выражении, т.е. с учетом индекса цен. Выделяются следующие виды спроса:

  • трансакционный спрос на деньги– это спрос на деньги для сделок, т.е. для покупки товаров и услуг.
  • предусмотрительный спрос на деньги объясняется тем, что помимо запланированных покупок люди совершают и незапланированные.
  • спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как запаса ценности.

Информация о работе Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан