Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности монетарной политики и основных ее инструментов.
В соответствии с поставленной целью детерминируются следующие задачи:
- изучение понятия спрос на деньги и выявление его мотивов;
- изучение понятий предложение денег и денежные агрегаты;
- определение равновесия на денежном рынке и отклонения от него;
- исследование механизм монетарной политики;
- выявление сущности и цели денежно-кредитной политики;
- исследование инструментов денежно-кредитной политики;
- выявление типов и моделей монетарной политики;
- анализ монетарной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Денежный рынок и его элементы………………………………………………...5
1.1 Спрос на деньги и его мотивы…………………………………………………..5
1.2 Предложение денег и денежные агрегаты………………………………..........9
1.3 Равновесие на денежном рынке и отклонения от него…………………….....11
2 Необходимость и механизм монетарной политики…………………………….14
2.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики …………………………….14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………19
2.3 Типы и модели монетарной политики………………………………………...24
3.Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан..26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников …………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая монетарная политика с измен..doc

— 431.50 Кб (Скачать)

     Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет:

     - покупки центральным банком государственных ценных  бумаг  или  прямой  эмиссии  денег;

     - покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг)

     - займов у иностранного сектора (внешний долг).

     Если  по каким-то причинам долговое финансирование невозможно или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный  способ, что, с одной стороны, провоцирует  инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем.

    Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной  в  открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

    Подводя итоги данного параграфа, можно  сделать следующие выводы:

- Монетарная политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание экономических колебаний.

- Целью стабилизационной монетарной политики государства является обеспечение:

    - стабильного экономического роста;

    - полной занятости ресурсов;

    - стабильности уровня цен;

    - равновесия платежного баланса

-    Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк.

-  Тактическими  целями (целевыми ориентирами) монетарной   политики центрального банка могут выступать:

    - контроль за предложением денег (денежной массы)

    - контроль за уровнем ставки процента

    - контроль за обменным курсом национальной денежной единицы.

- К преимуществам монетарной политики относятся: отсутствие внутреннего лага, отсутствие эффекта вытеснения и эффект мультипликатора. К недостаткам монетарной политики относится: возможность инфляции; наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии; наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики; противоречивость целевых ориентиров монетарной политики. 

    2.2 Инструменты монетарной  политики 

    К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

    - изменение нормы обязательных резервов;

    - изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

    - операции на открытом рынке.

    Первым  инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается, как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле [2].:  

                                                 R обяз. = D * rr                                                      (7) 

    где R обяз. – сумма обязательных резервов;

          D – общая сумма депозитов;

          rr – норма обязательных резервов (в процентах).

    Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается  своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности  депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования  норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

    Если  центральный банк повышает норму  обязательных резервов, то предложение  денег сокращается по двум причинам.

Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.

    Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

    - через изменение кредитных возможностей коммерческих банков;

    - через изменение величины банковского мультипликатора.

    Изменение величины кредитных возможностей т.е. резервов коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы, а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

    В результате даже незначительные изменения  нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

    Кроме того, стабильность нормы резервных  требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

    К тому же, начиная с 1980 г. процедура  пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

    Вторым  инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции [7].

      Денежные средства, полученные в  ссуду у центрального банка  по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

    Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный  банк может воздействовать на предложение  денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков DM = multбанк * DК или на уровне экономики DM = multден * DH).

    Следует отметить, что в отличие от воздействия  на предложение денег изменения  нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора [2].

    Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро,  деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

    Наиболее  важным и оперативным средством  контроля за денежной массой выступают  операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.)

    Объектом  операций на открытом рынке служат преимущественно:

    - краткосрочные государственные облигации

    - казначейские векселя.

    Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в  том, что  облигации приносят доход в виде процента, а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.

    Государственные ценные бумаги покупаются и продаются  коммерческим банкам и населению. Покупка  центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому  и величины денежного мультипликатора не происходит).

    Если  центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка  и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке,  резервы коммерческого банка увеличатся,  и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл.. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.

    Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика  «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу,  что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке (bonds – B): DK = B x multбанк или DН = В х multден

Информация о работе Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан