Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности монетарной политики и основных ее инструментов.
В соответствии с поставленной целью детерминируются следующие задачи:
- изучение понятия спрос на деньги и выявление его мотивов;
- изучение понятий предложение денег и денежные агрегаты;
- определение равновесия на денежном рынке и отклонения от него;
- исследование механизм монетарной политики;
- выявление сущности и цели денежно-кредитной политики;
- исследование инструментов денежно-кредитной политики;
- выявление типов и моделей монетарной политики;
- анализ монетарной политики в Республике Казахстан.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Денежный рынок и его элементы………………………………………………...5
1.1 Спрос на деньги и его мотивы…………………………………………………..5
1.2 Предложение денег и денежные агрегаты………………………………..........9
1.3 Равновесие на денежном рынке и отклонения от него…………………….....11
2 Необходимость и механизм монетарной политики…………………………….14
2.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики …………………………….14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………19
2.3 Типы и модели монетарной политики………………………………………...24
3.Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан..26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников …………………………………………...32
Таким
образом, теория предпочтения ликвидности
исходит из обратной зависимости
между ценой облигации и
Подводя итоги данного параграфа можно сделать следующие выводы:
Денежный рынок очень эффективен и практически всегда находится в равновесии. Предложение денег не зависит от ставки процента, а спрос на деньги отрицательно зависит от ставки процента. Точка пересечения кривой спроса на деньги и предложения денег позволяет получить равновесную ставку процента и равновесную величину денежной массы.
- Если величина предложения денег не меняется, но повышается спрос на деньги, то кривая спроса сдвигается вправо - вверх.
- Если
в условиях неизменной
- Если
ЦБ увеличивает предложение
- При
росте предложения денег у
людей увеличивается количество наличных
денег на руках, однако часть этих денег
будет относительно излишней и будет израсходована
для покупки приносящих доход ценных бумаг.
Цена облигаций повысится, а ставка процента
понизится.
2
НЕОБХОДИМОСТЬ И
МЕХАНИЗМ МОНЕТАРНОЙ
ПОЛИТИКИ
2.1
Сущность и цели
монетарной политики
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний [1].
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:
- стабильного экономического роста;
- полной занятости ресурсов;
- стабильности уровня цен;
- равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:
- контроль за предложением денег (денежной массы)
- контроль за уровнем ставки процента
- контроль за обменным курсом национальной денежной единицы
Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как DМ = multден х DН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).
К преимуществам монетарной политики можно отнести:
- Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает.
- Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других, чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
- Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.
Недостатки монетарной политики следующие:
- Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.
- Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой:
1.Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится (3).
2.Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рисунок 4а).
3.Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая) (рисунок 4б)
Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рисунок 4в).
Рисунок
4 - Возможные сбои в действии механизма
денежной трансмиссии
Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.
Более
того, наличие у монетарной политики
значительного внешнего лага, т.е. запаздывания
воздействия изменения
- Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr = C/D)). Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excess reserves), что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам (rr = R/D) и представляющего собой сумму нормы обязательных резервов (ur), устанавливаемой центральным банком, и нормы избыточных резервов (er), определяемой самими коммерческими банками (rr = ur + er)). Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рисунок 5а). Рост денежной базы от Н1 до Н2 может привести к росту денежной базы от М1 до М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение величины денежного мультипликатора вследствие роста нормы депонирования (как в данном случае) и/или нормы резервирования.
- Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка.
Если
центральный банк ставит целью поддержание
на неизменном уровне ставки процента,
то при увеличении спроса на деньги (сдвиг
вправо кривой спроса на деньги от MD1
до MD2), ставка процента повышается
от R1 до R2 (рисунок 5б), центральный
банк должен увеличить предложение денег
до MS2, т. е не может контролировать
величину денежной массы, и она становится
из экзогенной величины эндогенной величиной,
полностью подчиненной цели удержания
на неизменном уровне ставки процента.
Рисунок 5 – Недостатки монетарной политики [3].
И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег ставка процента будет снижаться, а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.
В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей не контроль предложения денег, а поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня центральный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада.
- Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики.
Информация о работе Особенности использования монетарной политики в Республике Казахстан