Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:31, курсовая работа
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГ РОСТА
1.1 Сущность экономического роста
1.2 Факторы экономического роста
1.3 Типы экономического роста
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ
2.1 Особенности экономического роста российской экономики
2.2 Перспективы экономического роста в России
3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
3.1 Структурные преобразования в промышленности
3.2 Оздоровление социальной сферы
3.3 Развитие сельского хозяйства
3.4 Инвестиционная политика в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При реализации сценария низких цен появляется возможность не только сдерживания, но и плавного понижения реального курса рубля, что благотворно влияет на процессы импортозамещения. Однако инфляционное давление растущего доллара и недостаток, одновременно, доходов экспортеров и государственного бюджета приводят к необходимости реализации рационального сочетания мер по снижению экспортных пошлин, сдерживанию тарифов и корректировке инвестиционных программ естественных монополий, других антиинфляционных мер.
В условиях снижения мировых цен на нефть, опережающая по сравнению с инфляцией динамика цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий вызывает ускоренный рост затрат в экспортно-ориентированных отраслях, так как прямые затраты на продукцию и услуги естественных монополий составляют в себестоимости продукции (услуг) данных отраслей до 30%.
Отметим прежде всего наиболее существенные внутренние факторы и ограничения.
Демографическая ситуация и ее развитие. Период 2003 — 2005 гг., с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы, является относительно благоприятным для социально-экономического развития страны в сравнении с предыдущими и последующими годами. В прогнозном периоде группу населения трудоспособного возраста будут пополнять сравнительно многочисленные контингенты населения 80-х гг. рождения — периода подъема рождаемости, что обусловливает значительный рост численности населения в трудоспособном возрасте в рассматриваемом периоде.
За 2002 - 2005 гг. прирост численности населения в трудоспособном возрасте в среднегодовом исчислении, согласно демографическому прогнозу, составит 2 млн. человек, одновременно потребность отраслей экономики в приросте рабочей силе, по прогнозам Минэкономразвития РФ, не превысит 1,2 млн. человек.
На ситуацию на рынке труда в прогнозном периоде будут оказывать влияние: активизация процессов высвобождения работников в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики (угольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др.); реформирование Вооруженных Сил России и ожидаемое в связи с этим увеличение численности военнослужащих, уволенных в запас; рост обращений в органы службы занятости безработных граждан, который обусловлен установлением величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и увеличением минимального размера пособия по безработице.
Появление к 2005 г. дефицита рабочей силы в целом по России маловероятно вследствие вышеупомянутых значительных приростов населения трудоспособного возраста в перспективном периоде, намечаемого высвобождения и перераспределения экономически активного населения из рядов Вооруженных Сил России, умеренных темпов роста занятых в отраслях экономики в 2002 —2005 гг. в связи со структурными преобразованиями и ростом производительности труда.
Однако остается проблема структурного дефицита трудовых ресурсов (нехватка квалифицированных кадров для отдельных отраслей экономики). Эта проблема должна решаться в рамках реализации реформы образования.
Снижение энергоемкости производства. Крайне высокая энергоемкость экономики России, значительно превышающая энергоемкость экономики развитых стран Запада, при неиспользуемом потенциале энергосбережения может привести к тому, что относительно медленное развитие топливно-энергетического комплекса может стать серьезным ограничителем экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Обеспечение целевых уровней динамики снижения энергоемкости в условиях ограниченности сырьевых и энергетических ресурсов позволит гарантировать возможность достижения высоких темпов роста экономики.
Варианты прогноза предусматривают снижение энергоемкости ВВП в 2005 г. на 11 - 13% по отношению к уровню 2000 г. Эта динамика согласуется с основными параметрами энергетической стратегии России до 2020 г. Наиболее значительное снижение энергопотребления связано со структурными преобразованиями, вызванными смещением приоритетов в экономике с тяжелой и обрабатывающей отраслей на отрасли, ориентированные на предоставление услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Такой динамике в области энергопотребления будет способствовать ценовая политика в сфере регулирования тарифов на продукцию и услуга естественных монополий. Повышение цен в естественных монополиях, несколько опережающее уровень инфляции в промышленности, приведет к перераспределению доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий, создаст условия для экономии энергоресурсов. // (13, стр.34)
Ускорение роста производительности труда, в том числе по отношению к росту заработной платы. Для закрепления долгосрочной тенденции роста заработной платы необходимо, чтобы этот рост был подкреплен соответствующим ростом производительности труда.
Высокие темпы роста среднемесячной заработной платы в текущем году обусловлены относительно низкими издержками на повышение заработной платы при применении плоской шкалы подоходного налога и регрессивной шкалы единого социального налога. Данные меры налоговой политики, а также начало пенсионной реформы, вовлекающей работников в систему пенсионного страхования, стимулируют выход заработной платы "из тени" и рост официально учитываемой начисленной заработной платы.
Положительное влияние на ее рост оказывают увеличение заработной платы низкооплачиваемых работников, осуществляемое в текущем году повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, а также заинтересованность работодателей в привлечении и удержании высококвалифицированных работников в целях усиления их мотивации к труду и обеспечения устойчивой работы организаций. В результате, в I полугодии 2002 г. рост заработной платы (в реальном выражении) опережал рост производительности труда во всех отраслях промышленности, кроме нефтеперерабатывающей и газовой. В последующий период доля заработной платы в ВВП стабилизируется, а, темпы роста производительности труда и заработной платы сблизятся.
Возможности роста производительности труда сейчас определяются рядом факторов, среди которых одними из основных являются состояние производственных фондов и рост эффективных инвестиций. Для активизации внутренних источников роста производительности труда необходимо реализовать на практике в предстоящие два года законодательные реформы, направленные на снижение административных барьеров в рамках начинающейся административной реформы, улучшение инвестиционной привлекательности российской экономики для отечественных и иностранных инвесторов, совершенствование конкурентной среды, повышение темпов реформирования банковской системы, ее способности существенно увеличить объем долгосрочных кредитов предприятиям. Кроме того, для эффективного использования рабочей силы необходимо решение социальных проблем при реструктуризации крупных градообразующих предприятий, в том числе на основе развития малого бизнеса.
Влияние проводимых реформ на экономический рост. Проводимые реформы оказывают положительное влияние на экономический рост, создавая необходимые условия для формирования современных рыночных институтов. Но институциональные реформы различаются горизонтом действия. Так, наибольший временной лаг имеют реформы, направленные на инвестиции в человеческий фактор - это реформы образования, пенсионной системы, здравоохранения, социальной защиты населения. Их влияние на экономический рост нарастает постепенно, по ходу проведения преобразований. По прогнозам, существенное влияние на развитие экономики страны они будут оказывать, начиная с 2006 - 2008 гг.
Более быструю отдачу можно ожидать от других институциональных преобразований, направленных на модернизацию экономики (земельная реформа, реформа банковского сектора, дебюрократизация экономики, вступление в ВТО и т.д.). Реформы этого блока окажут существенное влияние на рост экономики в 2003 - 2005 гг.
Ощутимое влияние на экономику оказывает реформа налоговой системы. При этом в разные временные периоды ее влияние на различные макроэкономические показатели меняется (повышение расходов на администрирование и снижение доходов бюджета — на первом этапе, снижение налогового бремени и расходов на администрирование — на втором, рост доходов бюджета и снижение налогового бремени для предприятий — на последующих этапах). В целом же налоговые инициативы начали оказывать ощутимое влияние на экономический рост уже в 2002 г. В текущем году это влияние усилится.
Рост инвестиций в основной капитал. В целом экономика в настоящий и предстоящий периоды характеризуется сохраняющимся большим разрывом между накоплениями и сбережениями (величина последнего показателя определяет инвестиционный потенциал экономики). Уровень сбережений в 2001 г. составил 33,5% ВВП и вырос по сравнению с 1997 г. за счет восстановления экономики на 10,5%. В то же время накопления составили 22%, а инвестиции в основной капитал - 17,8% ВВП.
Неинвестиционная нагрузка на экономику сформировалась за счет расходов на обслуживание государственного долга - примерно 3% ВВП, накопления валютных резервов (прирост в 2001 г. на 2,7% ВВП), вывоза капитала — примерно 5%. В предстоящий период будут формироваться условия для сокращения указанного разрыва. Существенный потенциал роста аккумулирован также в возможностях увеличения доли накопления в величине располагаемых доходов (до 4% ВВП).
Расширение инвестиционного спроса связано в первую очередь с возрастанием доходов предприятий. Уменьшение ставки налога на прибыль до 24%, рост амортизационных отчислений, отмена налога на пользователей дорог позволят увеличить внутренние источники финансирования инвестиций, получаемые за счет средств предприятий.
Рост инвестиций будет в большей степени определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, и наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций может по-прежнему приходиться на отрасли топливной промышленности, В этом секторе ожидается значительный рост прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также увеличение иностранных заемных средств. В то же время рост реального обменного курса рубля будет способствовать относительному удешевлению импорта высокотехнологичных инвестиционных товаров для всех секторов.
Импульс роста инвестиций в энергетическом секторе должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики. Это будет происходить и вследствие естественного процесса накопления капитала в отраслях с большей глубиной переработки, и вследствие активных мер Правительства РФ в связи со вступлением в ВТО, что создаст более жесткие условия конкуренции для российских товаропроизводителей.
Расчет внутренних и внешних источников финансирования инвестиций позволяет прогнозировать их среднегодовой рост в 2003 — 2005 гг. на уровне 7,5 - 9%. // (6, стр.4-6)
Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий. Для обеспечения выполнения целевых макроэкономических показателей, в 2003 —2005 гг., как было и в 2002 г., необходимо ограничивать размеры повышения цен на продукцию естественных монополий. Анализ показывает, что в настоящее время около 25 - 28% общего прироста инфляции формируется под воздействием повышения цен и тарифов естественных монополий..
На прогнозируемый период предусмотрено постепенное снижение инфляции: в 2003 г. - до 10 — 12%, в 2004 — 2005 гг. - на 2 процентных пункта ежегодно (до 6 - 8%). Для того, чтобы обеспечить такую динамику инфляции, параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий не должны приводить к росту потребительских цен более чем на 3 — 4 процентных пункта в год.
Правительством РФ на 2003 г. установлен предельный размер повышения цен на газ не более 20%. Такое повышение цен обеспечит безубыточность его поставки на внутренний рынок в 2003 г., повысит заинтересованность независимых производителей в росте объемов добычи и будет стимулировать развитие конкурентного рынка газа. В 2004 — 2005 гг., с учетом макроэкономических ограничений, целесообразно повышать цены на газ в размерах, превышающих инфляцию не более чем в 1,14 — 1,15 раза. Это позволит постепенно улучшать соотношение цен на конкурирующие виды топлива (уголь, мазут) с учетом теплотворной способности, рационализировать использование топливных ресурсов в России, сделать более привлекательным вложение капитала в газовый бизнес.
Влияние повышения цен на газ в основном сказывается на росте затрат в электроэнергетике, так как стоимость потребляемого газа в настоящее время составляет в затратах электроэнергетики около 20%, а на производство электроэнергии приходится почти 40% внутреннего потребления газа. Рост цен на газ в обозначенных параметрах в 2003 — 2005 гг. приведет к ежегодному увеличению затрат в энергетике не более чем на 4 — 6%. Поэтому решением Правительства Российской Федерации на 2003 г. предельный уровень повышения тарифов на электроэнергию ограничен 14%.
Информация о работе Особенности и проблемы экономического роста в России