Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа
Описание работы
Задача удвоения валового внутреннего продукта, определенная в качестве приоритетной для развития страны, не может быть решена только за счет наращивания добычи природных ресурсов. Необходимый результат может быть достигнут при сбалансированном развитии экономики в целом, в первую очередь, ее перерабатывающих отраслей, среди которых предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля занимают одно из приоритетных мест. Для преодоления негативных явлений в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и вывода ее на прогрессивный уровень развития нужны новые механизмы регулирования отношений в экономической сфере. Основой такого механизма может служить концепция реструктуризации предприятия.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ 6 1.1. Краткая характеристика химического комплекса РФ 6 1.2. Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли 10 Глава 2. Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции 16 2.1. Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка и внешнеторгового оборота российского химического комплекса 16 2.2. Анализ структуры, динамики и перспектив развития российского рынка. 22 2.3. Анализ конкурентоспособности российского химического комплекса 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Нормативное: формирование эффективной законодательной базы, регулирующей вопросы строительства, функционирования и банкротства предприятий нефтепереработки и нефтехимии; определение требований к качеству нефтепродуктов, в том числе и перспективных; установление жестких экологических нормативов.
Административно-организационное: прямое административное воздействие, в том числе использование в отдельных случаях судебной системы; эффективное и скоординированное управление предприятиями, находящимися под контролем федеральных и региональных органов власти (ОАО «Транснефть», ОАО «Транснефтепродукт», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», РАО ЕС, железные дороги, портовые терминалы и т.д.); использование возможностей предприятий, находящихся под государственным контролем, для влияния на независимые субъекты рынка; косвенные методы воздействия на предприятия отрасли (содействие в формировании стратегических союзов и альянсов, разработка стандартов корпоративного управления и др.).
Финансовое: реализация долгосрочных целевых программ; формирование государственного заказа; финансирование отдельных научных разработок.
Цели государственной
политики в отрасли:
сбалансированное развитие нефтеперерабатывающего и нефтехимического сектора экономики (по мощности процессов, территориальному распределению);
проведение единой технологической, экологической, научнотехнической политики в отрасли;
рациональная с точки зрения экономики в целом логистика.
Исходная структура рынка нефтепродуктов в РФ сложилась как совокупность нескольких крупнейших вертикально-интегрированных компаний и региональных холдингов, сосредоточивших в своих подразделениях добычу и переработку более 80 % нефти. Свободный доступ независимых операторов к ресурсам сильно ограничен, и поэтому рынок нефтепродуктов приобрел выраженный олигополистический характер со свойственным ему механизмом ценообразования, конкуренции, инновационной политики и коммерческой стратегии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 2012.
Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М.: ФА, 2012. 304с.
Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты (российский опыт). М.: ФА,. 2011. 296с.
Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российский экономический журнал, №10, 2011.
Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Финансы и кредит, №3, 2011.
Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ // Финансовая газета, Региональный выпуск, №32, 2011.