Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Задача удвоения валового внутреннего продукта, определенная в качестве приоритетной для развития страны, не может быть решена только за счет наращивания добычи природных ресурсов. Необходимый результат может быть достигнут при сбалансированном развитии экономики в целом, в первую очередь, ее перерабатывающих отраслей, среди которых предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля занимают одно из приоритетных мест. Для преодоления негативных явлений в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и вывода ее на прогрессивный уровень развития нужны новые механизмы регулирования отношений в экономической сфере. Основой такого механизма может служить концепция реструктуризации предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ 6
1.1. Краткая характеристика химического комплекса РФ 6
1.2. Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли 10
Глава 2. Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции 16
2.1. Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка и внешнеторгового оборота российского химического комплекса 16
2.2. Анализ структуры, динамики и перспектив развития российского рынка. 22
2.3. Анализ конкурентоспособности российского химического комплекса 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эконом отрасли.docx

— 267.85 Кб (Скачать)

Рис. 1. Товарная структура  экспорта химической и нефтехимической

продукции в 2012 г., %

 

В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна и традиционно в ней превалируют  высокотехнологичные товары (рис.1): изделия из пластмасс, автомобильные  шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические  и резиновые изделия, катализаторы, пластификаторы, то есть товары с высокой  добавленной стоимостью.

Нередко оказывается, что  из страны вывозится продукция сырьевого  назначения, которая за рубежом перерабатывается и в качестве товаров с высокой  добавленной стоимостью возвращается на российский рынок.

Основными региональными  рынками сбыта  российской химической и нефтехимической продукции  являются рынки стран ЕС, СНГ и  Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 2).

Доля государств Содружества  в российском экспорте химической и  нефтехимической продукции находится  на уровне 22-24%, в импорте – 14-15%. Номенклатура внешнеторгового оборота со странами СНГ представляет собой широкую  гамму продуктов, как сырьевого  характера, так и конечного назначения и в значительной степени соответствует  ранее существующему межреспубликанскому  товарообмену. В экспорте химической и нефтехимической продукции  в страны СНГ крупнейшими позициями  являются автомобильные шины, изделия  из пластмасс, синтетический каучук, сода каустическая.

Рис. 2. Товарная структура  импорта химической и нефтехимической

продукции в 2012 г., %

Рис. 3. Региональная структура экспорта российской химической

и нефтехимической продукции (по данным за 2012 г.)

 

Существенное влияние  на российский экспорт оказывает  введение в ряде стран протекционистских  и антидемпинговых мер.  Такие  меры применяют США, ЕС (как единый таможенный союз), Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Австралия, Индонезия.

Перечень российской химической и нефтехимической продукции, относительно которой на внешних рынках действуют  заградительные меры, постоянно расширяется. По состоянию на сентябрь 2007 г. ограничительные  меры введены по 16 наименованиям  химической продукции. Это карбамид, хлористый калий, аммиачная селитра, раствор КАС (карбамидо-аммиачная  смесь), моно- и диаммонийфосфат, синтетические  каучуки, эпихлоргидрин, бисфенол-А, политетрафторэтилен (фторопласт), оксоспирты (бутанол, изобутанол),  трихлорэтилен, поливинилхлорид, капролактам.

Доля химической и нефтехимической  продукции в общем перечне  российских экспортных товаров, относительно которых в иностранных государствах действуют ограничительные меры, составляет 22,2%, в том числе действуют 26 антидемпинговых мер (из них: антидемпинговых  пошлин - 20, ценовых ограничений - 4, квотных  ограничений - 2), 4 защитных пошлины  и 3 запрета на ввоз [14].

2.2. Анализ структуры,  динамики и перспектив развития  российского рынка.

 

В годы экономического кризиса  резко сократился внутренний рынок  химикатов. В этих условиях едва ли не единственным источником доходов  многих отечественных производителей стали поставки на внешние рынки, где из-за более низких внутренних цен на электроэнергию и природный  газ российские химические и нефтехимические  товары имеют ценовое преимущество. За счет экспорта формируется почти  половина совокупной выручки предприятий  отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышает 80% (калийные и фосфорные удобрения, капролактам, ксилолы и др.).

Главным фактором, который  позволил российским химическим предприятиям выйти из затянувшегося кризиса  в 2004 года, была девальвация национальной валюты, которая резко повысила ценовую  конкурентоспособность отечественной  продукции. Однако этот импульс довольно быстро начал себя исчерпывать.

Следующий толчок развитию химического комплекса дал резкий рост мировых цен на углеводороды, который повлек за собой и цены на большую часть химической продукции (в первую очередь на минеральные  удобрения и продукцию нефтехимии). По сути, это и стало главной  причиной наметившегося в 2009-2010 гг. ускорения химического производства, то есть рост носил преимущественно  конъюнктурный характер.

В то же время структура  производства в отечественном химическом комплексе оказалась неадекватна  современным тенденциям развития российской экономики. Основу его составляет продукция  с низкой степенью передела первичного сырья, поэтому потребность в  высокотехнологичной продукции (конструкционные  пластмассы, химические волокна и  нити, синтетические красители, текстильно-вспомогательные  вещества, химические средства защиты растений и др.) удовлетворяется  главным образом за счет импорта.

В секторах высокотехнологичных  химических продуктов (шин, СМС, конструкционных  полимеров, лакокрасочной продукции) отечественные производители оказались  крайне уязвимы в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Активизация иностранных компаний на российском рынке привела к  тому, что в таких сегментах  как производство синтетических  волокон, красок и лаков выпуск либо сокращался, либо рос незначительно.

В течение последних 10 лет  оборонная промышленность в силу ее низкой платежеспособности не обеспечивала необходимого спроса на ряд продуктов  малотоннажной химии. В настоящее  время в России прекращено производство некоторых видов полимерных материалов (полиимиды, поликарбонаты), каучуков специального назначения, клеев, герметиков и т.д. Под угрозой закрытия находится  производство всех углеродных материалов, необходимых для изготовления конструкционных  теплостойких и эрозионностойких композиционных материалов, используемых в современной  авиационной и ракетно-космической  технике, атомной промышленности. В  критическом положении находятся  более 42% малотоннажных производств, в том числе углеродные, борные, карбидокремниевые волокна; теплостойкие органические стекла; термостойкие кремнийорганические  и элементоорганические олигомеры; наполнители, пигменты и т.д.

В соответствии с изменениями  макроэкономических показателей и  стратегиями и перспективами  развития смежных отраслей и секторов экономики (промышленности, транспорта, строительной индустрии, жилищно-коммунального  и сельского хозяйства, энергетики, военно-промышленного комплекса, социальной сферы) прогнозируется существенный рост емкости внутреннего рынка.  В  ценах соответствующих лет она  возрастет в 2010 г. до 2410 млрд. руб.,  а в 2015 г. –  до 4860 млрд. руб.  (против 1030 млрд. руб. в 2012 году).

Прогноз совокупного спроса на основные виды отечественной химической и нефтехимической продукции  в 2015 г. представлен в табл. 5.

 

Таблица 5 - Состояние и  прогноз спроса на основные виды продукции              со стороны внутреннего и внешнего рынка, тыс. т

Показатель

2012 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2012 г.

Совокупный спрос рынка, млрд. руб.

     

в ценах соответствующих лет

1198,6

5000

417,2

в ценах 2012 г.

1198,6

3200

266,7

В том числе:

     

Удобрения минеральные (в пересчете  на 100% питательных веществ)

16233

21070

131,5

Волокна и нити химические

324

690,0

213,0

Синтетические смолы и пластические массы

4829,1

9790,0

202,7


 

Показатель

2012 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2012 г.

Материалы лакокрасочные

1261

1980

157,0

Красители синтетические

37,0

70,0

189,2

Синтетические моющие средства (товарная композиция)

900,5

1390

154,4

Шины, млн. шт.

54,2

92

169,7


 

2.3. Анализ конкурентоспособности  российского химического комплекса

 

На конкурентную ситуацию химического комплекса России в  настоящее время влияют следующие  факторы:

  • расширение спроса на химическую и нефтехимическую продукцию со стороны внутреннего рынка, прежде всего со стороны строительной индустрии и бытового сектора;
  • снижение ценовой конкурентоспособности отечественных химических и нефтехимических продуктов из-за инфляции, укрепления курса рубля  и удорожания товаров и услуг естественных монополий;
  • недостаточный платежеспособный спрос со стороны внутренних потребителей минеральных удобрений, составляющих основу экспорта химического комплекса (30-35% валютной выручки);
  • снижение степени защиты отечественных производителей от неблагоприятного воздействия импорта в связи с дальнейшей либерализацией внешнеторгового режима, определяемой намерением России присоединиться к ВТО;
  • интенсивное наращивание экспортного потенциала в странах с дешевым углеводородным сырьем (особенно в странах Ближневосточного региона) по продукции, составляющей основу экспорта российского химического комплекса. Сравнительный анализ цепочки создания стоимости (млрд. долл. США) показывает известный перекос российского химического комплекса в сторону низких переделов (рис. 4). 


 

Рис. 4. Доля России в выручке  на разных этапах цепочки создания стоимости

Это, в частности, находит  свое выражение в структуре экспорта и импорта (экспортируется продукция  низких переделов, импортируется –  высоких), а также в структуре  затрат на производство и продажу  продукции, более половины которых  приходится на расходы по приобретению сырья и полуфабрикатов (рис. 5).

 Рис. 5. Структура затрат на  производство и продажу продукции

(товаров, работ, услуг)  по крупным и средним предприятиям

химического комплекса РФ в 2012 г. (оценка)

 

При имеющейся сегодня  структуре выпуска и уровне качестве большинства видов продукции  российский химический комплекс в состоянии  обеспечивать только ценовую конкурентоспособность.

При низких степенях передела первичного сырья отечественная  химическая и нефтехимическая продукция  вследствие более низких цен на энергоресурсы  имеет ценовое преимущество относительно многих зарубежных аналогов, но в случае приближения внутренних цен и  тарифов на газ и электроэнергию к мировому уровню это преимущество будет утрачено.

Продукция глубокой степени  переработки сырья  даже при более  низких ценах на сырье и тарифах  на электроэнергию не имеет запаса ценовой конкурентоспособности, что  определяется  использованием устаревших технологий, характеризующихся высокими коэффициентами расхода сырья и  энергоресурсов, а также высокой  степенью износа основного технологического оборудования.

Присоединение России к ВТО, с одной стороны, даст инструменты  для урегулирования конфликтов, связанных  с антидемпинговыми ограничениями  российского экспорта, а с другой – увеличит открытость отечественного рынка. Последнее, как показывают расчеты, приведет к снижению уровня относительной  ценовой конкурентоспособности  российских химических и нефтехимических  товаров, как на внешнем, так и  на внутреннем рынках вследствие постепенного выравнивания внутренних и мировых  цен на энергоресурсы.  В табл. 6 и 7 в качестве примера представлены оценки изменения относительной  ценовой конкурентоспособности  пластмасс на внутреннем и внешних  рынках в режиме ВТО при уровне цен на энергоресурсы на уровне мировых  пластмасс отечественного производства на основных зарубежных рынках сбыта  в режиме ВТО при уровне цен  на энергоресурсы на уровне мировых, %

 

Таблица 6 - Ожидаемые изменения  относительной ценовой конкурентоспособности  пластмасс отечественного производства на внутреннем рынке при уровне цен  на энергосырьевые товары, равнозначном мировому, %

Наименование продукции

Уровень относительной ценовой 

конкуренто-

способности*)

до присоедине-ния к ВТО

Уровень относи-тельной ценовой  конкурентоспо-собности*) после присоединения  к ВТО

Абсолютное изменение уровня относительной  ценовой конкуренто-способности  в результате присоеди-нения к  ВТО (+, -)

Полиэтилен

128

105

-23 п.п.

Полипропилен

108

85

-23 п.п.

Полистирол

134

107

-27 п.п.

Поливинилхлоридная смола 

183

136

-47 п.п.

*) Соотношение цен мирового рынка  и цен российских товаропроизводителей.

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ