Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Задача удвоения валового внутреннего продукта, определенная в качестве приоритетной для развития страны, не может быть решена только за счет наращивания добычи природных ресурсов. Необходимый результат может быть достигнут при сбалансированном развитии экономики в целом, в первую очередь, ее перерабатывающих отраслей, среди которых предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля занимают одно из приоритетных мест. Для преодоления негативных явлений в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и вывода ее на прогрессивный уровень развития нужны новые механизмы регулирования отношений в экономической сфере. Основой такого механизма может служить концепция реструктуризации предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ 6
1.1. Краткая характеристика химического комплекса РФ 6
1.2. Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли 10
Глава 2. Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции 16
2.1. Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка и внешнеторгового оборота российского химического комплекса 16
2.2. Анализ структуры, динамики и перспектив развития российского рынка. 22
2.3. Анализ конкурентоспособности российского химического комплекса 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эконом отрасли.docx

— 267.85 Кб (Скачать)

 

                                                                                                             

 

Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

ФППБА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 « Особенности государственного  регулирования нефтехимического  комплекса в РФ»

 

 

 

Выполнила: студентка гр.3201-83

Хасаншина Г.Р.

Проверила: Дылевская А.И. 

 

Казань 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр

ВВЕДЕНИЕ 3

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ 6

1.1. Краткая характеристика химического комплекса РФ 6

1.2. Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли 10

Глава 2. Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции 16

2.1. Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового  рынка и внешнеторгового оборота российского химического комплекса 16

2.2. Анализ структуры, динамики и перспектив развития российского рынка. 22

2.3. Анализ конкурентоспособности российского химического комплекса 24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задача удвоения валового внутреннего продукта, определенная в качестве приоритетной для развития страны, не может быть решена только за счет наращивания добычи природных  ресурсов. Необходимый результат  может быть достигнут при сбалансированном развитии экономики в целом, в  первую очередь, ее перерабатывающих отраслей, среди которых предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля занимают одно из приоритетных мест. Для преодоления  негативных явлений в нефтеперерабатывающей  и нефтехимической промышленности и вывода ее на прогрессивный уровень  развития нужны новые механизмы  регулирования отношений в экономической  сфере. Основой такого механизма  может служить концепция реструктуризации предприятия.

В экономически развитых странах  в результате успешных структурных  изменений стоимость компании в  среднем увеличивается втрое. Более  того, только информация о начале реструктуризации уже поднимает курс акций на 5 - 10 %. В условиях российской экономики  для нефтеперерабатывающих и  нефтехимических предприятий, не вошедших в состав вертикально-интегрированных  нефтяных компаний, эффективная реструктуризация является необходимым условием сохранения их конкурентоспособности.

К числу таких проблем  можно отнести:

1) серьезное технологическое отставание и недостаточные объемы инвестиций в развитие нефтеперерабатывающего сектора (темпы прироста объемов добычи, мировые цены на нефть и продукты ее переработки в течение ряда последних лет стабильно превышают прогнозные, но программы технического перевооружения НПЗ постоянно корректируются в сторону увеличения сроков их реализации);

2) строительство новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств при использовании аналогичных действующих мощностей других компаний менее чем на 60 %.

В наиболее сложном положении  оказались предприятия нефтехимического профиля: без устойчивых связей с  поставщиками сырья, в условиях неблагоприятной  конъюнктуры цен на нефтехимическую  продукцию и, как следствие, отсутствия инвестиций. Мировой опыт развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности свидетельствует о  прогрессивности их комбинирования на корпоративном уровне. В России, исторически сложилось технологическое  единство комплекса, поэтому самостоятельное  развитие нефтехимии представляется неперспективным. Интеграция нефтехимического и нефтегазового  секторов экономики будет проводиться  с использованием средств, методов  и технологий реструктуризации, что  требует их серьезного теоретического и методического развития.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является деятельность государства в области регулирования  нефтехимического комплекса РФ, в  частности ОАО «Лукойл».

Предмет исследования - основы методологии, конкретные направления, методы и инструменты формирования и реализации государственного регулирования  нефтехимического комплекса РФ.

Цель и задачи исследования. Изучить особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса  в РФ.

Задачи исследования:

1. Теоретические основы  государственного регулирования  нефтехимического комплекса в  РФ

2. Особенности государственного  регулирования рынков и конкурентоспособности  российской химической и нефтехимической  продукции.

Теоретические и методологические основы исследования. Научно-теоретической  основой работы являются фундаментальные  труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам реформирования российской экономики  и ее топливно-энергетического комплекса, современные теории менеджмента, логистики, реинжиниринга, финансового анализа, разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам реструктуризации предприятий.

Концептуальный подход к  решению проблем реструктуризации предприятий формировался на основе трудов М.Д. Аистовой, А.А. Алпатова, И. Ансоффа, В.А. Баринова, Л.П. Белых, В.А. Ирикова, И.И. Мазура, В.Н. Тренева, А.К. Тутунджяна, М. А. Федотовой, В. Д. Шапиро, И.Н. Шургалиной и других авторов.

В работе также использовались правовые и нормативные акты органов  законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по исследуемым  проблемам, программы реформирования и развития топливно-энергетического  комплекса.

Информационной базой  исследования являются данные Госкомстата  РФ и РБ, ООО ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, Oil & Gas Journal, федеральных и республиканских  программ по развитию топливно-энергетического  комплекса, опубликованных материалов, отражающих состояние и перспективы  развития нефтеперерабатывающих и  нефтехимических предприятий страны.

В процессе работы над курсовой работой были использованы как  теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании курсовой работы литературы. 

 

1. Теоретические  основы государственного регулирования  нефтехимического комплекса в  РФ

1.1. Краткая характеристика  химического комплекса РФ

 

Химический комплекс является таким сегментом российской промышленности, от состояния и развития которого зависит уровень национальной конкурентоспособности  и темпы роста экономики России в целом [1].

Реализация национальных проектов по жилью, здравоохранению, образованию  и агропромышленному комплексу  без участия химической и нефтехимической  промышленности практически не возможна.

За последние семь лет  объем производства химической продукции  увеличился в 1,49 раза. Рост производства в 2006 году составил 4,2% к уровню 2005 года.

В январе-июле 2007 года индекс физического объема промышленной продукции  в химическом производстве составил 108,4% к соответствующему периоду  прошлого года, в производстве резиновых  и пластмассовых изделий – 121,5%. По сравнению с январем-июлем 2006 года отмечается увеличение объемов  производства по всем видам важнейшей  химической продукции.

Объем производства химических волокон и нитей в отчетном периоде составил 88,7 тыс. т или 100,6% к январю-июлю 2006 года.

За 7 месяцев 2007 года производство полипропилена стало выше уровня семи месяцев 2006 года на 64,7%, полиэтилена  – на 17,4%, полистирола – на 11,1%, смолы поливинилхлоридной на 5,8%.

Предприятия синтетического каучука в январе-июле 2007 года выпустили 720,2 тыс. т каучука, что составило 103% к январю-июлю 2006 года.

В январе-июле 2007 года предприятиями  шинной промышленности выпущено шин  для грузовых автомобилей 6493 тыс. штук или 106,5% по сравнению с январем-июлем 2006 года, шин для легковых автомобилей 16,3 млн. штук или 105,4% к уровню прошлого года.

Объем выпуска соды каустической в отчетном периоде составил 760 тыс. т или 105,7% к соответствующему периоду  прошлого года. Все предприятия данной подотрасли работали стабильно.

В январе-июле 2007 года произведено  минеральных удобрений в количестве 10305 тыс. т или 111,3% к январю-июлю 2006 года.

Закупки минеральных удобрений  производителями сельхозпродукции за 7 месяцев 2007 года составили 1287 тыс. т, что на 16,5% выше уровня соответствующего периода прошлого года.

Одним из основных факторов долгосрочной конкурентоспособности  химического комплекса и обеспечения  его стратегического развития является инвестиционная активность.

В 2005-2007 годах в отрасли  были введены ряд химических производств. Из наиболее крупных следует выделить следующие производства [2]:

- терефталевой кислоты  (мощность 230 тыс. т в год) в  ОАО «Полиэф» (г. Благовещенск, Республика  Башкортостан);

- полистирола и сополимеров  стирола (50 тыс. т), изопрена (160 тыс.  т) и полипропилена (180 тыс. т)  в ОАО «Нижнекаскнефтехим» (г.  Нижнекамск, Республика Татарстан);

- соды каустической мембранной (150 тыс. т) в ОАО «Саянскхимпласт» (г. Саянск, Иркутская обл.);

- полиамида-6 (54 тыс. т)  в ЗАО «Куйбышевазот» (г. Тольятти, Самарская обл.);

- карбамидно-формальдегидных  смол (105 тыс. т) и формалина  (75 тыс. т) в ОАО «Акрон» (г.  Великий Новгород);

- полиэтилена низкого  давления за счет реконструкции  действующего производства с  увеличением выпуска до 510 тыс.  т (прирост на 310 тыс. т/год) в  ОАО «Казаньоргсинтез» (г. Казань, Республика Татарстан);

- метанола (550 тыс. т) в  ОАО «Тольяттиазот» (г. Тольятти, Самарская обл.);

- формалина (270 тыс. т)  в ОАО «Метафракс» (г. Губаха, Пермская обл.);

- полипропилена (120 тыс.  т) в ООО «Ставролен» (г. Буденновск, Ставропольский край);

- спирально-витых и гофрированных  труб из полиэтилена (линия  по выпуску пластиковых труб  диаметром до 1200 мм и мощностью  300 т в месяц) в ЗАО «МКМ»  (г. Череповец, Вологодская обл.).

Химические и нефтехимические  производства относятся к объектам повышенной опасности и подлежат специальному государственному регулированию, направленному на защиту жизни и  здоровья человека, на обеспечение  промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды. Реформа  технического регулирования, начатая  с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании», потребует в дальнейшем осуществления  значительных организационно-технических  мероприятий по реализации будущих  федеральных законов о технических  регламентах в отношении химической продукции и процессов ее производства.

В настоящее время Министерством  промышленности и энергетики Российской Федерации ведется работа по подготовке ряда технических регламентов, первоочередным из которых является регламент «О безопасности химической продукции». В дальнейшем технические регламенты должны охватить всю продукцию химического  комплекса.

18 декабря 2006 года Европейский  Союз принял Регламент (ЕС) №1907/2006 Европейского Парламента и Совета  ЕС, касающийся правил регистрации,  оценки, санкционирования и ограничения  химических веществ (REACH), учреждения  Европейского Агентства по химическим  веществам. Регламент направлен  на повышение безопасности и  конкурентоспособности химической  продукции стран ЕС.

Для уменьшения потерь российских экспортеров химической продукции  в настоящее время разрабатывается  соглашение между ЕС и РФ, которое  будет способствовать обмену информацией  по опасным свойствам химических веществ, взаимному сотрудничеству в проведении исследований их свойств  и взаимному признанию результатов  этих исследований. Но, конечно, симметричным и наиболее сбалансированным ответом  на вызов нового европейского химического  законодательства будет являться скорейшее  принятие технического регламента «О безопасности химической продукции».

Химическая промышленность – это одна из активно развивающихся  в последние годы отраслей. Ситуация в ней довольно стабильная, однако уже сейчас можно выделить риски  и угрозы, с которыми мы столкнемся в будущем. Прежде всего, они связаны  с повышением цен на энергоносители и сырье, вследствие чего существенная часть продукции российской химической промышленности может стать неконкурентоспособной [3].

Поэтому одним из пилотных проектов, начатых в декабре 2006 года Министерством промышленности и  энергетики Российской Федерации в  рамках Экспертного клуба, стал форсайт  химического комплекса на период до 2020-2030 года. Форсайт – это долгосрочное экспертное прогнозирование, это практика применения всех известных методов  прогнозирования, разработки программ развития, «исследований будущего», прогностики в соответствии с  определенными принципами. Форсайт  – это также и коммуникативная  практика. Он предусматривает активное, систематическое обсуждение своей  темы максимально широким кругом заинтересованных лиц, создание так  называемой «экспертной сети». Главная  задача Форсайта - получить исчерпывающий  набор сценариев будущего и определить из них наиболее оптимальный.

1.2. Место и  роль химической и нефтехимической  промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ