Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть законы спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Введение 3
1.Спрос: экономическая природа, условия и факторы формирования 5
1.1 Спрос как экономическая категория. Закон спроса 5
1.2 Неценовые факторы спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
2. Предложение в системе экономических отношений 17
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения 17
2.2 Неценовые факторы предложения 19
2.3 Эластичность предложения 21
3 Равновесная цена 24
3.1 Взаимодействие спроса и предложения и рыночное равновесие 24
3.2 Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины 27
Заключение 36
Список использованных источников 39
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.
Неценовые факторы спроса:
Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
Таким
образом, на спрос на данный товар
влияют изменения цен самого товара
и неценовые факторы. При этом,
если изменение цены товара ведет
к движению вдоль кривой спроса,
то под действием неценовых
Рис.
1.4. - Сдвиги кривой спроса под воздействием
неценовых факторов: а) увеличение спроса;
б) сокращение спроса
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) сокращается от до .
Различают следующие виды спроса:
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
2.
Отсутствие спроса. Целевые потребители
могут быть не
3.
Скрытый спрос. Многие
4.
Падающий спрос. Рано или
5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.
6.
Полноценный спрос. О
7.
Чрезмерный спрос. У ряда
8.
Нерациональный спрос.
9.
Сбалансированный спрос. Этот
вид спроса возникает тогда,
когда между спросом и
Разновидности спроса:
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.
Различают эластичность:
1.
Ценовая эластичность спроса
характеризует степень
, (1.3)
где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О
характере ценовой эластичности
спроса можно судить по соотношению
изменения спроса к изменению цены или
по показателю общей выручки от реализации
(Р х Q). В зависимости от характера эластичности
спроса выручка от реализации при изменении
цены может расти, падать, не изменяться.
Таблица 2
Виды ценовой эластичности спроса
Вид эластичности | Соотношение изменения цены и спроса | Коэффициент эластичности | Изменение выручки от реализации (PxQ) | |
Уменьшение цены | Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос | Цена растет (падает) – спрос постоянен | Ed = 0 | уменьшается | увеличивается |
Неэластичный спрос | Цена изменяется больше, чем изменяется спрос | Ed < 1 | уменьшается | увеличивается |
Единичная эластичность спроса | Цена и спрос изменяются одинаково | Ed = 1 | не изменяется | не изменяется |
Эластичный спрос | Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос | Ed > 1 | увеличивается | уменьшается |
Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется, цена постоянна | Ed = ∞ | уменьшается | увеличивается |
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
В
зависимости от характера эластичности
спроса кривая спроса будет иметь
разный наклон (рис. 1.5.).
Рис.
1.5. - Кривые спроса с разной ценовой эластичностью
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
2.
Перекрестная эластичность
, (1.4)
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3.
Эластичность спроса по доходу
характеризует степень
, (1.5)
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.
Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Оно
характеризует экономическую
Объем
предложения каждого
Связь
между уровнем цен и
Qs
= f(P)>0 (2.1)
Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.
Если
функция предложения носит