Основы теории спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть законы спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Содержание

Введение 3
1.Спрос: экономическая природа, условия и факторы формирования 5
1.1 Спрос как экономическая категория. Закон спроса 5
1.2 Неценовые факторы спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
2. Предложение в системе экономических отношений 17
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения 17
2.2 Неценовые факторы предложения 19
2.3 Эластичность предложения 21
3 Равновесная цена 24
3.1 Взаимодействие спроса и предложения и рыночное равновесие 24
3.2 Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины 27
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

    В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием  спроса и предложения. Совершенной  конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

    Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

    Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

    Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

    1. В рыночной экономике существует  механизм, обеспечивающий согласование  интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

    2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

    Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

    Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где  намерения продавцов и покупателей  совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

    Рыночную  экономику следует понимать как  экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к  тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.

    Сложность перехода отечественных предприятий  к рыночной экономике усугубляется деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при практически полном отсутствии влияния на нее спроса и, следовательно, не была ориентирована на его удовлетворение. В экономике СССР преобладало гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - “хлеб промышленности”, а нефть и газ - ее “сердце”. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары и оказывающих услуги населению, качество которых было весьма невысоким.

    При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.

    В результате характерными были то избыток  продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно  управляемой экономики.

    Эти и другие недостатки административно-командной  системы обусловлены недооценкой  роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и  совершенствовать производство, как  конкуренция.

 

      Список использованных источников

 
  1. Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической  теории: Учеб. пособие для средних  профессиональных учебных заведений/Под  ред. проф. Н.В. Сумцовой. – М.: Юнити-Дана, 2004. - 335 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2005. – 399 с.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.
  4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.
  6. Курс экономики: Учебник/Под ред. Райзберга Б.А. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2006. – 627 с.
  7. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 408 с.
  8. Экономика: Учебник/Архипов А.И. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007. - 840 с.
  9. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Буланова – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. – 831 с.
  10. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
  11. Экономическая теория: Учебн. пособие/Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколтянского – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.
  12. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004. - 510 с.
  13. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения