Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа
Объективный характер экономических законов, их отличие от законов природы и юридических законов
Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
Законы спроса и предложения, их графическая интерпретация. Эластичность спроса и предложения. Равновесие объемов спроса и предложения
Экономический эффект участия в рыночных отношениях для товаропроизводителя и покупателя
Понятие полезности и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
Закон убывающей отдачи
Закон конкуренции и рынок
Тема 6 Основы теории спроса и предложения
6.1 Объективный характер экономических законов, их отличие от законов природы и юридических законов
6.2 Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
6.3 Законы спроса и
предложения, их графическая ин
6.4 Экономический эффект участия в рыночных отношениях для товаропроизводителя и покупателя
6.5 Понятие полезности и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности
6.6 Закон убывающей отдачи
6.7 Закон конкуренции и рынок
6.1 Объективный
характер экономических
их отличие от законов природы и юридических законов
Рыночная экономика функционирует на основе присущих ей естественных, экономических законов. Экономические законы – это объективные, существенные, прочно остающиеся в экономических процессах и явлениях взаимозависимости и причинно-следственные связи. Экономические законы имеют объективный характер, так как они существуют независимо от воли или желания людей. Поскольку в производстве материальных благ и услуг люди участвуют сообща, используют свои способности, природные и прочие ресурсы, обмениваются продуктами производства, то между ними складываются прочные, необходимые, причинно-следственные, объективные связи, которые называются экономическими отношениями. Выражением этих отношений являются экономические законы.
Люди не бессильны перед экономическими законами. Познавая механизм действия экономических законов, они стараются действовать в соответствии с их «требованиями», стремясь к достижению экономических целей наиболее эффективным и рациональным путем.
В условиях Советского Союза, когда в экономике решающие позиции занимали отношения общественной собственности на средства производства, поддерживалась планомерность, пропорциональность развития, существовали структуры типа Госплана, Госснаба, ведавшие вопросами планирования, централизованного снабжения предприятий, организаций в масштабах всей страны и союзных республик, когда основным экономическим законом социализма провозглашалась цель и средства ее достижения – обеспечение удовлетворения возрастающих потребностей граждан на основе роста и совершенствования общественного производства, по существу функционировало определенное социально-экономическое пространство и материальное экономическое поле, т. е. система социально-экономических и организационно-экономических отношений, развивавшихся по определенным объективным экономическим законам.
В экономической теории того периода рассматривались законы планомерного, пропорционального развития, закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон распределения по труду и другие.
В современных условиях, с переходом к рыночным принципам хозяйствования, коренным образом меняется структура производства, система экономических отношений и их законов. Необходимо изучение экономических законов рыночных отношений, механизма действия этих законов, которые «подсказывают» логику поведения как предпринимателю, менеджеру, так и покупателю, потребителю.
Экономические законы не
следует смешивать с
Юридические законы разрабатываются и принимаются парламентами государств и обязательны для исполнения. Качественно разработанные юридические законы, например, о собственности, предпринимательстве, налогах и другие, регулируют важные группы отношений между людьми, способны активизировать предпринимательскую деятельность в обществе. Но в самих юридических законах должны учитываться требования объективных экономических законов.
Познавая законы природы, люди также стремятся использовать их в новой технике, технологиях, производственных процессах.
Рассмотрение экономических законов мы начинаем с закона о стоимости. В этом есть своя логика. Прежде чем дело дойдет до потребления, товар надо рационально произвести и таким образом, чтобы его приняло, признало общество и чтобы труд и средства, затраченные на его производство, стали частицей совокупного общественного труда, чтобы индивидуальные затраты на товар в наибольшей мере соответствовали уровню общественно необходимых затрат.
6.2 Закон стоимости и его роль в условиях рыночной экономики
Закон стоимости возникает и приобретает силу вместе с появлением товарно-денежных отношений на основе общественного разделения труда и хозяйственной обособленности товаропроизводителей.
Сущность закона стоимости состоит в том, что на производство продукта (товара) и услуг должно быть затрачено лишь общественно необходимое рабочее время, а обмен товаров и услуг должен совершаться в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство.
Предположим, что четыре товаропроизводителя выпускают аналогичную продукцию, например, обувь. Индивидуальные затраты времени на производство пары обуви и объемы производства у этих товаропроизводителей даны в таблице 6.1.
Таблица 6.1 – Закон стоимости применительно к производству обуви
Группы товаропроизводителей |
Объем производства, пары обуви |
Затраты времени на производство пары обуви, в часах |
1 |
100 |
3 |
2 |
600 |
5 |
3 |
200 |
6 |
4 |
100 |
7 |
Рассчитаем общественно необходимое время (ОНВ) на изготовление пары обуви, принимая во внимание, что это время на изготовление товара при среднем уровне развития техники, технологии, квалификации работников и интенсивности труда.
Очевидно, индивидуальные
затраты времени второго
Таким образом, закон стоимости выражает причинно-следственную связь между индивидуальными затратами, общественно необходимым временем и ценой.
Закон стоимости выполняет
стимулирующую функцию в
Закон стоимости является регулятором распределения общественного труда, средств производства и капитала между различными сферами рыночной экономики. Для удовлетворения различных потребностей общества средства производства, труд и капитал распределяются между производствами и отраслями в определенных пропорциях. Использование более благоприятных условий, например, природных, позволяет производить продукцию с минимальными затратами по сравнению с общественно необходимым уровнем. Это обстоятельство может быть использовано обществом для наращивания выпуска продукции с наименьшими затратами.
Так, производство электроэнергии с использованием гидроэлектростанций может оказаться выгоднее эксплуатации тепловых электростанций, работающих на жидком, твердом или газообразном топливе.
Закон стоимости ведет к дифференциации доходов товаропроизводителей. Те из них, у которых индивидуальные затраты на производство товаров и услуг меньше, чем общественно необходимые, при продаже по рыночной цене будут получать доходы. Те же товаропроизводители, индивидуальные затраты времени которых будут выше общественно необходимых, при продаже своей продукции по рыночной цене будут нести убытки и возможно их разорение.
Экономические процессы тесно переплетаются и взаимодействуют, и закон стоимости проявляется через колебания цен товаров на рынке под влиянием спроса и предложения. Стоимость товара формируется в производстве, а цена проявляется на рынке. Если товар пользуется спросом, то его цена может превышать стоимость. Но если товар не пользуется спросом, то его цена падает ниже стоимости. В случае, когда спрос и предложение совпадают, устанавливается рыночное равновесие и цена совпадает с рыночной стоимостью, которая отражает уровень затрат общественно необходимого времени на производство товара (рисунок 6.1).
Таким образом, закон стоимости является одним из факторов ценообразования и проявляется в равновесной цене.
Рисунок 6.1 – Проявление закона стоимости через колебания
цен товаров на рынке
6.3 Законы спроса и предложения, их графическая
интерпретация. Эластичность спроса и предложения.
Равновесие объемов спроса и предложения
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами.
Можно выделить различные виды спроса. Например, чрезмерный спрос (ажиотажный) – это такой спрос, который значительно выше, чем имеются возможности его удовлетворить по определенным группам товаров и услуг. Он подогревается инфляцией, нестабильной экономической обстановкой.
Нерациональный спрос – это такой спрос, который связан с приобретением вредных для здоровья товаров (сигареты, спиртные напитки, наркотики).
Падающий спрос – это сокращающийся спрос на определенные группы товаров и услуги.
Полноценный спрос – это такой спрос, когда торговая организация удовлетворена своим торговым оборотом.
Нерегулярный спрос – это такой спрос, который колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки (городской транспорт, музеи в будние и выходные дни и т. д.).
Рыночный спрос представляет собой сумму спроса общей массы покупателей.
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рb…); от доходов покупателей; от вкусов и предпочтений.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f (P, Pa, Pb,…, J, T, w),
где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени;
P, Pa, Pb – цены данного и других товаров;
J – денежный доход;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
w – накопленное имущество.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество товара, которое потребители в состоянии купить по доступным для них ценам. Так, если на вертикальной оси будут отмечены цены на товар (Р), а на горизонтальной оси – количество покупаемого товара (Q), то график спроса примет следующий вид (рисунок 6.2).
Рисунок 6.2 – График спроса
Кривую DD называют кривой спроса (от английского demand – спрос).
Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 (рисунок 6.3).
Рисунок 6.3 – Зависимость объема спроса от цены товара
Суть закона спроса – снижение цены товара ведет к повышению объема спроса. И наоборот – повышение цены товара ведет к уменьшению объема спроса.
Изменение потребностей, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на взаимозаменяемые товары, моды вызывает изменение рыночного спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например, от D1 к D3 (рисунок 6.4).
Рисунок 6.4 – График изменения спроса
Так, в зимние месяцы возрастает спрос на теплую одежду, лыжи, коньки. В этом случае произойдет сдвиг кривой в новое положение – от D1 к D2.
Под влиянием изменения цены товара изменяется величина спроса на данный товар, что ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на графике от а к б и от б к а (рисунок 6.4). При снижении цены возрастает величина спроса, при повышении цены снижается величина спроса, но сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным (на рисунок 6.4 он изображен кривой D1).
Предложение – это совокупность товаров (услуг), представленных к продаже на рынок по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей.