Основы теории эластичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Данная тема актуальна в сегодняшние дни, ведь экономика большинства стран, в том числе и России, построена на рыночных отношения. Предприятие играет основную роль в этих отношениях. Именно там создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Эластичность спроса по доходу……………………………………… 4
2. Эластичность предложения …………………………………………...11 Тесты ………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...17
Список используемой литературы ………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский  заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории 
 
 
 

                        

Контрольная работа

По экономической  теории на тему:

Основы  теории эластичности. 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Чернов А.Н.

Студент: Елизарьев  А.А., МО, 1 вечер 
 
 
 

    

Уфа-2009.

Содержание

                                                                                                                      Стр.

Введение…………………………………………………………………... 3

1. Эластичность  спроса по доходу……………………………………… 4

2. Эластичность  предложения …………………………………………...11    Тесты ………………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………...17

Список используемой литературы ………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                 

Введение 

            Данная тема актуальна в сегодняшние дни, ведь экономика большинства стран, в том числе и России, построена на рыночных отношения. Предприятие играет основную роль в этих отношениях. Именно там создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

          А в основе всех этих глубоких  экономических исследований лежат  фундаментальные понятия микроэкономики, в частности спроса, предложения эластичности спроса и предложения, и ряда других факторов оказывающих влияние на рынок, а значит и на экономику в целом. 
 
 

           
 
 
 
 
 

1. Эластичность спроса по доходу

        Термин «спрос» выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар, поэтому под спросом всегда поминается платежеспособная потребность. Изменение спроса отражается в законе спроса. В наиболее доступной форме закон спроса можно сформулировать следующим образом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокращаться по сравнению с низкими ценами, но при прочих равных условиях. Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими ценами на этот же товар, но опять-таки  «при прочих равных условиях». Таким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционален цене спроса на данный товар при прочих равных условиях.

        Фраза «при прочих равных условиях» является интегральной частью закона спроса. Цена на данный товар не представляет собой единственного фактора, который определяет, как много этого продукта желает приобрести покупатель. Имеются и другие факторы, влияющие на количество приобретаемого товара, - доходы потребителей, цены других товаров, и услуг, ожидаемые цены товаров в будущих периодах, вкусы потребителей и т. д. Многофакторную зависимость спроса математически можно представить следующим образом:

   Qd\ xt =f(Pxt,Yt,Prt,PE\ xt+i), где

Qd\ xt - количество покупаемого товара х в период времени t;

Pxt- цена товара х в период времени t;

Yt- доход потребителя в период времени t;

Prt -цены родственных товаров в период времени t;

PE\ xt+i -ожидаемая цена товара х в будущем периоде времени t + i;

T - вкусы потребителя.

      Объем спроса на благо х, которое потребитель желает и может приобрести в определенный промежуток времени, зависит от указанных факторов, а также от многих других, не включенных в вышеприведенную формулу.[1,стр.61-62].

      Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

           Величины спроса должны иметь  определенное значение и относиться  к определенному отрезку времени.  Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

       
 
 
 

                       
 

    

     

   Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя D зависимости от уровня цен на товар.               

    Все  неценовые факторы спроса изменяют не величину спроса, а задают новый уровень спроса.

 
 
 
 
 
 

         В экономических исследованиях часто требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень или эластичность этой взаимосвязи. Эластичность измеряет пропорциональное соответствие влияния изменения одной переменной на изменение другой. Так, если Х воздействует на Y, то эластичность Y относительно X измеряется как:                   Y             X

                       Y            X       .

          Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. 
 
 

         Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому  изменению в количестве покупок,  то такой спрос относительно  неэластичный или просто неэластичный.

       
 
 
 

     

        Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единично  эластичным спросом.

  
 
 
 

            Если изменение цены, не приводит  ни к какому изменению количества  спрашиваемой продукции, то такой  спрос является абсолютно неэластичным. 
 

          Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является абсолютно эластичным.  
 

            Эластичность помогает предвидеть динамику доходов фирм при изменении цен, но при условии, что остальные факторы, влияющие на доходы, остаются фиксированными.

        В экономической теории используются следующие виды эластичности:

    1) эластичность  спроса по цене;

    2) эластичность  спроса по доходу;

    3) эластичность  предложения по цене;

    4) перекрестная  эластичность спроса по цене;

    5) точечная  эластичность спроса;

    6) дуговая  эластичность спроса;

    7) эластичность  соотношения цен и заработной  платы; 

    8) эластичность  технического замещения; 

    9) эластичность  прямой линии. [1,стр.72-73]

   Рассмотрим эластичность спроса по доходу.

            Поскольку доход воздействует на спрос, постольку возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу. Она характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ei) показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле: 

       

     где I — доход (income) потребителя.

     Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что для  некоторых товаров он меняет свой знак.

     Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу ( Еi < 0). Такие товары называются некачественными (например, масло, сметана, цельное молоко).

     Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную эластичность i >0). Такие товары называются нормальными или стандартными. При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:

     а) товары первой необходимости. Спрос  на эти товары растет медленнее роста  доходов. Коэффициент эластичности 0 < Ei < 1;

     б) предметы роскоши. Спрос на них опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности Еi>1;

     в) товары второй необходимости. Спрос  на них растет в меру повышения доходов. Коэффициент эластичности Еi = 1 .

     Практически значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в состоянии застоя, и умирающие. Чем выше в отрасли относительная эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента Еi темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в отрасли, а отсутствие роста — о застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике страны в целом.[2 стр.38-39]

              Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг  эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы теории эластичности