Основы теории оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Всесоюзная спортивная классификация, комплекс ГТО, таблицы очков по видам спорта, оценки результатов тестов, школьные п вузовские отметки по физической культуре и физическому воспитанию, положения о соревнованиях п утвердившаяся практика неофициального полсчета очков на олимпийских играх — все это примеры оценивания. Оценка может быть выражена различными способами, например и виде качественной характеристики («хорошо — удовлетворительно — плохо» или «зачет — незачет»), выставляемой отметки, как в школе (от «единицы» до «пятерки»), набранных очков (в многоборье), факте выполнения разрядных норм или норм комплекса ГТО. Во всех случаях она имеет общие черты.

Содержание

1Проблема оценок
2Шкалы оценок
3Разновидности норм

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОЦЕНОК.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ ТЕОРИИ  ОЦЕНОК

План

  1. Проблема оценок
  2. Шкалы оценок
  3. Разновидности норм

 

ПРОБЛЕМА ОЦЕНОК

Основные  понятия

Показанные спортсменами результаты (в частности результаты тестов)

во-первых,   выражаются  в   разных   единицах   измерения   (время расстояние и т. п.) и поэтому непосредственно  не сопоставимы друг с другом;

во-вторых, сами по себе не указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена (скажем, время бега на 100 м, равное 12,0 с, может рассматриваться п как очень хорошее, и как очень плохое, в зависимости от того, о ком идет речь).

Поэтому результаты прекращают в оценки (очки, баллы, отметки, разряды  и т. п.).

Оценкой (или педагогической оценкой называется унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте*. Процесс выведения (расчета, определения) оценок называют оцениванием.

Он состоит из следующих  стадий:

1) подбирается шкала, с помощью которой возможен перевод

результатов теста в оценки;

2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста пре

образовываются в очки (баллы);

3) полученные очки сравниваются с нормами, и выводится

итоговая оценка. Она и характеризует уровень подготовленности

спортсмена относительно других членов группы (команды, коллектива)

Задачи, которые решаются в ходе оценивания, многообразны.

Среди них можно выделить основные:

1) по результатам оценивания необходимо сопоставить раз

ные достижения в соревновательных упражнениях. На основании

этого можно создать научно обоснованные разрядные нормы

в видах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение

числа разрядников, не достойных этого звания. Завышенные же

нормы становятся для многих недостижимыми и вынуждают людей

прекращать занятия спортом;

2) сопоставление достижений в разных видах спорта позво

ляет решить задачу равенства в них разрядных норм (несправед

лива ситуация, если предположим, в волейболе легко выполнить

норму I разряда, а в легкой атлетике — трудно);

3) необходимо классифицировать множество тестов по резуль

татам, которые показывает в них конкретный спортсмен;

4) следует установить структуру тренированности каждого из

спортсменов, подвергшихся тестированию.

Всесоюзная спортивная классификация, комплекс ГТО, таблицы очков по видам  спорта, оценки результатов тестов, школьные п вузовские отметки по физической культуре и физическому воспитанию, положения о соревнованиях п утвердившаяся практика неофициального полсчета очков на олимпийских играх — все это примеры оценивания. Оценка может быть выражена различными способами, например и виде качественной характеристики («хорошо — удовлетворительно — плохо» или «зачет — незачет»), выставляемой отметки, как в школе (от «единицы» до «пятерки»), набранных очков (в многоборье), факте выполнения разрядных норм или норм комплекса ГТО. Во всех случаях она имеет общие черты.

Различают учебные оценки, которые выставляет преподаватель  ученикам по ходу учебного процесса, н квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частности, результаты официальных соревнований, тестирования и др.). Большой разницы между учебными и квалификационными оценками нет, однако процедура квалификационного оценивания, как правило, более сложна.

В полном, развернутом виде квалификационное оценивание проводят в два этапа. На первом показанные спортивные результаты превращают на основе так называемых шкал оценок в очки (промежуточная оценка), а  на втором, после сравнения набранных  очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку. Например, в многоборьях вначале  результаты в отдельных видах переводят в очки, а затем, после сравнения их с нормами спортивной классификации, выводят итоговую оценку — присваивают спортивный разряд. Последовательность действий при оценивании видна из приведенной схемы, в которую включены также этапы тестирования и измерения результатов теста.

Таблицы очков  по видам спорта и шкалы оценок

Анализ таблиц очков по некоторым видам спорта позволит ввести ряд понятий, необходимых  при дальнейшем изучении курса спортивной метрологии.

Цель любой подобной таблицы  — преобразование показанного спортивного  результата (выраженного в объективных  мерах: килограммах, секундах и т. п., занятом месте или числе и значимости побед) в условные очки. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок. Шкала может быть задана в виде математического выражения (формулы), таблицы или графика.

Первый тип — пропорциональные шкалы. Этот тип шкал предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 0,1 с улучшения результата в беге на 100 м начисляется 20 очков). Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта

Второй тип — регрессирующие шка л ы. В этом случае за один и тот же прирост результата начисляют по мере возрастания спортивных достижений все меньшее число очков (например, за улучшение результата в беге на 100 м с 15,0 до 14,9 с добавляют 20 очков, а за 0,1 в диапазоне 10,0—9,9 с — только 15 очков). Такие шкалы кажутся несправедливыми, но применение их во многих случаях целесообразно. Шкалы такого типа приняты сейчас в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний

Третий тип — прогрес ирующие шкалы. Здесь чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение (например, за улучшение времени в беге от 15,0 до 14,9 с добавляют 10 очков, а от 10,0 до 9,9 с — 100 очков). Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике

Четвертый тип — сигмовидные (или S-о б р а з н ы е) шкалы. В этих шкалах улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост результатов в средней зоне достижений. В спорте такие шкалы не используются, но они широко применяются при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США).

Каждая из этих шкал имеет как свои достоинства, так и недостатки. Установить последние и усилить первые можно, правильно применяя ту или иную шкалу. Рассмотрим несколько примеров.

Пример первый. Известно, что разносторонне физически подготовленным человеком считается тот, кто хорошо бегает, плавает,прыгает, подтягивается и т. д. Оценка результатов в беге, плавании, прыжках, подтягивании должна не только объективно отразить уровень подготовленности, но и настроить человека на совершенствование своей физической подготовленности. Она может проводиться с помощью следующих шкал:

1) с и г м о в  и д н о й . В этом случае, чтобы получить максимально возможную сумму баллов в комплексе тестов, нужно показывать в каждом из них средние результаты. Если же в одном-двух тестах результаты будут предельные, а в остальных низкие,суммарная оценка уменьшится. При такой шкале оценок нельзя иметь низкие результаты в каких-либо тестах — они будут резко снижать сумму баллов.

У этой шкалы есть и недостаток: если человек много занимался и показывает высокие результаты во всех тестах, то оценка перестает стимулировать его работу: достижения в тестах растут гораздо быстрее, чем оценки за них;

2) п р о п о р ц и о н а л ь н о й . В этой шкале нет предыдущего недостатка. Стимул получить большую оценку за более высокий результат сохраняется во всем диапазоне достижений. Плохо в этой шкале другое: низкие результаты, например в плавании, можно компенсировать высокими в беге. В этом случае говорить о разносторонней физической подготовленности не приходится.

Пример второй. На спартакиадах народов СССР ставится цель — поощрить те республики, где хорошо налажена работа по подготовке мастеров спорта международного класса. В этом случае необходима прогрессирующая шкала, и тогда спортсмен, установивший рекорд СССР или мира, принесет республике больше очков, чем несколько мастеров спорта — зачетников.

Этот же критерий, но примененный  к оценкам результатов первенства города, будет неэффективным: десятки спортсменов-разрядников (основной контингент участников) принесут меньше очков, чем один выдающийся спортсмен. Такое положение может отрицательно сказаться на массовости городских соревнований.

Пример третий. Спортивные многоборья создавались как виды, в которых нужно показывать высокие результаты в разных спортивных упражнениях. Оценивать достижения здесь лучше всего по регрессирующей шкале, и вот почему. Пока результаты во всех видах невысоки, приросты в баллах значительны. На уровне высшего спортивного мастерства регрессирующая шкала будет стимулировать тренировочную работу в отстающих видах: недобор очков в них оказывается большим, чем дополнительные очки за очень высокие достижения в одном-двух видах многоборья.

При использовании прогрессирующих  или регрессирующих шкал наиболее важным, является определение коэффициента прогрессирования (регрессирования). Универсальных рекомендаций здесь нет, и определение значений коэффициентов проводится для каждого конкретного случая экспертами.

Основные задачи оценивания

Основными  задачами   оценивания являются следующие.

1.  Сопоставить  разные  достижения в одном и том же задании (тесте,     спортивной     дисциплине, упражнении, виде многоборья). Например,   сопоставить   спортивные результаты, равные норме мастера спорта и I разряда. Сколько перворазрядных результатов соответствует одному мастерскому?

2.  Сопоставить   достижения   в разных   заданиях.   Главным   здесь является уравнивание оценок за достижения одинаковой трудности в разных видах спорта или разных дисциплинах соревнований. Такие равно трудные достижения называются эквивалентными.

3. Определить нормы. В отдельных случаях (школьные оценки, комплекс ГТО и т. п.) нормы совпадают с градациями шкалы.

Решение этих задач полностью  определяет систему оценки.

Проблема критерия

Две группы критериев могут  лежать в основе оценки. Оценка должна:

1.  Быть справедливой, т. е. оценивать достижения

а)  равной    трудности    (эквивалентные) равным числом очков

б)  неравной     трудности — тем большим числом очков, чем выше трудность достижений.

2.  Приводить    к     практически полезным результатам.

Эти критерии не всегда совместимы. Например, прогрессирующая шкала, в принципе, представляется справедливой: даже немного повысить мировой рекорд несравненно труднее, чем добиться того же прироста результатов на уровне III разряда. Эту неравную трудность шкала учитывает: чем выше спортивный результат, тем больше очков начисляется за равный прирост достижений. Практически это приводит к тому, что спортсменам-многоборцам становится выгодно усиленно тренироваться прежде всего в своих любимых видах — тех, где они могут получить наибольшее число очков.

Регрессирующие шкалы  едва ли можно считать справедливыми, но они полезны. В многоборьях  они стимулируют внимание к отстающим  видам, в командных соревнованиях  — массовость (в ущерб мастерству).

Вопрос о том, какая  система оценки лучше, бессмыслен, если не поставлена цель, ради которой эта  система вводится. Например, если стоит  цель (скажем, на соревнованиях по ОФП) устранить слабые звенья в подготовке, то регрессирующая шкала наиболее приемлема, несмотря на ее несправедливость.

 ШКАЛЫ  ОЦЕНОК

Стандартные шкалы

В основе ее лежит пропорциональная шкала,а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Т-шкала.. В этой шкале начисляемые очки равны нормированному отклонению*. Средний результат в пси оценивается в ноль очков, результаты ниже средней величины получают отрицательные очки, а подавляющее большинство результатов укладывается в диапазоне от - 3,0 до + 3,0. Из-за отрицательных значений эта шкала неудобна и используется редко.

Наиболее популярна среди стандартных шкал  Т-ш кала.

При ее использовании средний  результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:

Некоторые стандартные  шкалы

Таблица 24

     
     

С- шкал а

Шкала школьных отметок Шкала  Вине

Экзаменационная шкала

С = 5 + 22

Н = 1—2

В = 100 + 16  2

Е = 500 + 1002

При массовых обследованиях, когда   не   требуется   большой точности В ряде стран Европы При психологических исследованиях интеллекта В США при приеме в высшее учебное заведение


 

Стандартные шкалы являются пропорциональными (см. 5.1.2). Они пригодны если распределение результатов теста близко к нормальному. Используя таблицы нормального распределения, легко узнать, какой процент лиц находится в том или ином диапазоне стандартной шкалы. Например, больше 50 и меньше 60 очков по Т-шкале будут в среднем набирать 34% всех спортсменов.

Перцентильная шкала

Если, например, проводится кросс с общим стартом, спортсмену можно начислять столько очков, сколько участников (в процентах) он обогнал. Опередил всех (100%) — получает 100 очков, выиграл у 72% — 72 очка и т. д. Тот же принцип можно использовать и в других тестах: число начисляемых очков приравнивать к проценту лиц, которых опередил данный участник. Шкала, построенная таким образом, называется перцентильной, а интервал этой шкалы — п е р ц е н т и л е м. Один перцентиль включает 1%всех испытуемых. 50%-мый перцентиль, как известно, называется медианой. Поскольку большая часть людей показывает результаты, близкие к средним, и сравнительно мало людей имеет очень высокие или очень низкие результаты, перцентили соответствуют разным приростам результатов тестов: в середине шкалы — малым, на краях — большим

Перцентильные шкалы относятся к сигмовидным шкалам. Ведь сигмовидные шкалы, эго, по-сушеству, функции (нумуляты) нормального распределения Перцентильные шкалы очень наглядны и поэтому широко используются

 Шкалы выбранных точек

Описанные    шкалы    можно построить, если известно статическое распределенне результатов теста: средняя, стандарты и другие параметры распределения. Такие данные не всегда удается получить. Это достижимо, например,   при   разработке  таких  шкал,   как   комплекс   ГТО,   нормы   по физическому   воспитанию   в   школе   н   т. п.,   н   недостижимо   при разработке таблиц по видам спорта.

В последнем случае обычно поступают так: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (например, мировой рекорд или 10-й результат  в истории данного вида спорта) и приравнивают сто, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний определяют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однозначно определяют прямую линию. Шкала, построенная таким образом, называется шкалой выбранных точек.

Информация о работе Основы теории оценок