Основы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены- к снижению спроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

I. Спрос и его изменение. ……………………………………….. …………………….. 4

1.1. Спрос…………………………………………………….……………………… 5

1.2. Изменение кривой спроса…………………………………….…………….. 5

II. Предложение товара на рынке. График предложения…………….……………. 6

2.1. Цена и объем предложения товаров……………………………………... .5

2.2. Особенности рыночного предложения……………………………….… ….7

III. Рыночное равновесие цен спроса и предложения…………………………..……7

3.1. Равновесная цена…………………………………………………………. …..7

3.2. Установление равновесной цены……………………………………..…. ....8

3.3. Пример расчета равновесной цены на московском

автомобильном рынке…………………………………………………………….8

IV. Эластичность спроса и предложения……………………………………………….9

4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………….. ………..9

4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………………9

4.3. Эластичность предложения……………………………………….. ……….10

V. Нарушения рыночного равновесия цен……………………………………………..11

5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………….. ………..11

5.2. Контроль над ценами……………………………………………….. ………..12

Выводы………………………………………………………………………………………..13 Толковый ловарь…………………………………………………………………….............14 Заключение…………………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы ………………………………………………. …..17

Работа содержит 1 файл

12341 - копия - копия.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 Равновесие  спроса и предложения теперь  находится  в  точке  Е1,  а  новая

 равновесная  цена равняется Р1, так как   продавец  включает  налог   в  цену

 предлагаемых  к продаже товаров. Снижение  объема продаж, которое  произошло

 вследствие  повышения цены, вызвало падение объемов  производства  товаров,

 поскольку   их  продажи  снизились.  Направления   движения  цены  и  объемы

 производства  и продаж товаров  показаны  стрелками,  расположенными  вдоль

 соответствующих  осей (рис. 9). Налог непосредственно  платит  производитель

(продавец) товаров,  однако большую часть перекладывает  на покупателя путем

 увеличения  цены  (Р1Е1ЕРЕ).   Размер   уплачиваемого   налога   равняется

 заштрихованной  на графике области АЕРЕРА. Это  вычет из торговой выручки  от

 продаваемых  товаров  и  вычет  из   доходов   покупателей.   Но   главный

 отрицательный  эффект  –  общее  снижение  производства  и  недопотребление

 обществом  товаров. 

5.2. Контроль  над ценами

       Ценовое  вмешательство,  или   контроль   над   ценами,   осуществляет

государство на  законодательной  основе,  но  его  способны  осуществлять  и

другие   монопольные   структуры.   Вмешательства   такого   рода   способны

блокировать  рыночный  механизм  конкурентного  ценообразования  на   основе

равновесия  спроса  и  предложения.  Любой  контроль  над  ценами  не  только

нарушает, но  и  разрушает  механизм  рыночного  ценообразования  на  основе

законов спроса и  предложения.  Примером  этого  является  командная  модель

экономики,  а  также  любые  способы  принудительного   установления   цены,

принимаемые монопольными силами со стороны государства  ил  отдельных,  явных

или скрытых, экономических структур.

       Государственное вмешательство  в рыночное ценообразование   чаще  всего

сводится  к  принудительному  установлению  цены  на  уровне  ниже  рыночного

равновесия.  Мотивацией  такого  вмешательства   выступают,   как   правило,

социальные  проблемы: различная для тех  или  иных  групп  населения  степень

доступа к  ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и  т.д.

Однако еще  никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем  методом

вмешательства в механизм ценообразования. Последствия  контроля  над  ценами

могут быть многообразными, но все  они,  как  правило,  имеют  отрицательный

эффект в  социальной и экономической сфере. Последствия контроля  над  ценами

или любого  вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат  себя

в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров,  что  отрицательно

скажется  на  всем  обществе  из-за  недопотребления.  Решена  ли   проблема

низкодоходных  групп  общества,  которых  правительство  пыталось  защитить,

установив   принудительно   низкие   цены?   Нет,   не   решена,   поскольку

недопроизводство  и дефицитность «уводят» даже  имеющиеся  товары  в  теневые

спекулятивные  сферы.  Возникают  теневые  рынки,  где   дефицитные   товары

продаются по ценам еще  более  высоким,  чем  прежняя  равновесная  рыночная

цена, поскольку  теперь  эта  цена  включает  в  себя  еще  и  спекулятивную

надбавку. Низкодоходным  группам общества эти товары и  цены стали  еще  более

недоступны, а число неплатежеспособных граждан  возросло.

       Государственное вмешательство,  контроль над ценами приводит  также  к

таким   экономическим    последствиям,    как    сокращение    производства,

возникновение  теневой  экономики  в   различных   сферах.   Как   известно,

особенностью  теневых структур экономики является то, что они «неуловимы»,  в

особенности    для    официального,    государственного     налогообложения.

Следовательно, они сокращают  реальные  возможности  для  социальной  защиты

низкодоходных групп и слоев общества, поскольку  не платят налоги в бюджет.

       Нетрудно предвидеть, что в подобной  ситуации усилятся  криминогенные,

мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.

       Внешними, наиболее очевидными последствиями   разрушенного  равновесия

рыночного  ценообразования  станут   очереди   потребителей   за   товарами,

социальная  напряженность  и  всеобщее   недовольство.   Потребуются   такие

правительственные  мера,  как   нормирование,   рационирование   потребления

недостающих, дефицитных товаров, их распределение  в  продажу  по  карточкам,

талонам и  другим административным «регуляторам»  общественного потребления.

       На рис. 10. показана схема государственного вмешательства в рыночный

ценовой механизм, или контроль над ценами, с  его  основными  отрицательными

последствиями.

      Принудительное установление цены  Р1 на уровне ниже  рыночной  смещает

кривую спроса до уровня низкодоходных групп  населения.  Пересечение  кривой

предложения  SS  со  сместившейся  кривой  спроса  D1D1  дает  точку  нового

рыночного равновесия Е1, расположенную на  более  низком  уровне.  Нарушение

законов спроса и  предложения  произошло,  прежде  всего,  из-за  того,  что

совокупный  спрос не ограничивается спросом  низкодоходных слоев населения,  к

которому  принудительно «приведен» уровень  цены Р1. Однако этот  искусственно

смещенный спрос  вызвал «понижательную» тенденцию  в предложении  товаров  из-

за их принудительно  низких цен. Производители не заинтересованы выпускать  и

поставлять  на рынок товары по сниженным, не возмещающим  издержки  ценам  Р1.

Происходит   снижение   объемов   производства   QEQ1,   отмеченное    вдоль

соответствующей  оси  (см.  рис.  10).  Однако  еще  более  болезненным  для

общества  будет размер товарного дефицита. 
 

ВЫВОДЫ   

  Зависимость между спросом и ценой товара можно проследить при помощи таблицы  и графика. Повышение цены сопровождается сокращением объема спроса, ее снижение — увеличением объема спроса. Установленная обратная зависимость имеет название закона спроса и отображается кривой спроса с отрицательным наклоном.Изменение спроса под влиянием одного или более из неценовых факторов — вкусов потребителей, числа потребителей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий — означает сдвиг кривой спроса вправо (увеличение спроса) или влево (сокращение его). Движение вдоль кривой спроса характеризует изменение величины (объема) спроса в ответ на рост либо падение цены.

  Закон предложения утверждает, что существует прямая связь между ценой и  объемом предложения товара. Смещение кривой предложения (имеющей положительный  наклон) соответствует изменению  в факторах, влияющих на предложение: ценах на ресурсы, технологии, налогах и субсидиях, ценах на другие товары, ожидания относительно цен, числе продавцов на рынке. Предложение изменяется под их воздействием, а динамика цены сопровождается изменением величины (объема) предложения, что влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой предложения.Уравнивание объема спроса и объема предложения при определенной цене означает установление рыночного равновесия. Эта цена — равновесная. Соответствующее количество продукта — равновесный объем производства. Изменение спроса и предложения влечет за собой изменение равновесных цены и объема.Эластичность спроса по цене измеряет чувствительность объема спроса к изменениям цены и подвержена влиянию следующих факторов: заменяемости товара, удельного веса товара в потребительском бюджете, фактору времени, степени насыщения потребности, доступности товара.

  Степень чувствительности производителей к  изменению цен определяет показатель эластичности предложения по цене, определяющее воздействие на который оказывает фактор времени. Чем большим отрезком времени располагает производитель, тем выше эластичность предложения.

 

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

 
  Закон предложения — прямая связь между ценой товара и его предложением.
  Закон спроса — обратная зависимость между ценой товара и спросом.
  Изменение величины (объема) предложения отображает движение вдоль кривой предложения.
  Изменение величины (объема) спроса означает перемещение из одной точки в другую по кривой спроса.
  Изменение предложения предполагает смещение всей кривой предложения в ответ на изменения в неценовых факторах.
  Изменение спроса означает сдвиг кривой спроса под воздействием неценовых факторов в ту или иную сторону.
  Индивидуальный спрос — спрос отдельно взятого потребителя.
  Кривая предложения — графическое выражение закона предложения.
  Кривая спроса графически представляет объем спроса на товар при каждом значении цены.
  Объем предложения — количество товаров, поставляемых продавцами на рынок за определенный момент времени при данном уровне цен.
  Объем спроса — количество товара, которое потребители могут приобрести на рынке в данный период времени по заданной цене.
  Предложение — количество представленных на рынке товаров.
  Рыночное равновесие — ситуация совпадения интересов продавцов и покупателей, равенство объемов предложения и объема спроса при определенной (равновесной) цене. Данной цене соответствует равновесный объем производства.
  Рыночный спрос — сумма характеристик индивидуальных объемов спроса.
  Спрос — представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная деньгами.
  Эластичность предложения по цене — показатель чувствительности производителей к изменению цены.
  Эластичность спроса по цене — показатель степени чуткости потребителей к изменению цены.
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

       В своей работе я постаралась  наиболее полно раскрыть влияние  тех  или

иных факторов на спрос и предложение при  рыночной экономике,  действительно,

любому  акту  купли-продажи  предшествуют   два   феномена   –   «спрос»   и

«предложение», величины которых определяют объем  сделок  и  уровень  цен  на

рынке. А поскольку  рыночная экономика есть динамика цен  и объема сделок,  то

добиваться  их желаемого изменения можно, регулируя  величину  спроса  (дохода

  потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). Напомним, что мы анализировали возможность построения коллективной функции полезности и пришли к отрицательному заключению: с одной стороны, ее нельзя построить непосредственно, так как нельзя определить строго понятие коллективного предпочтения; с другой - ее не удается построить, используя индивидуальные функции полезности, из-за проблемы неоднозначности. Теперь проанализируем возможность определения рыночного спроса, исходя из решений индивидуальных оптимизационных задач вида (3.4.1)-(3.4.2) для всех потребителей. Такой анализ проведем нестрого, так, как это делают экономисты, на языке кривых спроса. А именно, покажем, что кривую рыночного спроса ( ) можно получить как сумму кривых индивидуального спроса ( ) всех потребителей. На рис. 5.3 показаны линейные графики спроса для трех потребителей. Любая точка на кривой рыночного спроса получается для данной цены как сумма по горизонтальной оси координат соответствующих этой же цене точек всех индивидуальных кривых спроса. Аналитически это означает, что . При этом рыночная кривая спроса не обязательно имеет такой же вид, что и индивидуальные кривые. Как видно из рис. 5.3 , даже для линейных кривых индивидуального спроса рыночная кривая получается нелинейной (изгиб в точке ). Изменению подвергаются и другие свойства индивидуальных кривых, в частности, такие характеристики, как эластичность спроса, предельная норма замещения и др. Для теоретического обоснования приведенного выше "графического способа" определения рыночного спроса сформулируем без доказательства следующее утверждение.

Информация о работе Основы спроса и предложения