Основы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены- к снижению спроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

I. Спрос и его изменение. ……………………………………….. …………………….. 4

1.1. Спрос…………………………………………………….……………………… 5

1.2. Изменение кривой спроса…………………………………….…………….. 5

II. Предложение товара на рынке. График предложения…………….……………. 6

2.1. Цена и объем предложения товаров……………………………………... .5

2.2. Особенности рыночного предложения……………………………….… ….7

III. Рыночное равновесие цен спроса и предложения…………………………..……7

3.1. Равновесная цена…………………………………………………………. …..7

3.2. Установление равновесной цены……………………………………..…. ....8

3.3. Пример расчета равновесной цены на московском

автомобильном рынке…………………………………………………………….8

IV. Эластичность спроса и предложения……………………………………………….9

4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………….. ………..9

4.2. Варианты эластичности спроса………………………………………………9

4.3. Эластичность предложения……………………………………….. ……….10

V. Нарушения рыночного равновесия цен……………………………………………..11

5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………….. ………..11

5.2. Контроль над ценами……………………………………………….. ………..12

Выводы………………………………………………………………………………………..13 Толковый ловарь…………………………………………………………………….............14 Заключение…………………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы ………………………………………………. …..17

Работа содержит 1 файл

12341 - копия - копия.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

сторона предпринимательства, выражающая прямую  зависимость  между  ценой  и

количеством товаров, производимых и предлагаемых к  продаже.  Цены  и  объем

продаж товаров  изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на  рынок

будет поступать  к продаже больше товаров. И наоборот, если  цены  на  данный

товар снижаются, его  производство  и предложение на  рынках  будут также

сокращаться.

       Основным, ведущим  фактором  здесь   выступает  цена.  По  каждому   из

великого  множества  товаров  цена  свидетельствует  о  необходимости   либо

сокращения  его  выпуска,  если спрос снизился,   либо   наращивания   его

производства,  если  спрос  стабилен   или   повышается.   От   уровня   цен

предлагаемых  товаров зависит выручка, доход,  прибыль.  Чем  они  выше,  тем

оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В  этом  смысле

предложение  товаров   на   рынке   –   это   сложный   процесс,   требующий

соответствующего  вознаграждения организации,  собственно  выпуска  или,  при

необходимости,  переориентации  производства  товаров   в   соответствии   с

потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда,  когда

это подтверждают удовлетворяющие его цены.  При  неудовлетворительных  ценах

или  тенденции  к  их  снижению  потребуется   сложная   предпринимательская

деятельность  по  переориентации  ресурсов,  изменению  технологий,  объемов

выпуска и  продаж товаров.

       Точка А на кривой предложения  SS  показывает  более  высокий   уровень

цены Р1 и  возросший объем товаров  Q1,  предлагаемых  к  продаже  на  рынке;

точка В на кривой предложения  показывает  изменившуюся  ситуацию:  снижение

цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к  продаже

товаров Q2.

       Как  видно  из  рис.  3,  предложение  товаров  имеет   вид  кривой  с

положительным  наклоном,   отражающей   прямую   зависимость   между   двумя

переменными – ценой товара и его количеством, или  объемом  для  продажи  на

рынке.

       Общий вид кривой  предложения   не  содержит  ничего  случайного:  она

представляет   собой   моментальную   «фотографию»,    иллюстрацию    закона

предложения,  т.е.  движения   производства   в   строгом   соответствии   с

экономической  целесообразностью,   подтверждающейся   или   опровергающейся

рыночной  ценой. Закон предложения (см.  рис.  3)  гласит,  что,  при  прочих

равных условиях, чем выше цена товаров, тем больше их количество может  быть

произведено и представлено к продаже на рынках.

    Двигаясь  по кривой предложения (см. рис. 3) от точки В к точке А,  мы

отмечаем  рост объема (количества) товаров  под  влиянием  возросших  цен  на

них; движение вниз по  кривой  от  точки  А  к  точке  В  означает  снижение

товарного объема на рынках под влиянием снижающихся  цен на эти товары. 

2.2. Особенности рыночного предложения

       Рыночному предложению  товаров   свойственны,  по  меньшей мере,  две

важные особенности. Во-первых, прямую  зависимость  между  ценой  товаров  и

количеством их  продаж  на  рынке,  описываемую  кривой  предложения,  можно

представить,   как    своеобразную    альтернативу    ресурсовложения    для

предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это  область  альтернатив

со знаком «плюс», а  площадь  под  этой  кривой  –  альтернативы  со  знаком

«минус». Наилучшая  альтернатива – это такое ресурсовложение  в  производство

товаров, которое  возмещает  затраченные  ресурсы  денежной  ценой  товаров,

пользующихся  спросом  и  проданных  на  рынке.  Во-вторых,  понятие  «объем

товаров, их  количество»  не  тождественно  понятию  «предложение  товаров».

Количество  и объем товаров изменяются в  соответствии с изменением  их  цены,

не смещая кривую  предложения  товаров.  Понятие  «изменяющееся  предложение

товаров»  подразумевает смещение  всей  кривой  предложения  в  ту  или  иную

сторону .

       При  таких  условиях  возможно  изменение  в  ту  или   иную   сторону

предложения  товаров  на  рынках,  если  цена  товара  остается  неизменной?

Смещение  кривых,  означающее  изменение  предложения  товаров  на   рынках,

происходит  под воздействием следующих условий:

       -   наличие    взаимозамещаемых    и    взаимодополняемых    товаров

         производственного назначения и  движение их цен;

       -  уровень  технологий,  применяемых   при  производстве  одноименных

         товаров;

       - налоги и субсидии;

       - качество ресурсов и факторов  производства;

       - конкуренция на рынках одноименных  товаров, условия продажи, такие,

         как реклама, маркетинг и т.п.

       Все перечисленные факторы влияют  на  издержки  производства  данного

товара, что  оказывает решающее влияние  на  изменения  в  предложении  этого

товара на рынке. 

III. Рыночное равновесие  цен спроса и  предложения. 

       Рыночным  процессом  ценообразования   управляют   законы   спроса   и

предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под  влиянием

тенденций и  специфических особенностей, как спроса, так и  предложения.  Они

проиллюстрированы выше с помощью кривых на соответствующих  графиках.  Однако

рыночные  силы намного богаче тех моделей, которые были представлены. 

3.1. Равновесная  цена

       На   показаны  в  наиболее  общем  виде  те  многообразные  и

динамичные  процессы, которые происходят реальной  действительности  в  сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это  цена,  при  которой по каждому данному  товару  на  рынке  нет  ни  излишка,  ни  дефицита.  Она устанавливается  в  результате  уравновешивания  спроса  и  предложения  как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

     Спрос и предложение уравновешиваются  под влиянием конкурентной  среды

рынка,  вследствие  чего о цене  говорят как о   конкурентном   рыночном

равновесии.  В  любом  случае  на  конкурентном  рынке  равновесная  цена  и

соответствующее  ей  количество   товара  определяются  рыночным  спросом  и

предложением.

       При прочих равных условиях  равновесная рыночная цена  устанавливается

при таком  соотношении  спроса  и  предложения,  когда  количество  товаров,

которое покупатели  хотят  приобрести,  соответствует  тому  их  количеству,

которое производители  предлагают на рынке. При  этом  на  рынке  отсутствуют

тенденции изменения  цен и количества товаров.

       Точка  пересечения  кривых  спроса  и  предложения  Е   соответствует

определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и  количеству,  или

объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной  цене  (отмечено  на  оси

абсцисс).

       Как показано на рис. 5, любой  избыток товара, т.е. товарный  излишек,

толкает цену товаров вниз, к точке равновесия  Е.  Любой  товарный  дефицит,

нехватка  товаров  на  рынке  будет  толкать  цену  товаров  вверх,  к  точке

равновесия  спроса и предложения Е. В конечном итоге установится  равновесная

цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров  на рынке. 

3.2. Установление  равновесной цены

       Рыночное   равновесие   можно   рассматривать    лишь    относительно

фиксированной единицы времени. В каждый последующий  момент времени  рыночное

равновесие  может  установиться  как  некоторое  новое   значение   рыночной

равновесной цены и количества продаж товара по этой цене,  складывающихся  в

течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие  –  это

всегда такое  состояние рынка, при котором  QD  =  QS.  Любое  отклонение  от

такого состояния  приводит  в  движение  силы,  способные  вернуть  рынок  в

состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS)  или  излишек  товаров  на

рынке (QD < QS).

       Уравновешивающую функцию выполняет   цена,  которая  стимулирует   рост

предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от  излишков,  сдерживая

предложение. Если спрос растет,  т.е.  при  неизменном  предложении товаров

происходит  смещение всей кривой  спроса  вправо  вверх,  то  устанавливается

новый, более  высокий  уровень  равновесной  цены  и  новый,  больший  объем

количества  продаж товаров. И наоборот, снижение  спроса,  когда  вся  кривая

спроса  смещается  влево  вниз   при   неизменном   предложении,   ведет   к

установлению  более  низкого  уровня  равновесной  цены  и  меньшего  объема

товарных  продаж (рис. 6а).

       При  изменяющемся  предложении   и  неизменном  спросе   также   будет

устанавливаться иной уровень рыночного равновесия.  Так,  рост  предложения,

означающий  смещение всей его кривой вправо, даст новую  точку  более  низкой

равновесной  цены  при  возрастающем  количестве  продаж  товара.   Снижение

предложения, т.е.  смещение  всей  кривой  влево,  установит более высокую

равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б). 

     На конкурентном рынке любого  товара равновесие спроса  и   предложения

устанавливается именно  по  этой  схеме.  Равновесие  –  закон  для  каждого

конкурентного  рынка.  Благодаря  равновесию  на  каждом   товарном   рынке,

поддерживается  равновесие экономической системы  в целом. 

3.3. Пример  расчета равновесной цены

       на московском автомобильном  рынке

       В начале 1993 года  на  московском  автомобильном рынке предложение

этого дефицитного  товара имело вид: 

                   QS = 15000 + 2,4 P, 

Информация о работе Основы спроса и предложения