Основные направления социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: Проанализировать существующие формы социальной поддержки населения и пути её развития в последнем десятилетии.
Задачи курсовой работы являются:
1.Обоснование понятия социальной политики и социальной справедливости, рассмотрения их необходимости для населения;
2.Необходимость социальной защиты населения – как нормы правового государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения
1.1 Социальная политика и социальная справедливость
1.2 Необходимость социальной защиты в условиях рыночной экономики
Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения
2.1 Социальное страхование
2.2 Прожиточный минимум
2.3 Пенсионное обеспечение
2.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Хотя сам по себе прожиточный  минимум понятие эфемерное, косвенно от него зависит большинство выплат, связанных с трудовой деятельностью, это и пособие по безработице, и минимальный размер пенсии и даже минимальный размер оплаты труда, который согласно статье 133 ТК РФ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Так же прожиточный минимум используется и в статистике для определения целого ряда показателей.

Наряду с прожиточным  минимумом в статистике существует так же такой показатель как минимальный  потребительский бюджет, который  хотя и является по сути тоже величиной  чисто статистической, но в отличии  от прожиточного минимума отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека и что самое интересное, в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Потребительская корзина  — расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Состав потребительской  корзины:

1. Это продукты питания  - хлеб, крупы, картошка, фрукты и  овощи, мясо, рыба, молоко. Надо отметить, что в России доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и может составлять 50% и более от общих семейных расходов.

2. Непродовольственные  товары - одежда, обувь, головные  уборы, бельё, лекарства.

3.Это услуги, к которым относится плата  за жильё, отопление, водоснабжение, электроэнергия (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочие.

По социально-демографической составляющей прожиточный минимум делится на:

для трудоспособных граждан,

для пенсионеров,

для детей и средний прожиточный минимум на душу населения.

Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге7

 

Величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге

В расчете на душу населения

Для трудоспособного  населения

Для пенсионеров

Для детей

IV квартал 2010 года

5773 руб. 40 коп.

6409 руб. 20 коп.

4504 руб. 80 коп.

5055 руб. 90 коп.

III квартал 2010 года

5626 руб. 20 коп.

6250 руб. 40 коп.

4382 руб. 50 коп.

4917 руб. 70 коп.

II квартал 2010 года

5559 руб. 60 коп.

6178 руб. 10 коп.

4328 руб. 40 коп.

4855 руб. 50 коп.

I квартал 2010 года

5461 руб. 80 коп.

6073 руб. 00 коп.

4242 руб. 70 коп.

4771 руб. 10 коп.

IV квартал 2009 года

5231 руб. 60 коп.

5824 руб. 30 коп.

4057 руб. 70 коп.

4545 руб. 40 коп.

III квартал 2009 года

5194 руб. 90 коп.

5781 руб. 50 коп.

4036 руб. 30 коп.

4509 руб. 80 коп.

II квартал 2009 года

5189 руб. 40 коп.

5775 руб. 70 коп.

4032 руб. 70 коп.

4502 руб. 10 коп.

I квартал 2009 года

5120 руб. 90 коп.

5696 руб. 80 коп.

3984 руб. 90 коп.

4444 руб. 30 коп.

IV квартал 2008 года

4900 руб. 70 коп.

5453 руб. 60 коп.

3811 руб. 90 коп.

4248 руб. 40 коп.

II квартал 2008 года

4595 руб. 00 коп.

5111 руб. 70 коп.

3579 руб. 20 коп.

3962 руб. 20 коп.

I квартал 2008 года

4379 руб. 80 коп.

4876 руб. 70 коп.

3431 руб. 60 коп.

3734 руб. 40 коп.

IV квартал 2007 года

4157 руб. 50 коп.

4631 руб. 20 коп.

3262 руб. 00 коп.

3539 руб. 70 коп.

III квартал 2007 года

4012 руб. 80 коп.

4514 руб. 70 коп.

3074 руб. 60 коп.

3430 руб. 00 коп.

II квартал 2007 года

3800 руб. 00 коп.

4336 руб. 90 коп.

2805 руб. 30 коп.

3317 руб. 20 коп.

I квартал 2007 года

3697 руб. 20 коп.

4224 руб. 20 коп.

2717 руб. 90 коп.

3227 руб. 20 коп.

IV квартал 2006 года

3544 руб. 30 коп.

4045 руб. 00 коп.

2611 руб. 40 коп.

3101 руб. 60 коп.

III квартал 2006 года

3497 руб. 10 коп.

3989 руб. 20 коп.

2580 руб. 40 коп.

3061 руб. 80 коп.





 

 

Проанализировав данные таблицы, автор пришел к выводу, что более быстрое увеличение потребительской корзины за 2006-2010г.г. наблюдается у более малообеспеченных слоев населения. Так рост потребительской корзины за исследуемый период у пенсионеров составил 175%, против 165% у детей и 161% у работоспособного населения. Это произошло вследствие того, что правительство г. Санкт-Петербурга уделяет много внимания увеличению уровня жизни малообеспеченным слоям общества.

 На основании ниже приведенной таблицы рассмотрим стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в состав потребительской корзины рассчитанной для мужчины трудоспособного возраста. Цены в рублях, среднестатистические по территории России.

 

Стоимость потребительской корзины: данные за 4 года (2007-2010)8

 


Год

2007

2008

2009

2010

Январь 

1506,78

1879,99

2159,42

2192,72

Февраль

1524,34

1941,02

2190,87

2245,13

Март

1542,51

1993,52

2204,05

2198,54

Апрель

1555,41

2070,34

2212,92

2204,08

Май

1589,79

2155,19

2240,41

2261,37

Июнь

1666,27

2173,93

2305,2

2306,38

Июль

1726,45

2147,4

2225,67

2376,21

Август

1656,88

2068,14

2139,96

2371,98

Сентябрь

1540,61

2037,79

2139,96

2401,63

Октябрь

1706,3

2066,81

2101,6

2360,35

Ноябрь

1754,95

2093,46

2107,67

2507,74

Декабрь

1801,95

2116,42

2131,91

2624,03


 

На основании данных Таблицы 3  можно сказать, что на величину потребительской корзины  влияют рост инфляции и сезонность. Так, во время прохождения экономического кризиса, наблюдается более высокий  рост потребительской корзины в размере продуктов питания, но в период сбора урожая и снижения цен на продовольственные товары, наблюдается временное снижение стоимости корзины, а ежегодный рост стоимости продуктов, в связи с проведением новогодних праздников, не может не сказаться на резком увеличении стоимости потребительской корзины в начале каждого года.

Влияние стоимости набора потребительских товаров и услуг  на изменение стоимости потребительской  корзины мы проанализируем на основании  данных Таблицы 4.

 

 

Стоимость набора потребительских товаров и услуг9


 

Год

2007

2008

2009

2010

Январь 

5421,2

6334,12

7292,01

8014,17

Февраль

5545,49

6442,98

7397,56

8135,21

Март

5585,18

6533,86

7481,25

8197,09

Апрель

5616,06

6648,44

7518,68

8245,43

Май

5663,76

6760,84

7570,12

8263,90

Июнь

5735,47

6803,72

7626,33

8305,67

Июль

5797,48

6812,6

7684,18

8641,07

Август

5776,83

6795,42

7667,47

8712,32

Сентябрь

5815,42

6831,21

7648,82

8895,9

Октябрь

5930,38

6896,26

7652,08

8904,48

Ноябрь

5999,84

6943,26

7682,01

8985,59

Декабрь

6068,25

69773,55

7714,12

9104,06


В представленной выше таблице указана помесячно за 4 года (в среднем по России). В состав входит 83 наименования товаров и услуг, в том числе:

  1. 30 видов продовольственных товаров,
  2. 41 вид непродовольственных товаров
  3. 12 видов услуг.

Цены в рублях, рассчитываются ежемесячно.

Проанализировав, Таблицу 4 автор пришел к выводу, что в течение года увеличение стоимость набора потребительских товаров и услуг, имеет  инфляционную основу в размере 8-10% в год, а резкое увеличение стоимости набора в начале каждого года, вызвано ежегодным увеличением стоимости услуг ЖКХ, которое в последние годы составляет примерно 20-25% в год.

Таким образом, проанализировав данную главу, автор  пришел к следующему выводу, что  размер прожиточного минимума изменяется в зависимости от инфляции цен на товары и услуги общественного потребления.

 

2.3. Пенсионное обеспечение

 

Реформа пенсионной системы в России началась в 2002 году. Новая система пенсионного обеспечения  построена  на соблюдении следующих  принципов:

 

  1. каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение;
  2. каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
  3. каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования;
  4. средства обязательного государственного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется для обеспечения пенсионный гарантий гражданина независимо от места их жительства на территории РФ;
  5. финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности поколений, субъектов России и отраслей экономики;
  6. расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета;
  7. размеры пенсий должны дифференцироваться в зависимость от трудового вклада и с учетом изменений в сфере оплаты труда, произошедших за последние годы. При этом при начислении пенсий учитывается заработная плата  за весь период работы, как это упоминалось автором в работе ранее;
  8. осуществляется регулярный пересчет пенсий с учетом роста цен и повышения уровня жизни экономически активного населения;
  9. создан банк данных долгосрочных долговых обязательств пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных и по старой, и по новой системам;
  10. предусматривается повышение уровня государственного пенсионного обеспечения лиц, имевших в период трудовой деятельности низкие и средние заработки.

Структура новой  пенсионной системы РФ предусматривает  государственные пенсионные обеспечения; государственное пенсионное страхование; профессиональные пенсионные системы; дополнительное негосударственное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование обеспечивает предоставление страховой и накопительной  частей трудовой пенсии, пенсий инвалидам  и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное  пенсионное обеспечение гарантирует  начисление базовой части трудовой пенсии, выплачиваемых по Закону о  трудовых пенсиях, пенсий за выслугу  лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, которые финансируются их федерального бюджета за счет перечисления работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное  пенсионное обеспечение и страхование  обеспечивает гражданам дополнительные пенсии за счет накопления добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственную и негосударственную систему пенсионного страхования.

Профессиональные  пенсионные системы предоставляют  лицам, имевшим более высокие  доходы, пенсии в размерах соответствующем уровню их заработной платы.

Государственное пенсионное обеспечение и государственное  пенсионное страхование возложено  на Пенсионный фонд РФ. Из-за дифференциации социально-экономических условии  во многих регионах России сбор страховых взносов не обеспечивает региональных потребностей в выплате пенсии. Централизованная  структура Пенсионного фонда перераспределяется средства от условных доноров в дотационные территории, обеспечивая, таким образом, государственные гарантии права на пенсию, установленные федеральным законом для всех пенсионеров.

Как показывает анализ, в республике Бурятии численность  пенсионеров в 2009 году составила 239,9 тыс.чел.10

 

Рис. 1. Динамика численности пенсионеров Республики Бурятия в 2005-2009 годах.

В структуре пенсионеров по видам пенсий, пенсионеры по старости занимают 68%.11

 

Рис.2 Структура  пенсионеров Республики Бурятия  по видам пенсий.

Удельный вес  пенсионеров в общей численности  населения вырос с 22,6%  в 2005 году до 24,9%  в 2009 году. Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера, в 2009 составляла 1,73%.

Рис.3.Динамика расходов на пенсионное обеспечение  по составляющим в 2006- 2009годах.12

Обеспеченность  средств на выплаты страховой  части трудовой пенсии по Республике Бурятия в 2009году составила 67,9% страховых взносов.

 

Рис.4. Динамика поступлений средств на обязательное пенсионное страхование за 2006-2009 года.13

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что пенсионные накопление в перспективе могут стать потенциальным финансовым ресурсом, который может быть использован в качестве дополнительного источника инвестиций, как в экономику России, так и региона. Зарубежный опыт свидетельствует о значительном влиянии на национальную экономику инвесторов пенсионных фондов. Существующая нормативно-правовая база России по регламентации инвестирования пенсионный накоплений направлена, в основном, на возврат средств пенсионных фондов, и не способствует существенному воздействию данных инвестиций на реальный сектор экономики. Необходимы исследования по научному обоснованию инвестиционного потенциала пенсионной системы региона как инвестиционного ресурса реальной экономики.

 

2.4. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными. К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся:

    1. инвалиды I и II групп,
    2. престарелые граждане (80 лет и старше),
    3. пенсионеры,
    4. многодетные семьи,
    5. неполные семьи,
    6. семьи с детьми – инвалидами,
    7. студенческие семьи,
    8. семьи безработных,
    9. семьи с малолетними детьми, лица,
    10. попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы;
    11. люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий;
    12. беженцы,
    13. люди без постоянного места жительства и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Информация о работе Основные направления социальной защиты населения России