Основные направления социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: Проанализировать существующие формы социальной поддержки населения и пути её развития в последнем десятилетии.
Задачи курсовой работы являются:
1.Обоснование понятия социальной политики и социальной справедливости, рассмотрения их необходимости для населения;
2.Необходимость социальной защиты населения – как нормы правового государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения
1.1 Социальная политика и социальная справедливость
1.2 Необходимость социальной защиты в условиях рыночной экономики
Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения
2.1 Социальное страхование
2.2 Прожиточный минимум
2.3 Пенсионное обеспечение
2.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

первые 3 месяца — 75% от среднемесячного  заработка за 3 месяца на последнем рабочем месте;

последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем  месте;

далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зарплата в соответствующем регионе страны.

Закон предполагает, что  безработные граждане, которые имеют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению государственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до назначения полной пенсии. 
В законе установлено, что члены семьи безработного (его иждивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.

Следующий новый страховой закон, связан с реформой здравоохранения в РФ, — Федеральный закон от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2011г.

Обязательное медицинское  страхование в России является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

Страхователями в системе  обязательного медицинского страхования являются:

1.  для работающих граждан:

1) лица, производящие  выплаты и иные вознаграждения  физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели,  занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты. 

2. для неработающих  граждан, являются органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, уполномоченные высшими  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Застрахованными лицами, согласно закона, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":

1) работающие  по трудовому договору или  гражданско-правовому договору, предметом  которого являются выполнение  работ, оказание услуг, а также  по договору авторского заказа или лицензионному договору; 

2) самостоятельно  обеспечивающие себя работой  (индивидуальные предприниматели,  занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты); 

3) являющиеся  членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 

4) являющиеся  членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

5) неработающие граждане:

а) дети со дня  рождения до достижения ими возраста 18 лет;

б) неработающие пенсионеры независимо от основания  назначения пенсии;

в) граждане, обучающиеся  по очной форме в образовательных  учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

г) безработные  граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;

д) один из родителей  или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;

ж) иные не работающие по трудовому, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации  оказания медицинской помощи лиц.

 Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закона, включает следующие составляющие:

государственная и муниципальная системы медицинского обслуживания;

государственная система обязательного медицинского страхования;

негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.

Финансовые  средства государственной системы  обязательного медицинского страхования  образуются за счет:

1) доходов от  уплаты:

а) страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование;

б) недоимок по взносам, налоговым платежам;

в) начисленных  пеней и штрафов;

2) средств федерального  бюджета, передаваемых в бюджет  Федерального фонда в случаях,  установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих  доходов в связи с установлением  пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

3) средств бюджетов  субъектов Российской Федерации,  передаваемых в бюджеты территориальных  фондов в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации;

4) доходов от  размещения временно свободных  средств;

5) иных источников, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Страховые медицинские  компании имеют право заниматься обязательным и добровольным медицинским  страхованием, исключая другие виды страхования. "Они обязаны осуществлять обязательное медицинское страхование на некоммерческой основе. Добровольное медицинское страхование в России сегодня является формой предпринимательской деятельности. Таким образом, статус страховых медицинских организаций в России противоречив: коммерческий и некоммерческий одновременно."5

Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным  фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских  организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.

Обязательное  медицинское страхование в России реализуется на основе разработки федеральных и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы. Цены на медицинские услуги в системе медицинского страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций. Медицинские учреждения, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, согласно Закону, не платят налоги со своих доходов.

На основе нового социального законодательства Правительство РФ разработало и утвердило новые Положения о государственных внебюджетных фондах социального страхования. Кроме того, бывший бюджетный Фонд социального страхования, находившийся в распоряжении профсоюзов, также перешел в разряд внебюджетных фондов, подчиненных Правительству России. Основанием явилось возникновение множества новых независимых профсоюзов в России и острая борьба между ними за контроль над средствами Фонда социального страхования РФ, а также не перечисление отдельными профсоюзами взносов в данный фонд, что привело к переподчинению его Правительству РФ при участии российских профсоюзов в управлении его деятельностью.

Общий размер страховых  платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования в России до 2005 года составлял 40% к фонду оплаты труда в народном хозяйстве. С 01 января 2011г. страховые взносы в фонды составляют 34% к фонду оплаты труда. Из них в фонд социального страхования отчисляется – 2,9%. И взносы собранные в ФСС таким образом, тратятся на выплату социальных пособий приведенных в таблице ниже.

 

Выплаты, производимые фондом социального страхования Российской Федерации в 2011 году. 6

 

п/п

 

Вид

 

Размер

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ  СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

1.

Пособие по временной не -трудоспособности

При заболевании  или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда производится с четвертого дня,

 в остальных  случаях – с первого дня нетрудо -способности при страховом стаже

до 5 лет – 60%  среднего заработка

от 5 до 8 лет  – 80%  среднего заработка

8 и более  лет –  100 % среднего заработка.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

2.

Пособие по беременности и родам

Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка.

 Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – 438,87  рублей в месяц.

Застрахованной  женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем  за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

3.

Пособие при усыновлении ребенка

В размере среднего заработка,

4.

Единовременное  пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

438,87  рублей  в месяц

(при постановке  на учет в медицинских учреждениях  до 12 недель беременности)

5.

Единовременное  пособие при рождении ребенка

11703,13 рублей

6.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию–

в размере 40 % среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в ФСС РФ,  не превышающего предельную  величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную на 2010 год ( 415 000 руб. за каждый календарный год), но не менее

2194,34 руб. по  уходу за первым ребенком и  4388.67 руб. по уходу за вторым  ребенком и последующими детьми, и не более 8 777, 35 руб. за полный календарный месяц.

7.

Социальное  пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня  услуг по погребению

В размере, равном стоимости услуг, предоставляе-мых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4536,90 рублей.

8.

Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами

В размере среднего заработка

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ  СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

12.

Пособие по временной нетрудоспособности

За весь период временной нетрудоспособности до выздоровления  или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности - в размере 100 % среднего заработка.

13.

Единовременная  страховая выплата

Определяется  в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособ-ности исходя из суммы 68586,0  руб.

14.

Ежемесячная страховая выплата

Определяется  как доля среднего месячного заработка  застрахованного, исчисленная в  соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 52740 руб.

15.

Дополнительные  расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших:

1) лечение застрахованного  лица, осуществляемое на территории  Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности,

2) на приобретение  лекарств, изделий медицинского  назна -чения и индивидуального ухода

 

3) на посторонний  специ- альный медицинский уход

4) на посторонний  специи- альный бытовой уход

5) на медицинскую  реабили- тацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги

 

6) на оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) застрахованного лица на весь период лечения и оплату проезда к месту лечения и обратно

7) на  оплату расходов на изготовление  и ремонт протезов, протезно-ортопе -дических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт

 

 

8) на  обеспечение транспорт -ным средством (автомобилем необходимой модификации)

 

 

 

 

 

 

9) на  текущий ремонт транспортного  средства и горюче-смазочные материалы

 

10) на капитальный ремонт транспортного средства

 

 

 

11)профессиональное обучение (переобучение).

 

 

 

 

 

12) Оплата расходов на проезд застрахованного лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица

 

 

 

 

 

 

1) по счетам  на оплату лечения застрахованного  лица с приложением копий лицевых  счетов соответствующих расходов  на основании договора с медицинской  организацией;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) путем выплаты  соответствующих денежных сумм  застрахованному лицу по мере  приобретения им лекарств, изделий  медицинского назначения и индивидуального  ухода  на основании рецептов  или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений

3) 900 рублей в  месяц

 

 

 

4) 225 рублей в  месяц

 

 

5) осуществляется  путем оплаты расходов на лечение,  проживание и питание застрахованного,  а в случае необходимости –  расходов на проживание на  тех же условиях, что и для  застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица, на основании договоров, заключаемых страховщиком с указанными организациями на конкурсной основе в установленном порядке

6) в размере  среднего заработка, исчисленного  в порядке, установленном статьей  139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков

 

 

 

7) на основании  государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных или муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности

8) осуществляется с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в Российской Федерации для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов, на основании договора между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) транспортных средств осуществляется страховщиком на конкурсной основе в установленном порядке.

9) осуществляется путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 рублей в год.

10) по фактической  его стоимости, но не более  30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.

 

11) в соответствии  с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополни -тельного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.

12) производится  путем возмещения за -страхованному лицу фактически произведенных расходов, подтвержденных проездными докумен -тами, а в случаях, установленных настоящим Положением, также иными документами, либо путем предоставления застрахованному лицу проездных документов, приобретаемых страхов -щиком на основании договора с организацией, осуществляющей реализацию проездных докумен -тов.


 

Таким образом, проанализировав данный параграф, автор пришел к выводу, что политика проводимая государством в социальной сфере, а именно принимаемые законопроекты,  показывают значимость социального страхования поскольку она затрагивает интересы всех граждан.

 

2. 2. Прожиточный  минимум

 

Прожиточный минимум — стоимость набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.

Величина  прожиточного  минимума определяется  ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета по статистике об  уровне  потребительских  цен  на продукты питания, непродовольственные  товары  и услуги,  и расходов  по обязательным платежам и сборам.

         Назначение прожиточного минимума предназначается:

  1. В целом по Российской Федерации для:
    1. оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
    1. обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
    2. формирования федерального бюджета.
  1. В субъектах Российской Федерации для:
      1. оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
      2. оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
      3. формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 2006 года по настоящий  момент размер коэффициента прожиточного минимума, в общем, по РФ рассчитывается на основании потребительской корзины, которая была установлена Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ.

В результате пересмотра состава потребительской корзины  величина прожиточного минимума в целом  по Российской Федерации возросла на 7%. При этом для пенсионеров она увеличилась на 13%, а для трудоспособного населения и детей - на 5%. Следует отметить следующий момент, состав потребительской корзины это понятие изменяющееся и оно пересматривается не реже раза в пять лет для всех основных социально-демографических групп в целом по России, при этом так же уточняется методика определения.

Информация о работе Основные направления социальной защиты населения России