Основные направления социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: Проанализировать существующие формы социальной поддержки населения и пути её развития в последнем десятилетии.
Задачи курсовой работы являются:
1.Обоснование понятия социальной политики и социальной справедливости, рассмотрения их необходимости для населения;
2.Необходимость социальной защиты населения – как нормы правового государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения
1.1 Социальная политика и социальная справедливость
1.2 Необходимость социальной защиты в условиях рыночной экономики
Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения
2.1 Социальное страхование
2.2 Прожиточный минимум
2.3 Пенсионное обеспечение
2.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Для коренного  изменения ситуации требуется принятие Социального кодекса Российской Федерации – базового законодательного акта, закрепляющего основы правового  регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений). Это придаст импульс к реформированию всей социальной сферы. В настоящий момент Социальный кодекс РФ находится на рассмотрении в Государственной думе.

Социальный кодекс РФ предполагает создание единой государственной  системы социального обеспечения в качестве главной задачи, а также:

1) закрепление социальных  прав граждан в различных сферах;

2) кодификацию действующего  законодательства о социальном  обеспечении;

3) устранение противоречий (коллизий) между различными законодательными  актами в сфере социального обеспечения;

4) обеспечение взаимосвязи  с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным  и др.);

5) перевод максимально  возможного числа норм права  социального обеспечения из подзаконных  в законодательные акты;

6) отказ от бланкетных  норм и устранение декларативности  в регулировании отношений по  социальному обеспечению;

7) упорядочение существующих видов  социального обеспечения без  установления новых видов социального  обеспечения (в целях избежания  увеличения расходов на его финансирование из бюджетов всех уровней) – статус - кво в отношении всех ныне действующих социальных льгот в сфере социального обеспечения;

8) трансформацию действующих социальных  льгот в сфере социального  обеспечения в денежные выплаты  (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды) и социальное обслуживание (социальные услуги и натуральную помощь);

9) установление социального  обеспечения на законодательном  уровне;

10) закрепление финансирования  социального обеспечения за тем  уровнем бюджетной системы, на котором было принято решение об его установлении;

11) установление финансирования  профессиональных льгот и гарантий  работникам и служащим за счет  средств работодателей и средств  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, выделяемых на их содержание из соответствующих бюджетов;

12) достижение максимальной прозрачности  в предоставлении социального  обеспечения;

13) наполнение социального законодательства  новыми содержательными нормами,  необходимость которых назрела  в правоприменительной практике.

В основу проекта  Социального кодекса Российской Федерации положены принципы всеобщности, доступности, приоритетности, добровольности и равенства, социальных прав граждан, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, анализ данного параграфа показал, что необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

1. из стремления государства обеспечить социальную стабиль- ность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2.  из потребностей самой современной рыночной эконо-мики: современному производству требуются квалифицированные, обра- зованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3. из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Таким образом, анализ данной главы  показал, что социальная зашита населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам.

 

Глава 2.

2.1 Социальное  страхование

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гаран-тированная  государством  система обеспечения, поддержки престаре-лых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других кол- лективных и частных страховых фондов.

Одним из главных направлений  социальных реформ в России является переход от государственного социального  обеспечения к смешанной системе  страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.

Появление системы социального страхования в России связано с принятием новых законов:

    1. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г.),
    2. "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.),
    3. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.),
    4. также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах
    5. Постановлений Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах.

 Новый пенсионный  закон утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда.

 

Пенсия по возрасту устанавливается:3


 

 

 

В возрасте

Трудовой стаж

Минимальный уровень пенсии равен

Максимальный уровень пенсии равен

Максимальный уровень пенсии связанный с тяже-

лыми и вредными условиями труда

Для мужчин

60 лет

25 лет

Минимальной заработной плате

 Трем минимальным пенсиям

3,5 минимальным пенсиям

Для женщин

55 лет

20 лет


 

 

 Пенсия устанавливается на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для мужчин) и свыше 20 лет (для женщин). Уровень такой пенсии не может быть выше 75% заработка. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досрочная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачивается им в случае трудоустройства. 
Пенсия по нетрудоспособности устанавливается для инвалидов первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы, перед выходом на пенсию или любые 5 лет трудового стажа (по выбору выходящего на пенсию). 
Социальная пенсия в новом пенсионном законе устанавливается:

    1. Для инвалидов I, II и III группы, в том числе инвалидов с детства;
    2. Для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
    3. Для детей-инвалидов;
    4. Для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
    5. Для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию.

Согласно Закону, все  пенсии должны индексироваться не реже, чем 2 раза в год, в зависимости от уровня инфляции. Источниками финансирования пенсий, согласно Закону, являются Пенсионный фонд РФ, который аккумулирует страховые взносы работодателей и работников, а также субсидии из Федерального бюджета.

"В период высокой инфляции в стране для поддержания уровня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их линейной индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен."4 Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий. Он определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России. Согласно этому закону, безработные — это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные государственной службой занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 
Государственная политика в Российской Федерации направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Основные гарантии указанных  статутных трудовых прав безработного.

Закон РФ «О занятости  в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

1) гарантии и компенсации  работникам, высвобождаемым из организации,  предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

2) выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

3) выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

4) возможность участия  в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

5) компенсацию затрат  по переезду в другую местность  на новую работу по предложению  органа службы занятости;

6) выплату в период  безработицы пособия по временной  нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

7) оказание материальной  помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

 Согласно закону, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позволяет образовывать негосударственные институты помощи в трудоустройстве граждан на лицензионной основе. 
По новому закону о занятости, Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной политики занятости и не являющимся юридическим лицом. Государственная служба занятости управляет и распоряжается средствами данного фонда.

Все виды пособий и  других платежей безработным должны индексироваться согласно закону. Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости, устанавливаются в следующем порядке:

для граждан, уволенных  в течение года до начала безработицы  и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте;

для граждан, потерявших работу в результате производственной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя);

для остальных граждан  — на уровне государственной стипендии  в образовательных учреждениях  соответствующего профиля.

Уровень пособия по безработице  определяется в процентах к средней  зарплате в течение 3 последних месяцев, если безработный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них. 
Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по безработице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:

Информация о работе Основные направления социальной защиты населения России