Основные направления социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: Проанализировать существующие формы социальной поддержки населения и пути её развития в последнем десятилетии.
Задачи курсовой работы являются:
1.Обоснование понятия социальной политики и социальной справедливости, рассмотрения их необходимости для населения;
2.Необходимость социальной защиты населения – как нормы правового государства;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения
1.1 Социальная политика и социальная справедливость
1.2 Необходимость социальной защиты в условиях рыночной экономики
Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения
2.1 Социальное страхование
2.2 Прожиточный минимум
2.3 Пенсионное обеспечение
2.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему «Основные направления социальной защиты населения России»

 

             Выполнил: студент  
               очной формы обучения  
               экономического факультета 
               Подпись

 

              

 

Санкт-Петербург

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения

1.1 Социальная политика и социальная справедливость

1.2 Необходимость социальной защиты в условиях рыночной экономики

Глава 2. Социальная защита разных слоёв населения

2.1 Социальное страхование

2.2 Прожиточный  минимум

2.3 Пенсионное обеспечение

2.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема курсовой работы «Основные направления социальной защиты населения России» на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем в социальной политике. Сейчас в России довольно большая часть населения, уровень доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. От этого страдает и экономика страны в целом, а значит и каждый гражданин, живущий в России.

Актуальность  темы исследования обусловлена несколькими  объективными причинами. Во-первых, социально-экономические  преобразования, проводимые в России, определили кризисное состояние социальной сферы и вызвали значительное увеличение количества социально незащищенных слоев населения. Во-вторых, тотальная бедность населения связана с низким уровнем заработной платы, стипендий, пособий, отставанием размера минимальной пенсии от прожиточного минимума, сокращением числа наемных работников, нестабильностью и недостаточностью государственного финансирования социальных программ. В-третьих, необходимость поддержания, а при возможности увеличения демографического роста населения сложившегося в последнее время на основании данных переписи населения 2010года. Всё это требует от государства осуществления определенных мер направленных на формирование единой модели социальной политики создающей все условия для достойного существования своих граждан.

 Целью курсовой работы является: Проанализировать существующие формы социальной поддержки населения и пути её развития в последнем десятилетии.

Задачи курсовой работы являются:

1.Обоснование понятия социальной политики и социальной  справедливости, рассмотрения их необходимости для населения;

2.Необходимость  социальной защиты населения  – как нормы правового государства;

3.Изучение социальной  защищенности населения Российской  Федерации;

4.Изучение структуры  потребительской корзины;

5.Изучение понятия  и сущности пенсионного обеспечения;

6.Исследовать  роль государства в обеспечении  социальных гарантий малообеспеченным  слоям общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1 Социальная политика и социальная справедливость

 

Социальная политика — система мероприятий, проводимых прави-тельством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высоко- квалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным  – потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей.

Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая проблема. Экономика как наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Итак, говоря о  социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

В современном  российском обществе в ходе либерально-демократических  реформ произошло существенное материальное расслоение. Советский строй был основан на принципе материального равенства и равномерного распределения материальных благ, ответственность за что брало на себя государство. В этом состояла суть социализма – оплата труда основывалась не на количестве созданной производительной стоимости (за вычетом прибыли, получаемой частным владельцем предприятия от присвоения прибавочной стоимости  –  как при капиталистической экономике), а на общем принципе равномерного распределения средств между всеми членами общества – и теми, которые производили стоимость, и теми, которые ее не производили.

При социализме принцип «социальной справедливости»  стоял во главе угла всей общественной системы. Эта система выгодна  для людей экономически слабых, не готовых к активной предпринимательской деятельности, к рискам,  к действиям в агрессивной рыночной среде с ее конкуренцией, стремительной динамикой и высокими напряжениями. В обществе таких людей большинство, так как к пассивному психологическому типу, также весьма распространенному, добавляются те, кто при всем желании не способен активно действовать в условиях рынка по возрасту, состоянию здоровья или другим обстоятельствам. Социалистическое равенство, где некоторое исключение в позднесоветском обществе составляла лишь партийная номенклатура, для которой идеи социализма постепенно утратили свою актуальность и которая ценила лишь преимущества своего высокого социального положения, было комфортным для большинства граждан СССР в материальном плане и соответствовало исторической установке на общество справедливости, общество правды, составляющей одну из важнейших черт психологии русского народа. Но для экономически активных людей и для определенных слоев городской интеллигенции социалистический тип общества был в тягость, так как он сковывал динамику и ограничивал свободу предпринимательского духа, который в СССР был уделом криминальных сред.

Либеральные реформы  после победы демократов (Б.Ельцин, Е.Гайдар, А.Чубайс и т.д.) в августе 1991 года радикально изменили экономическую модель общества, отвергнув социализм и приступив к построению капитализма. По политическим соображениям о капитализме почти никто не говорил открыто, но суть этих реформ состояла именно в разрушении социалистического общества, основанного на принципах социальной справедливости, и построении на его месте общества капиталистического, основанного на принципах свободного рынка, предпринимательского духа и частной собственности. В результате этих реформ произошло материальное расслоение российского общества.

То обстоятельство, что рыночные реформы были организованы сверху и проходили не естественным, а декретным, революционным способом, создало порочную модель «номенклатурной  приватизации», когда владельцами  приватизируемой собственности  становились на льготных условиях олигархические группы, состоящие из коррумпированных чиновников, хитроумных мошенников и преступных элементов. Так возникла российская олигархия (от греч. «олиго» – «некоторые», «немногие», и «архе» – «власть», т.е. дословно «власть немногих»).

Появление олигархии  явилось результатом ускоренных рыночных реформ, проведенных в догматическом  ключе – идеи рынка, свободы  и предпринимательства были восприняты реформаторами как ответ на все вопросы, как единственно верная «идеология». В результате в российском обществе произошло не равномерное перераспределение материальных средств между всеми слоями населения с формированием широкого среднего класса. Дело усугубилось стремительной инфляцией и деноминацией рубля, что уничтожило сбережения нескольких поколений людей, мгновенно лишившихся того, что они накопили в течение жизни.

Олигархическая  система не давала возможности развиваться  и среднему и мелкому бизнесу. Эта система единиц и обедневших масс породила множество социальных, политических и экономических проблем и создала в обществе настроение пессимизма и депрессии.

В настоящее время, хотя олигархический капитал сильно потеснен в своих правах, а с коррупцией в среде чиновничества ведется системная борьба, фактор разительного имущественного неравенства остается одной из острейших проблем российского общества. Это тем более важно, что на повестке дня стоит либерализация рынка жилья, транспортных услуг, образования и медицинского обслуживания.

Ситуация уже  не является критической, как в 90-е годы, но множество проблем и весьма существенных, которые породили реформы 90-х, остаются.

Итак, говоря о  данной проблеме, автор считает, что должна быть сформулирована новая социальная политика, основанная на принципе социальной справедливости, тем более, что Россия по Конституции является «социальным государством» (ст. 7). Прежние элементы социализма постепенно отмирают, и на их место должны прийти новые механизмы социальной поддержки – в первую очередь, для тех граждан, кто не задействован в рынке (бюджетники, работники социальной сферы, пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.).

 

1.2 Необходимость  социальной защиты в условиях  рыночной экономики

Экономическая деятельность проявляется в экономической  функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Субъектами  реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

Как экономическая  категория социальная защита является системой распределительных отношений. В процессе указанных отношений образуются, а затем используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.

Необходимость социальной защиты населения  объясняется следующими основными причинами:

  1. " «переходом экономики России к рынку без четкой и всесторонне обоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спаду уровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населения страны) "1. Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;
  2. отсутствием скоординированных планов и программ решения задач перехода к рынку в рамках СНГ;
  3. отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельности российского общества и государства;
  4. искусственно форсированным введением в экономику качественно нового типа распределительных отношений, что, с одной стороны, не позволило использовать положительный отечественный опыт прошлого, а с другой – не привело к появлению адекватных рыночным преобразованиям форм и методов управления доходами и потреблением населения;
  5. коммерциализацией (платностью) процессов получения социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).

Граждане  нашей страны получают основные социальные блага и услуги бесплатно по мере возникновения потребности в них. Об этом всегда заботилось государство. Поэтому "при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы"2. Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный, т.е. проводимый на платной основе, порядок получения социальных благ и услуг населением.

Информация о работе Основные направления социальной защиты населения России