Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование природы должностной морали, её регулирующего воздействия на профессиональную деятельность государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
–рассмотреть особенности государственной службы как социально-нравственного института,
–охарактеризовать нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего,
–предложить технологии формирования административной морали на гражданской службе,
–обозначить пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико-правовые основы должностной морали государственных гражданских служащих
1.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
1.2 Нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего

Глава 2 Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе
2.1 Технологии формирования административной морали на гражданской службе
2.2 Пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали

Заключение

Список источников

Работа содержит 1 файл

Kursovik.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

В ряде регионов страны обсуждаются или уже приняты проекты профессионально-этических кодексов (правил) поведения государственных служащих субъектов Российской Федерации[20].

В связи с этим большое значение приобретает изучение норм международного права[21] и зарубежного опыта. В частности, в рамках реализации совместно с Представительством Европейской комиссии в России проекта «Административная реформа» изучен опыт ряда европейских стран по регламентации этических вопросов деятельности государственных служащих[22].

Как показывает сравнительный анализ, одной из основных тенденций реформирования государственной службы как в государствах Запада (США, Канада, Великобритания, Франция и др.), так и Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) и Южно-Африканской Республике является повышение требований к этичности служебного поведения государственных служащих. Такой компонент государственного управления, как этические ценности и гибкость реагирования на нужды граждан, становится все более значимым[23].

В целях обеспечения более предметной реализации принципа законности принимаются отдельные акты о принципах поведения государственных служащих. Например, в США еще в 1958 г. принят Кодекс поведения государственных служащих (Кодекс этики правительственной службы), положения которого позднее неоднократно уточнялись и дополнялись иными актами, в том числе Исполнительным приказом Президента США 1990 г., которым утверждены «Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих США», обновленным Актом об этике поведения государственных служащих США 1978 г. (Ethics in Government Act of 1978), Кодексом этического поведения членов Сената США 1977 г., Кодексом этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США 1977 г.

Важнейшей целью их принятия являлось не только неукоснительное исполнение правил поведения (конкретных юридических и морально-этических требований) государственных служащих (а к таким правилам, например, относится обязательная поддержка Конституции и законов США), но и «добиться полной убежденности каждого гражданина США в честности и искренности усилий федерального правительства». Поэтому государственным служащим вменено в обязанность не только честно и профессионально исполнять свой служебный долг, но и не допускать

действий, которые могут быть истолкованы как нарушения. Несмотря на несовершенство, данные акты выступают в качестве серьезного барьера на пути возможных злоупотреблений и оказывают сдерживающее влияние на развитие коррупции на государственной службе[24].

Ценностной этический кодекс государственной службы Канады (как нормативный акт Казначейства Канады, являющийся составляющей контракта всех государственных служащих) устанавливает, что основу деятельности государственной службы, ее обязанностей и ценностей составляют Конституция и законы Канады и принципы ответственного управления. Государственные служащие обязаны не просто соблюдать законы, но и избегать подозрений в недостойном поведении. Изменениям культуры взаимоотношений государственных служащих и граждан при сочетании этических и нормативных регуляторов в основном служит реформа государственной службы Канады[25].

Моральный кодекс гражданского служащего Великобритании основан на необходимости реализации принципов порядочности, честности, объективности, беспристрастности на основе бескорыстия, принципиальности, подотчетности и открытости деятельности гражданских служащих[26]. В свою очередь, Кодекс действий служащего Министерства иностранных дел Японии исходит из принципа служения народу и обеспечения доверия населения[27].

В современном Китае среди «восьми правил чести и доблести» государственных служащих выделяются требования служения народу (обслуживания народа) и соблюдения дисциплины и законов (нарушение законов считается позором и постыдным делом). Это связано с тем, что наблюдается «состязание по бегу наперегонки» между двумя бегунами - с одной стороны, реформами, а с другой - разложением и коррупцией среди чиновников[28].

Ведущие российские эксперты считают, что в ситуации, когда «утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьер на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах», в то же время окончательно еще «не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации»[29]. В связи с этим, однако, справедливо обращается внимание на то, что «выработка профессиональной этики, безусловно, является полезной частью общего комплекса реформы государственной службы. Но, разумеется, сама по себе служебная этика не в состоянии эффективно работать вне комплекса иных определяющих поведение мотивов»[30]. Данный вывод имеет объективный характер и заслуживает поддержки.

Не вызывает сомнения, что формирование у государственного служащего соответствующего уровня правовой идеологии (т.е. целостной системы проникнутых сущностным единством идей, теорий, понятий, убеждений, отражающих социально-оценочное отношение к праву)[31] тесно связано с реализацией принципа законности, направленного на предотвращение бюрократизма и правового нигилизма, что в конечном счете способствует гуманизации государственного управления[32].

В современных условиях реализация на практике законодательных норм об этике поведения государственных служащих, приобретает все большее значение.

 


Заключение

 

 

Функционирование современного государственного аппарата в современных условиях невозможно представить себе без рационально разработанной, твердо установленной должностной морали, регулирующей профессиональную деятельность государственных гражданских служащих. Формирование сегодня в нашем государстве гражданского общества, изменение шкалы нравственных ценностей, требует определения новых подходов содержанию деятельности государственных гражданских служащих. Наличие профессиональных знаний и навыков является необходимым, но не единственным требованием к современным гражданским служащим. В рамках определенной профессии дополнительно возникает необходимость в специфических требованиях, выражающихся в определенном уровне правовой культуры, правосознания, моральных качествах служащих, то есть социальных нормах.

Анализ литературы в рамках выполнения курсовой работы позволил сделать следующие выводы:

1) Нормы должностной морали в государственной гражданской службе представляют собой сложный социальный феномен, адекватное постижение которого возможно при использовании различных методологических основ исследования. Применение системного, деятельностного, структурно-функционального подходов в данном случае позволило рассмотреть феномен социальных норм как множество определенных видов социальных норм, объединенных друг с другом на основе объективно существующих связей и выполняющих некоторую общую роль в обществе и отдельных социальных группах; как необходимый элемент всякой деятельности, как особое явление в сфере управления, призванное упорядочивать, регулировать поведение людей в соответствии с определенными правилами; как структурных элементов нормативной регуляции, с присущими им функциональными особенностями.

2) В результате исследования данного социального феномена автором выделены основные точки зрения на данную проблематику. Нормы морали государственных гражданских служащих рассматриваются:

–в нормативном аспекте (как правила, императивы, способные регулировать социальные действия индивидов и социальных групп);

–в когнитивном аспекте (в качестве общественных ожиданий поведения, позволяющих прогнозировать дальнейшие действия членов социальных групп);

–в интегративном аспекте (как социальные связи, возникающие в процессе деятельности членов социальных групп).

Из всего многообразия социальных норм, наиболее значимыми для государственной гражданской службы, как профессиональной деятельности, определены нормы, определяющие ее эффективное развитие: правовые и моральные, традиции, обычаи, организационные.

3) Новые условия существования государства, усиление роли государственного управления увеличивает значимость данной профессиональной группы, расширение ее возможностей, повышает статус государственного гражданского служащего. Подкрепление служебных полномочий действенными нормами должностной морали, формирование четкой нормативной правовой базы, служебных и этических правил поведения и деятельности государственных гражданских служащих является необходимой задачей государства.

Нормы должностной морали в системе государственной гражданской службы являются важным элементом, обусловливающим уровень организационной культуры: они выполняют роль критерия оценки взаимодействий государственных служащих; эти нормы становятся фактором повышения эффективности государственного управления; социальные нормы отражают качественные характеристики профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.

Должностная мораль государственных служащих представляют собой совокупность способов, средств, приемов и включает в себя ориентиры действия и, конечно же, организационное поведение государственных служащих, как элемент корпоративной культуры. Именно через культуру профессиональной деятельности осуществляется повседневное воздействие на уровни организационной культуры.

Роль норм служебной морали в процессе институционализации гражданской службы как социального явления представляет собой процесс определения и закрепления в сознании индивидов социальных норм, правил, статусных позиций, социальных ролей, присущих гражданской службе, а также приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественной потребности.

Т.о., нормы должностной морали являются неотъемлемым компонентом государственной гражданской службы как социального института, связующим звеном различных структурных образований последнего.

 


Список источников

 

1.      Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. – 21 января 2009 года. – № 4831.

2.      Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. Принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2005. - № 2. - С. 148.

3.      Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. №R(2000) о кодексах поведения для государственных служащих // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2005. - № 2. - С. 149-152.

4.      Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063.

5.      Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1 декабря 2007 г., 29 марта, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля, 25 ноября, 17 декабря 2009 г., 29 января, 14 февраля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.

6.      Закон Тамбовской области от 30.03.2005 № 304-З (ред. от 31.10.2006) «Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области»

7.      Постановление Администрации Тамбовской области от 17 апреля 2008 г. № 477 (в редакции от 16.03.2011) «Об утверждении кодекса этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области» // www.tambov.gov.ru/site/org/files/fortygina/Kodeks.doc

8.      Администрация и частные лица - европейский и российский опыт поиска взаимопонимания. М.: Статут. - 2006. - С. 16-17.

9.      Антонов В. Нижний предел взятки. Разработчики регионального закона о борьбе с коррупцией не верят в его эффективность // Время новостей. 18.03.2008.

10. Барабашев А.Г., Зайцева Т.В., Краснов М.А., Оболонский А.В. Риски реформирования государственной службы России // Вопросы государственного и муниципального управления.-2007.-№2-3. - С. 118.

11. Барабашев А.Г., Зайцева Т.В., Краснов М.А., Оболонский А.В. Риски реформирования государственной службы России // Вопросы государственного и муниципального управления.-2007. - №2-3. - С. 119.

12. Бойков В. Госслужащие: о себе, о работе, о власти // Государственная служба. - 2003. - № 4. - С. 108-117.

13. Вебер M. Избранные произведения: Пер. с нем./ сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.

14. Галенович Ю. Моральный кодекс от Ху Цзиньтао // Государственная служба. - 2007. - № 3. - С. 158-164.

15. Ганс Е.С., Малаканова О.А. Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс? // Современное право. - 2007. - № 3. -С. 97-100.

16. Гидценс Э. Социология. М., 1999.

17. Граждан В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). М., 1990.

18. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие/Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006. – 333с.

19. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. - 2004. - № 1. - С. 24-36.

20. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003.

21. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995

22. Зайнашев Ю. Презумпция непорядочности // Газета. 15. 02. 2008.

23. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. М., 2002.

24. Ирвин Р. Реформа системы государственной службы в Канаде // Государственная служба. - 2003. - № 4. - С. 86-96.

25. Итыгилова Н.В. Социальные нормы как регуляторы деятельности государственных гражданских служащих. М., 2004.

26. Кодекс действий служащего Министерства иностранных дел Японии // Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие / Под ред. Соколова В.М., Турчинова А.И. М.: Изд-во РАГС; Статут. -2006.-С. 332.

27. Козырин А.Н., Глушко Е.К., Штатина М.А. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах. Учебное пособие. М.: Теис. - 2006. - С. 29-33.

Информация о работе Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе