Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование природы должностной морали, её регулирующего воздействия на профессиональную деятельность государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
–рассмотреть особенности государственной службы как социально-нравственного института,
–охарактеризовать нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего,
–предложить технологии формирования административной морали на гражданской службе,
–обозначить пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали.
Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы должностной морали государственных гражданских служащих
1.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
1.2 Нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего
Глава 2 Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе
2.1 Технологии формирования административной морали на гражданской службе
2.2 Пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали
Заключение
Список источников
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы должностной морали государственных гражданских служащих
1.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
1.2 Нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего
Глава 2 Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе
2.1 Технологии формирования административной морали на гражданской службе
2.2 Пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали
Заключение
Список источников
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, развиваются экономические отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой, — претерпевают трансформацию общественные отношения, что влечет за собой изменение содержания социальных норм как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей.
В этих условиях происходит реформирование государственной службы Российской Федерации, становление института государственной гражданской службы, требующее выработки новых социальных норм, которые соответствовали бы императивам настоящего времени. Принятие Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» во многом разрешило вопросы организации и функционирования этого института. Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных гражданских служащих, в регулировании которой важное место занимают социальные нормы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы: Проблема нормативной регуляции профессиональной деятельности государственных гражданских служащих является многоплановой. Ее отдельные теоретические и практические аспекты нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Однако, по мнению автора курсовой работы, в научной литературе недостаточно изучены проблематика социальных норм, их взаимодействия в новой общественной ситуации, проблемы соотношения представлений о социальных нормах с практикой их реализации в условиях реформируемого института государственной службы России. Практически не исследованы вопросы регулирующего воздействия социальных норм на деятельность государственных гражданских служащих, что и предопределило выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объект исследования курсовой работы — государственные гражданские служащие Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы — социальные нормы как регуляторы деятельности и отношений государственных гражданских служащих.
Целью курсовой работы является исследование природы должностной морали, её регулирующего воздействия на профессиональную деятельность государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
–рассмотреть особенности государственной службы как социально-нравственного института,
–охарактеризовать нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего,
–предложить технологии формирования административной морали на гражданской службе,
–обозначить пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы: Непосредственной теоретической базой исследования послужили положения и выводы классиков мировой и отечественной социологии. Автор курсовой работы постаралась использовать накопленный современной наукой потенциал разработки темы нормативного регулирования общественных отношений для исследования конкретной проблемы - регулирующего воздействия социальных норм на профессиональную деятельность государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Методологическую основу работы составили общенаучные принципы, применяемые в социологии и смежных с ней науках. В процессе исследования использованы методы социологического, системного, деятельностного, структурно-функционального анализа, теория социального действия и др.
Использование в ходе исследования указанных методов позволило провести всесторонний, комплексный анализ социального феномена норм как регуляторов профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Нормативную базу курсовой работы составили положения Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства России по вопросам и направлениям реформирования института государственной службы и др. Основные из них: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих Российской Федерации»; ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также Трудовой кодекс РФ, Административный кодекс РФ, проект кодекса служебного поведения государственных и муниципальных служащих, Рекомендация Комитета Министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих.
Структура курсовой работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исследование особенностей государственной службы как социально-нравственного института определяется несколькими обстоятельствами:
Во-первых, разработка социальных норм представляет интерес для развития института государственной службы. Социальные нормы являются основой для анализа социальных процессов как в объектах социального управления, так и в его субъектах, среди которых одно из важнейших мест занимает государственная служба.
Во-вторых, социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности государственного аппарата. В последние годы сказывается недостаточное влияние этих норм на систему государственной службы, что способствует развитию в ней дисфункций, которые проявляются в виде коррупции, бюрократизма, забвения интересов гражданина, государства и общества и др.
В-третьих, ощущается необходимость разработок, в которых были бы выявлены механизмы влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов государственного управления с тем, чтобы учесть это в процессе реформирования государственной службы, выработки в связи с этим новых правовых норм как важнейшего направления социального нормирования.
Государственная служба как социально-нравственный институт достаточно широко исследована в системе гуманитарных и правовых наук. Труды по проблематике должностной морали государственных гражданских служащих можно условно разделить на три группы.
К первой группе отнесены научные труды, в которых разработаны фундаментальные проблемы социальной структуры, социальных институтов и процессов, имеющие теоретико-методологическое значение для исследования социальных аспектов нормативного регулирования отношений в системе органов государственного управления. Здесь представлены работы П. Блау, М. Вебера, Э. Гидценса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Лукмана, Д. Марковича, Р. Мертона, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др[1].
Ко второй группе отнесены работы, авторы которых рассматривают социальные нормы в контексте различных отраслей научного знания -социологии, социальной психологии, социальной философии, теории государства и права, этики[2]. Этими исследователями внесен значительный вклад в изучение социальных норм, разъяснение специфики ценностных отношений, анализ характеристик, раскрытие их регулятивно - управленческих функций.
Выявление различных аспектов сущности социальных норм отражено в трудах отечественных исследователей В.Г. Афанасьева, А.А. Богданова, М.М. Ковалевского, В.М. Хвостова, Г.Ф. Шершеневича[3].
Принципиально важным для исследования темы стало изучение работ, посвященных теоретическим проблемам государственной службы. Данные работы объединены в третью группу научных источников, в которых рассмотрены особенности этого социального института, выявлены механизмы реализации его социальных функций и др. Среди них выделяются труды В.Д. Граждана, B.C. Карпичева, Б.В. Лытова, К.О. Магомедова, В.П. Мельникова, B.C. Нечипоренко, А.Ф. Ноздрачева, B.JT. Романова, А.И. Турчинова, и др[4].
В данную группу автор включила также работы А.А. Гришковца, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилова[5] и др. исследователей, освещающих широкий круг правовых вопросов функционирования института государственной службы Российской Федерации.
Большое значение для выполнения курсовой работы имело изучение публикаций и монографий по проблемам этики, духовно-нравственного состояния государственных служащих в работах Н.Л. Захарова, А.И. Ионовой, В.М. Соколова, П.П. Степнова, Н.Н. Шуваловой[6] и др.
Отдельным аспектам проблемы соционормативного регулирования, места и роли права в системе социальных норм, соотношения моральных и правовых норм, регулирующих государственную службу в России, в их историческом развитии посвящены монографии А.Н. Гусева, О.А. Жарковой, В.Я. Кривопаловой, С.Е. Кухтерина, П.М. Морхат, Э.В. Шевченко[7] и др.
Основываясь на теоретических положениях классиков мировой и отечественной науки, автором сформулировано определение норм морали в государственной гражданской службе. Нормы должностной морали – это структурные элементы соционормативной системы, выражающиеся в определенных правилах, общественных ожиданиях поведения, регулирующие социальные действия и взаимодействия государственных гражданских служащих с различными социальными группами и их членами.
Анализ принципов классификации норм служебной морали, включая анализ подходов к этой проблеме иностранных авторов, позволил выделить следующие виды социальных норм: правовые нормы; моральные нормы; политические; религиозные нормы; социальные нормы, содержащиеся в обычаях и традициях; организационные.
Выделены следующие функции норм служебной морали: регулирующая; оценочная; трансляционная; функция социального контроля, воспитательная, охранительная, коммуникативная, социализирующая, интегративная.
В системе государственной гражданской службы более пристальное внимание должно уделено регулирующей функции, позволяющей регламентировать формы социального взаимодействия индивидов, в данном случае, гражданских служащих.
Нормы должностной морали, реализуя регулятивную функцию, устанавливают правила поведения в институте гражданской службы, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя отношения внутри института гражданской службы, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность отношений. Иными словами, социальные нормы поддерживают определенную системность государственной службы, условия существования данного института как единого организма.
Сущность социальных норм в государственной службе как социальном институте определяется как регулирование поведения и деятельности государственных служащих, исходя из потребностей общества и государства в эффективном управлении. К социальным нормам в государственной гражданской службе отнесены правовые нормы и правила деятельности, моральные императивы, ожидания определенного поведения служащих со стороны граждан, нормы, регулирующие социальные связи служащих и населения. Несоблюдение служащими социальных норм порождает аномию в системе государственного управления.
Проводя типологию социальных норм в государственной службе, можно выделить: правовые; моральные; политические; социальные нормы, содержащиеся в обычаях и традициях; организационные нормы. Раскрыты основные функции этих норм: регулирующая, оценочная, трансляционная, социального контроля, воспитательная, охранительная, коммуникативная, социализирующая, интегративная.
Социальным нормам, определяющим развитие государственной гражданской службы, присущи два основных аспекта функций:
1) обеспечение государственных служащих моделями, стандартами поведения, механизмами отношений;
2) стабилизация, упорядочение, уравновешивание, интеграция отношений в государственном управлении.
Государственный гражданский служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязан защищать права граждан и интересы Российской Федерации, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, быть верным профессиональному долгу[8].
Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.
Гражданский служащий в своей деятельности должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государства, государственных органов и их должностных лиц. Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию.