Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование природы должностной морали, её регулирующего воздействия на профессиональную деятельность государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
–рассмотреть особенности государственной службы как социально-нравственного института,
–охарактеризовать нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего,
–предложить технологии формирования административной морали на гражданской службе,
–обозначить пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико-правовые основы должностной морали государственных гражданских служащих
1.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
1.2 Нравственные принципы и нормы поведения государственного гражданского служащего

Глава 2 Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе
2.1 Технологии формирования административной морали на гражданской службе
2.2 Пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали

Заключение

Список источников

Работа содержит 1 файл

Kursovik.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Гражданский служащий обязан проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего. Морально недопустимо нарушать законы, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.

Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности: осознанно и добровольно соблюдать утвержденный служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и территориального органа, постоянно содействовать укреплению их авторитета. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.

Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность: не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.

Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.

Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.

Гражданский служащий не должен допускать аморальных форм поведения. Гражданскому служащему надлежит быть скромным в повседневной жизни и в быту.

В современной жизни возрастает роли социальных норм в государственной гражданской службе. Можно выделить социальные нормы, роль которых в настоящее время возрастает: правовые; моральные; социальные нормы, содержащиеся в обычаях и традициях; организационные. Выявлена детерминирующая роль социальных норм в ходе институционализации государственной гражданской службы: социальные нормы определяют порядок деятельности государственных служащих, их поведение, характер взаимодействия с гражданами.

Социальные нормы — элемент, обусловливающий определенный уровень организационной культуры: они выполняют роль критерия оценки взаимодействий государственных служащих; эти нормы становятся фактором повышения эффективности государственного управления; социальные нормы отражают качественные характеристики профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.

Можно перечислить основные механизмы воздействия социальных норм на деятельность государственных гражданских служащих:

–правовой (правовое сознание гражданских служащих;

–правовая культура;

–правовое регулирование деятельности гражданских служащих;

–принципы деятельности гражданских служащих;

–правотворческий процесс;

–нравственный (мораль как форма общественного сознания, присущая государственным гражданским служащим как членам общества; моральное регулирование деятельности государственных гражданских служащих; моральные принципы поведения служащих; традиции, обычаи, привычки и др.).

Существует взаимозависимость и взаимовлияние между социальными нормами (правовыми, моральными, техническими, социальными нормами, содержащимися в обычаях, традициях). Взаимодействие видов социальных норм основано на следующих факторах: выражение в этих нормах интересов граждан; возможность сочетания в деятельности служащих интересов государственных служащих и социальных групп общества; всеобщность социальных норм, требования которых одинаковы для всех.

 

 


Глава 2 Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе

 

2.1 Технологии формирования административной морали на гражданской службе

 

В работах современных авторов в исследованиях механизма социально-нормативного воздействия морали на деятельность государственных гражданских служащих выявлены его структурные элементы: правовое воздействие; нравственное воздействие, которые в свою очередь включают в себя: правовое сознание гражданских служащих; правовая культура гражданских служащих; правовое регулирование деятельности гражданских служащих; правовые принципы деятельности гражданских служащих; нормотворческий процесс; мораль как форму общественного сознания; нравственное регулирование гражданских служащих; моральные принципы и нормы гражданских служащих; традиции, обычаи, привычки, религиозные нормы и др. элементы неправовой культуры.

Соционормативное воздействие на деятельность гражданских служащих рядом авторов рассматривается как результативное, нормативно-организационное влияние системы нормативных средств (социальных норм, социальных связей, актов реализации и применения) и иных социальных явлений (общественное сознание, культура, нормотворческий процесс)[9].

Сопоставление правовых норм с иными элементами системы соционормативного регулирования показывает, что основу их системного единства составляет не только признак нормативности, присущий каждому из рассматриваемых в настоящей работе социальных регуляторов, но и ряд других признаков, общих для отдельных групп социальных норм[10]. В частности, правовые, моральные, религиозных нормы и нормы, содержащиеся в обычаях, объединяет сфера регулирования; для правовых, религиозных и корпоративных норм сходным является процесс их формирования и форма фиксации, они также имеют сходную трехэлементную структуру и способы обеспечения исполнения. Последний критерий объединяет помимо правовых, религиозных и корпоративных норм еще и нормы, содержащиеся в правовых обычаях.

Содержание нравственности государственных служащих заложены в принципах и нормах, составляющих основу профессиональной морали. Неотъемлемым условием реализации этих принципов является научно разработанная система необходимых мер, механизмов и технологий, без которых даже самый разумный этический кодекс останется лишь на бумаге, повторив судьбу многих аналогичных документов прошлого. Этим обусловлен растущий интерес во всем мире как к самой проблеме нравственности, в том числе и на гражданской службе, так и к опыту разработки и использования мер, необходимых для ее обеспечения. В первую очередь это касается:

–выявления факторов, содействующих решению задачи нравственного оздоровления кадрового корпуса государственной службы;

–повышение эффективности государственного, служебного, гражданского контроля этичности поведения государственных служащих;

–разработки конкретных механизмов, обеспечивающих реализацию требований Этического кодекса государственных служащих;

–научной разработки и внедрения в практику методов управления персоналом в сфере нравственных отношений, критериев нравственной оценки государственных служащих и методик их использования в процедурах отбора, расстановки, аттестации, квалификационных экзаменов, формирования резерва на выдвижение;

–этического образования государственных служащих[11].

Факторы нравственного оздоровления государственной службы. Исследование нравственного аспекта становления государственной

службы России предусматривает анализ факторов, способствующих формированию профессионального, высоконравственного отряда государственных служащих нового типа, отвечающих по своим качествам интересам государства и общества.

Политический фактор предполагает четкое разграничение компетенции органов всех ветвей власти и их ответственности за принимаемые решения, восстановление доверия к власти, развитие и укрепление структур гражданского общества.

В правовой сфере необходимы более четкая регламентация обязанностей и персональной ответственности государственных служащих за принимаемые решения; законодательное закрепление важнейших этических требований к государственным служащим, как это, например, сделано в США, Франции, Германии, других странах, а также действенных механизмов контроля за их соблюдением.

Организационный фактор предусматривает организацию системы контроля и технологий взаимодействия органов власти в борьбе с отклонениями от требований нравственности на государственной службе; обеспечение гласности и открытости в деятельности государственных служащих, создание этических комиссий, определение зон коррупционного риска и разработку мер по их локализации.

В области кадровой политики необходима выработка единых критериев оценки государственных служащих по профессиональным, деловым и личностным качествам в процедурах отбора, назначения, продвижения, аттестации, конкурсов, квалификационных экзаменов и др.; насыщение учебных программ высших учебных заведений, курсов переподготовки и повышения квалификации государственных служащих тематикой, связанной с проблемами нравственности на государственной службе.

Морально-психологический аспект проблемы включает задачу восстановления традиционных профессиональных ценностей государственной службы, выработку системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, положительной мотивации к добросовестному труду и исполнению служебного долга, принятие Этического кодекса государственных служащих.

Неразвитость структур гражданского общества, слабость «народного гласа», падение нравов и девальвация духовных ценностей значительной части общества не позволяют полагаться на силу «автоматического» воздействия норм морали. Уровень духовно-нравственной культуры «критической массы» государственных служащих не оставляет надежды на добровольное, без использования определенных мер принуждения, следование этическим требованиям, если они не будут подкреплены санкциями правового характера.

Мировой опыт свидетельствует: «для того, чтобы обеспечить претворение в жизнь моральных ценностей, нужно, чтобы принятие кодекса сопровождалось и подкреплялось решительными мерами, вплоть до судебной ответственности. Кодексы профессиональной этики — прекрасное руководство по корректному поведению, но их ценность основана на строгом следовании как букве, так и духу этих кодексов»[12]. Поэтому в условиях современной России фактором действенности заложенных в Этическом кодексе требований может стать только их законодательное закрепление.

В результате исследования взаимодействия норм должностной морали в системе государственной гражданской службы, некоторыми авторами было выявлено, что интеграция элементов соционормативной системы осуществляется в различных аспектах: креативном (нормотворчество); аккумулирующем (накопление и хранение запаса императивов); транслирующем (передача накопленных социальных норм последующим поколениям происходит системно, во взаимосвязи со всеми устоявшимися императивами).

 

2.2 Пути совершенствования работы по соблюдению служащими должностной морали

 

В Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. сделан вывод о том, что система государственной бюрократии в нашей стране неэффективна, порождает коррупцию, массовый правовой нигилизм, вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии. Президентом Российской Федерации обращено также особое внимание государственных служащих на недопустимость и безнравственность использования административного ресурса в личных интересах[13].

Поэтому проблема формирования основ нравственных устоев и этического поведения государственных служащих приобретает все большее значение[14]. Как указывается в научной литературе, этика государственных служащих должна характеризоваться рядом необходимых параметров (включая соблюдение стандартов общественно-политической жизни, объективность, ответственность, профессионализм, беспристрастность, открытость), формирующих отношение к смыслу и ценностям права[15].

Вместе с тем по данным социологических исследований большинство чиновников эффективную государственную службу слабо увязывают с правилами профессиональной этики служебного поведения[16], хотя необходимая правовая основа для этого имеется.

Так, статьи 17 и 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885)[17] возлагают на государственных служащих помимо прочего обязанность:

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

- при угрозе возникновения конфликта интересов сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Учитывая достаточную урегулированность данного вопроса, в научной литературе отмечается, что принятие каких-либо еще дополнительных нормативных актов, включая кодекс поведения государственных служащих как специальный акт, нецелесообразно[18]. Тем не менее признается нужным продолжение научной дискуссии о совершенствовании правил поведения государственных служащих[19].

Информация о работе Основные направления и механизмы формирования должностной морали на гражданской службе