Основные формы международных интеграционных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.

Содержание

Введение стр.1-2

Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.

Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4

1.1.1 Теоретические основы МЭИ

1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ

Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей

стр.5-6

Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7

Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8

Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

стр.9-13

Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

стр.14-22

2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли

2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.

2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.

Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.

стр.23-27

2.3.1 ЕС.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

стр.28-32

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.

2.4.2 Структура органов СНГ.

2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.

2.4.4 Перспективы СНГ.

Заключение. стр. 33-34

Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В

Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран. 

2.4.2 Структура органов  СНГ

В соответствии с  Уставом СНГ возникла разветвленная  структура органов

Содружества:

Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих принципиальных решений  на уровне президентов;

Совет глав правительств, координирующий интеграционную политику на уровне правительств в соответствии с указаниями президентов;

Совет министров  иностранных дел. В его функции  входит согласование позиции стран  — членов СНГ в отношениях с  третьими странами в случае, если правительства  пришли к выводу о целесообразности такого согласования.

Министры иностранных  дел также обсуждают вопросы налаживания механизма дипломатических отношений в рамках Содружества;

Совет министров  обороны, решающий вопросы взаимоотношений  стран — членов

СНГ в военной  сфере, в том числе об общих  операциях по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов;

Совет командующих  погранвойсками. Он согласовывает и  реализует мероприятия по совместной охране внешних границ Содружества  в случае, если возникает такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении погранвойск;

Межпарламентская  ассамблея, состоящая из представителей парламентов стран — членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках

СНГ;

Экономический суд, призванный разрешать межгосударственные споры стран — членов СНГ, возникающие  в процессе хозяйственных отношений.

Главным постоянным исполнительным и координирующим органом  Содружества согласно его Уставу должен был стать Координационно-консультативный  комитет

(ККК) с местопребыванием  в Минске. Однако по решению  глав правительств в

1994 г. ККК фактически разделился на два органа: Исполнительный секретариат

(ИС) и Межгосударственный  экономический комитет (МЭК). К  ИС перешел весь рабочий аппарат  ККК, в то время как МЭК  базировался на принципе коллегиального  руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное число своих представителей). В этом комитете проходят обсуждение и подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но так как ИС и МЭК не предусматривались в  Уставе СНГ, это создавало некоторую  правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что приводит к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет  глав государств принял решение о  частичной реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК были преобразованы в экономический совет с некоторой модификацией их функций; расширились полномочия Исполнительного секретариата.

Помимо уставных главных органов СНГ была создана  разветвленная система органов  более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они занимаются конкретными областями сотрудничества. Численность аппарата всех этих структур достигла 2,5 тыс. человек, и он превратился в сложный неповоротливый бюрократический механизм с невысоким коэффициентом полезного действия. 

2.4.3 Перспективы СНГ

По мере того как  происходило становление собственной  государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались  опасения, что интеграция может повлечь  за собой подрыв суверенитета. Возможности  увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно- сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших капиталовложений и времени. Потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами

СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое  разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной

Азии в 1997 г., ухудшил  перспективы для экспорта стран  — членов СНГ, повлек за собой валютные осложнения и дополнительные трудности  в функционировании валютного механизма  в этих государствах. Эти процессы усилили поиски компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития сотрудничества в рамках СНГ.

Отрицательное воздействие  на интеграционные процессы в СНГ  оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная  девальвация российского рубля  и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках

Содружества, что  особенно затронуло экспорт стран  — членов СНГ в Россию. В наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия,

Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены Девальвировать свои валюты, хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем Развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление  и модификацию внесла в интеграционные процессы идея

«интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между  странами с разной степенью интегрированности и Разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная  интеграция в различных областях идет между Россией и

Белоруссией. Это  объясняется высоким уровнем  разделения труда и взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь

Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы

(соответственно 80 и  40% всего российского парка), холодильники, часы, ткани, мотоциклы, некоторую  уникальную продукцию для российского ВПК, в значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли проходит через территорию Белоруссии.

В 1996 г. был заключен Договор о союзе Беларуси и  России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества

(отмена таможенных  пошлин и других препятствий  во взаимной торговле, сближение  налогообложения и др.), договор  предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос более чем на 30%, а в 1998 г. — примерно на 20%.

С 1995 г. начал формироваться  Таможенный союз, куда вошли Россия,

Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась

Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного  пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами- участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах; при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при определении национального торгового режима по отношению к третьим странам.

Поэтому координация  таможенной политики очень часто  отсутствовала.

Ликвидация таможенного  досмотра на внутренних границах стран — участниц союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

Таможенный союз в 1996 г. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан,

Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику.

Соглашение имело  рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в  конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам реализации Таможенного союза.

Общие интересы в  развитии регионального сотрудничества привели к заключению

Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и

Туркменистаном. Его  Целью является координация политики в области экономики и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические зи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена

(например, Киргизия  и Таджикистан снабжались газом  и углем из Узбекистана и

Казахстана, зерно  поставлял Казахстан, значительная часть сельскохозяйственной техники производилась для всего региона в Узбекистане и т.д.). Все страны были заинтересованы в развитии региональной транспортной сети.

Идет сближение  между Украиной, Грузией, Азербайджаном  и Молдавией, в основе которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из

Азербайджана, Туркмении  и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом  и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь последние заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках

Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую

«ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные  интересы стран — членов

СНГ в различных  областях. По-видимому, позитивные моменты  в регионализации

СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.

Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений