Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.
Введение стр.1-2
Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.
Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4
1.1.1 Теоретические основы МЭИ
1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ
Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей
стр.5-6
Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7
Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8
Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.
Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.
стр.9-13
Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.
стр.14-22
2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли
2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.
2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.
Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.
стр.23-27
2.3.1 ЕС.
2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.
2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.
Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.
стр.28-32
2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.
2.4.2 Структура органов СНГ.
2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.
2.4.4 Перспективы СНГ.
Заключение. стр. 33-34
Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга
Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в
САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного времени.
В Центральной Африке
в плане экономической
Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является
Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.
К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в
Экономическое и
Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход
на более высокий уровень
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные
Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,
Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.
Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса интеграции в ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся непосредственных межстрановых связей на уровне как отдельных фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.
Многие из провозглашенных
интеграционных группировок в силу незрелости
социально-экономических отношений, примитивности
и структурной недифферинцированности
национальных хозяйств, неразвитости
рыночной и финансовой инфраструктур
обрекали эти формирования либо на откровенное
прозябание, либо на полную неудачу.
2.3 Особенности развития
западноевропейской
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом
(ЕС) и достаточно
мощными центростремительными
ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Кроме того, большинство
других европейских стран связаны
с ЕС соглашениями о зонах свободной
торговли и т. п. В результате все
государства региона в той или иной мере
подвержены торгово-экономическому влиянию
ЕС. Примерная схема торговых отношений
в Западной и Центральной Европе представлена
на схеме 1 (см приложение).
2.3.1 Европейский союз.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о
Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран —
Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Эволюция ЕС представлена на рис. 1 (см. приложение). Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец
50-х — середина 70-х гг.) считается
«золотым веком» в жизни Сообщества.
Он ознаменовался досрочным
ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:
V постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами- участницами;
V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
V разработка и
проведение общей политики в
области транспорта и
V создание валютного союза;
V унификация налоговой системы;
V сближение законодательства;
V разработка принципов
согласования экономической
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,
Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:
* ликвидированы торговые
ограничения во взаимной
* установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
* достигнута свобода
передвижения капиталов,
* обеспечена свободная
миграция рабочей силы и
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов
ЕС. Формирование общего
рынка ускорило процесс превращения
рациональных монополий стран ЕЭС
в транснациональные, способствовало
проникновению в экономику
— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70- х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился.
С вступлением в
ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась
еще более отчетливо, поскольку
экономика этой страны находилась на
значительно более низком уровне
по сравнению с другими
Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание
Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с
Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений