Основные формы международных интеграционных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.

Содержание

Введение стр.1-2

Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.

Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4

1.1.1 Теоретические основы МЭИ

1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ

Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей

стр.5-6

Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7

Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8

Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

стр.9-13

Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

стр.14-22

2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли

2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.

2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.

Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.

стр.23-27

2.3.1 ЕС.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

стр.28-32

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.

2.4.2 Структура органов СНГ.

2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.

2.4.4 Перспективы СНГ.

Заключение. стр. 33-34

Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Африки (ЗПТ) в Общий  рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

Идея создания Общего рынка предусматривала слияние  Сообщества развития Юга

Африки (САДК) и ЗПТ  в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический  региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в

САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости  интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного времени.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан

Валютный союз Центральной  Африки, центральным институтом которого является

Банк государств Центральной Африки. Он выпускает  единые для всех участников платежные  средства. В рамках ЮДЕАК действуют  также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.

К проблемам развития данной экономической группировки  следует отнести разный уровень  экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в

Экономическое и  Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход  на более высокий уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много  проблем.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные

Арабские Эмираты  и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации  экономического сотрудничества центрально-азиатских  государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу  учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,

Азербайджан.

Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции, следует иметь в  виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.

Большинство развивающихся  стран практически находятся  вне процесса интеграции в ее подлинном  смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся  непосредственных межстрановых связей на уровне как отдельных фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.

Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических отношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу. 

2.3 Особенности развития  западноевропейской экономической  интеграции 

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую  структуру с ярко выраженным центром  — Европейским Союзом

(ЕС) и достаточно  мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения  хозяйствами предпринимавшиеся  в разное время и в разной  степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили  к замедлению экономического  роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время

ЕС занимает сильные  позиции в мировой экономике  и международной торговле.

Кроме того, большинство  других европейских стран связаны  с ЕС соглашениями о зонах свободной  торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС. Примерная схема торговых отношений в Западной и Центральной Европе представлена на схеме 1 (см приложение). 

2.3.1 Европейский союз.

Современная история  образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о

Европейском объединении  угля и стали (ЕОУС), в который  вошли шесть стран —

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это  была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Эволюция ЕС представлена на рис. 1 (см. приложение). Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается  «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием  таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в

ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто  называли, «Общего рынка», были:

V постепенное устранение  всех ограничений в торговле  между странами- участницами;

V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

V ликвидация ограничений  для свободного передвижения  «людей, капиталов, услуг»;

V разработка и  проведение общей политики в  области транспорта и сельского  хозяйства;

V создание валютного  союза;

V унификация налоговой системы;

V сближение законодательства;

V разработка принципов  согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная  управленческая структура — Совет  министров ЕЭС, Комиссия европейских  сообществ,

Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью  ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит  в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:

* ликвидированы торговые  ограничения во взаимной торговле  стран-участниц

* установлен единый  таможенный тариф по отношению  к третьим странам;

* достигнута свобода  передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

* обеспечена свободная  миграция рабочей силы и свобода  выбора места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению  аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов

ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения  рациональных монополий стран ЕЭС  в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный  переход стран

— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел  в историю ЕС тем, что удалось  принять программу европейского валютного сотрудничества, создать  механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70- х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился.

С вступлением в  ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку  экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками  Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание

Европейского союза  — объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.

Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с

Единым Европейским  Актом с 1 января 1993 г. было введено  свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений