Основные формы международных интеграционных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.

Содержание

Введение стр.1-2

Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.

Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4

1.1.1 Теоретические основы МЭИ

1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ

Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей

стр.5-6

Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7

Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8

Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

стр.9-13

Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

стр.14-22

2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли

2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.

2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.

Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.

стр.23-27

2.3.1 ЕС.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

стр.28-32

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.

2.4.2 Структура органов СНГ.

2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.

2.4.4 Перспективы СНГ.

Заключение. стр. 33-34

Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Тайвань, непростые  взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные  экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации  внешней торговли;

• в-четвертых, идеология  тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает  региональную интеграцию как элемент  экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает  как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи

В целом степень  зрелости интеграционных отношений  в рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно  отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к  зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов  в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с  ним будет создана зона свободной  торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за

АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР,

Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия,

Сингапур); экономическая  зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.

Третий вариант  не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран  АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках

АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии

(без Японии).

По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до

2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны  в этом отношении будут значительно  опережать своих промышленно  более развитых западных партнеров.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира. 

2.2.4 Интеграционные  процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует  отнести Южноамериканский общий  рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения  этого континента, свыше 50% совокупного  ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась  отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли  программу продвижения к таможенному  союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного внешнеторгового оборота  будут полностью освобождены  от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

Для руководства  процессом интеграции были созданы  наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе  министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая  постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств

— участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например, японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые бразильскими предприятиями.

К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше тянутся к блоку  НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла,

Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без  трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают  как благоприятные. На пути дальнейшего  развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,

Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское  сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов. 

2.2.5 Интеграционное  сотрудничество в Африке, в арабских  странах.

Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора о поэтапном  создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение  о котором вступило в силу  в мае 1994 г. План постепенного  — в шесть этапов — создания  АфЭС должен быть реализован  в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,

САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего

«самочувствия» субрегиональных  африканских группировок, которое  пока оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация  деятельности

Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное  создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18- го саммита ЭКОВАС было объявлено  об официальном вступлении в силу обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности

ЭКОВАС в немалой  степени препятствуют соперничество между франко- и англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке. 

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор  о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной

Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений