Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.
Введение стр.1-2
Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.
Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4
1.1.1 Теоретические основы МЭИ
1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ
Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей
стр.5-6
Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7
Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8
Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.
Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.
стр.9-13
Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.
стр.14-22
2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли
2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.
2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.
Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.
стр.23-27
2.3.1 ЕС.
2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.
2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.
Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.
стр.28-32
2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.
2.4.2 Структура органов СНГ.
2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.
2.4.4 Перспективы СНГ.
Заключение. стр. 33-34
Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц, возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,
Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится
57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС, его население составляет лишь 7% мирового.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы
возникали и возникают в
Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных» членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства, развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то интеграционные процессы в Европе движутся по крайней мере на пяти скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут
Великобритания, Швеция,
Дания, Греция, которые на первом этапе
воздержатся от введения евро. За ними
следуют «пять плюс один» самых достойных
из 11 претендентов, последним из которых
является Турция.
2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны — члены
ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. — четыре — Норвегия,
Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами — членами ЕАСТ режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в
ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.
Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В
1994 г. ЕАСТ и
ЕС подписали соглашение об
образовании «единого
«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.
ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Запад ной
Европы со всеми
отрицательными последствиями для
собственной экономики.
2.3.3 Центральноевропейское
соглашение о свободной
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.
В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — «Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада
Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств
(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друга друга». К договору может присоединиться любое государство при условии его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только
30% товаров, циркулирующих
в рамках СЕФТА, будет
(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и капитала.
Вместе с тем
шесть государств СЕФТА отказались
от принятого ранее обязательства
о взаимной поддержке в переговорах
о вступлении в ЕС.
3. Направления и
проблемы интеграционного
Экономика СССР развивалась
как высокоинтегрированный
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.
Россия — естественное
ядро СНГ. Из всех постсоветских республик
на нее приходится свыше 3/4 территории,
почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами: o разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития; o желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.; o технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.
Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от
Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших
советских республик к
России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм
«цивилизованного
развода», стремясь осуществить его
и укрепить собственную государственность
таким образом, чтобы минимизировать
неизбежные потери от нарушения сложившихся
связей и избежать эксцессов. Задача
реального сближения стран
Абхазии.
Решение о создании
Содружества Независимых
Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений