Основные формы международных интеграционных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.

Содержание

Введение стр.1-2

Современные МЭО и экономическая интеграция.Теоритические взгляды,объективные предпосылки и особенности на настоящем этапе.

Теоритические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции стр.3-4

1.1.1 Теоретические основы МЭИ

1.1.2 Объективные предпосылки МЭИ

Основные факторы МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных связей

стр.5-6

Стимулы интеграционного развития МЭО стр.7

Глобализация отношений в мире и МЭИ стр.8

Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

стр.9-13

Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

стр.14-22

2.2.1 Североамериканская ассоциация свободной торговли

2.2.2 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2.2.3 Интеграционные процессы в Южной Америке.

2.2.4 Интеграционные процессы в Африке.

Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.

стр.23-27

2.3.1 ЕС.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

стр.28-32

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик.

2.4.2 Структура органов СНГ.

2.4.3 Успехи и неудачи СНГ.

2.4.4 Перспективы СНГ.

Заключение. стр. 33-34

Список использованной литературы. стр.35 Приложение. стр. 36

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Второй мировой  войны. 

1.2 Основные факторы  МЭИ в условиях рыночных мирохозяйственных  связях.

В главных характеристиках  международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Основываясь на принципе свободы выбора продавцов и покупателей, рыночные отношения предполагают:

• множественность  объектов и субъектов рыночных отношений;

• конкуренцию

• определяющее воздействие  спроса и предложения;

• взаимосвязь с  ценами при необходимой гибкости и подвижности последних.

Это дополняется  свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки множественности объектов. Это же можно сказать о множественности субъектов — их число на рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями и фирмами в МЭО участвуют иностранные, международные компании, организации, государственные структуры различных стран. Не меняя механизма спроса и предложения, МЭО расширяют его границы.

В качестве основных признаков МЭО могут быть названы следующие.

Во-первых, как и  в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и  МЭО лежат разделение труда и  обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что  производство и

(или) потребление  отдельных стран в той или  иной мере связаны между собой.

Во-вторых, участники  МЭО экономически обособлены, в частности  в форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает  товарно-денежный характер связей.

В-третьих, в совокупности мирохозяйственных обменных связей действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.

В-четвертых, так  же как и национальные рынки, мировой  рынок и МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и более широкого набора обращающихся товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

В-пятых, одна из основных форм МЭО — международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение  факторов производства опосредствовано  движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными  отношениями. Наряду с товарными  рынками функционирует и мировой  финансовый рынок, международная валютно-финансовая система.

Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты  придают мировой финансовой системе  завершенный вид.

Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования, лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового информационного рынка.

В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово- кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО,

Международная торговая палата, Международный валютный фонд, Всемирный банк), так и регионального  значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

В-восьмых, МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии  концентрации производства и сбыта  частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

Наконец, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно  проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие МЭО. 

3. Стимулы интеграционного  развития МЭО. 

В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу — международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территориальной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.

Объективно возникают  два пути:

• создание и развитие транснациональных фирм, которые  позволят обойти многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия  воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);

• межгосударственные согласованные меры по целенаправленному  формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой, эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — международной экономической интеграции.

С экономических  позиций объективный фактор международной  хозяйственной интеграции — обеспечение  лучших условий применения ограниченных ресурсов

(естественных и  обретенных). Предпочтения здесь  не заданы: характер и роль  приоритетных ресурсных факторов  закономерно изменяются. Первоначально,  после Второй мировой войны,  толчком для интеграционного  развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время — Европейского Союза).

Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция — логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя "встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений. 

4. Глобализация отношений в мире и МЭИ. 

На современном  этапе происходят глубокие изменения  во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.

Обществоведы по разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое, политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежна затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах. Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, производственного, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ, особенно в части формально-' бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ, означающее взаимоприспособление национальных экономик встраивание их в единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы регулирования, применяются специальные механизмы инструменты.

Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества. 

2. Опыт, перспективы  и проблемы международной экономической  интеграции. 

1. Этапы, сферы  и механизмы международной экономической интеграции.

Переходу к интеграционному  этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных  количественными и качественными  показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли —  экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступеней или  последовательных этапов развития интеграционных процессов: o зона свободной торговли; o таможенный союз; o единый или общий рынок; o экономический союз; o экономический и валютный союз.

Строго говоря, в  настоящее время лишь одна международная  интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных  этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В  современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других 1| нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в

Североамериканской  ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным  чертам таких соглашений следует  отнести более стабильный и предсказуемый  характер торговой политики стран—участниц. Функционирование

ЗСТ позволяет странам  более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

Вместе с тем  следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование  деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе  это, естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ  выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень  изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах

"страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении  таможенных пошлин в торговле, форма  коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Информация о работе Основные формы международных интеграционных объединений