Определение цен предприятиями. Методы и стратегии ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать систему ценообразования на предприятии торговли и методы регулирования цен на потребительском рынке, определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Гл.1 Сущность цены и ценообразования…………………………………………...5
1.1 Понятие ценообразования и его цель…………………………………………..5
1.2 Виды и функции цены………………………………………………………….6
Гл.2 Ценовая политика предприятия……………………………………………...11
2.1 Цели ценовой политики………………………………………………………..11
2.2 Стратегии ценообразования…………………………………………………...14
Гл. 3 Методы ценообразования…………………………………………………....17
3.1 Затратные методы ценообразования………………..........................................17
3.2 Рыночные методы определения цен………………………………………......24
3.3 Эконометрические методы определения цен………………………………...27
3.4 Факторы, влияющие на установление цены………………………………….29
3.5 Схема расчета цены…………………………………………………………….33
Заключение ………………………………………………………………………….40
Библиографический список………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономтеории.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

    Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного  фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а  также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

    Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

    Функция цены как средства рационального  размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

    Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё.

    Также цены выполняют социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь.

    Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования.  
 
 

ГЛ. 2 ЦЕНОВАЯ  ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Цели ценовой политики

    Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых придерживается фирма при установлении цен.

    Ценовая политика многих предприятий состоит  в том, чтобы покрыть издержки и получить определенную прибыль. Отдельные  предприятия пытаются продать товар  как можно дороже. Подобная практика свидетельствует об отсутствии необходимого опыта и знаний в области ценообразования. Поэтому для фирмы важно изучить  отдельные варианты ценовой политики, оценивать их особенности, условия, сферы, преимущества и недостатки использования.

    Основными целями ценовой политики любого предприятия  являются следующие:

1. Обеспечение  существования фирмы на рынках.

    Проблемы  могут возникнуть из-за конкуренции  или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий  и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены  устанавливать низкие цены в надежде  на благожелательную ответную реакцию  потребителей. При этом прибыль может  терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.

     2. Максимизация прибыли.

    Многие  предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные  издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая  принесет в краткосрочном периоде  максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные  ожидания и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства.

     3. Максимальное расширение оборота.

    Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт  производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции  издержек. Здесь же важно оценить  спрос. Реализовать данную цель можно  посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

     4. Оптимальное увеличение сбыта.

    Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта  приведет к снижению издержек на единицу  продукции и к увеличению прибыли. Исходя из возможностей рынка устанавливают  цену как можно ниже, что именуется  «ценовая политика наступления на рынок». Фирма снижает цены на свою продукцию  до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и  на этой основе может и дальше снижать  цены. Но такая политика приносит успех  только если чувствительность рынка  к ценам велика, если реально уменьшить  издержки производства и распределения  в результате расширения объемов  производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в  сторону.

     5. «Снятие сливок» благодаря установлению  высоких цен.

    Фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную  цену благодаря сравнительным преимуществам  новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

     6. Лидерство в качестве.

    Фирма, которая способна закрепить за собой  такую репутацию, устанавливает  высокую цену, чтобы покрыть большие  издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого  затратами.  

Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной  цене, между ними может быть разное соотношение, однако, в совокупности все они служат достижению общей  цели- долгосрочной максимизации прибыли . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Стратегии ценообразования

    Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать.

    Разработка  самостоятельной ценовой стратегии  – постоянно воспроизводимый  процесс. Ценовая стратегия должна проверяться на основе фактически достигнутых  результатов и при необходимости  корректироваться.

     Процесс  разработки ценовой стратегии состоит  из 3-х этапов :

    1. Сбор исходной информации
    2. Стратегический анализ
    3. Формирование ценовой стратегии

    В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие  ценовые стратегии предприятия:

    1) Стратегия «снятия сливок» - установление  максимально высокой цены, в расчете  на потребителя готового купить  этот товар по данной цене. Цель: привлечь покупателя → получение  прибыли → снижение цены на  товар → покупатели, покупавшие  товар по высокой цене разумеется  будут покупать его и по  более низкой.

    2) Стратегия «проникновения» («внедрения»)  на рынок.

    Установление  значительно более низкой цены, чем  цены на аналогичные товары конкурентов. При эластичном спросе, но могут  применять только предприятия-доминанты (имеющие 70% и более объемы на рынке).

    3) Стратегия психологической цены. Основана на особенностях ценовосприятия  покупателя, учитывает психологию  покупателя и заключается в  том, что цена устанавливается  ниже круглой суммы (например, 3999 руб.).

    4) Стратегия следования за лидером  в отрасли или на рынке. Предполагается, что цена на товар устанавливается  исходя из цены, предполагаемой  главным конкурентом.

    5) Нейтральная стратегия ценообразования.  Обычно используется при определении  цены на новую продукцию. Обычно  по схеме «Издержки + Прибыль». Приносит прибыль около 15%.

    6) Стратегия установления престижной  цены на товары очень высокого  качества, обладающие уникальными  свойствами.

    7) Стратегия скользящей цены на  товары массового спроса. Цена  относительно стабильна, изменяется  очень медленно, по мере насыщения  рынка. Чем больше объем производства, тем дольше держится цена или  даже может снижаться.

    8) Долговременная цена на товары  массового спроса. Держится долгое  время, слабо подвержена изменениям.

    9) Цены потребительского сегмента  рынка. На одни и те же  товары или услуги, которые реализуются  различным социальным группам  населения устанавливаются разные  цены.

    10) Стратегия гибкой цены. Основана  на ценах, которые быстро реагируют  на изменение соотношения спроса  и предложения на рынке (например, продажа цветов, свежей рыбы).

    11) Стратегия преимущественной цены  предусматривает определенное снижение  цены на товары, производимые  предприятием - доминантам. Используется, когда нужно воспрепятствовать  внедрению новых конкурентов  на рынков, заставить их платить  большую цену за вхождение  на рынок.

    12) Стратегия на установление цены  на товар, выпуск которого прекращен.  Предполагает не распродажу по  сниженным ценам, а ориентацию  на покупателей, нуждающихся именно  в этом товаре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛ.3 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

3.1 Затратные методы ценообразования

    Затратные методы ценообразования  предполагают расчет цены продажи  продукции путем  прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним  можно отнести следующие методы:

     1) метод полных издержек;

     2) метод прямых затрат;

     3) метод предельных издержек;

     4) метод на основе анализа безубыточности;

     5) метод учета рентабельности инвестиций;

     6) метод надбавки к цене.

    1) Суть метода, основанного на определении  полных издержек (метод «издержки  плюс»), состоит в суммировании  совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает  получить .

    Если  предприятие отталкивается от определенного  процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен  по следующей  формуле:

Р = С (1+ R/100),         где  Р —  продажная цена;

     С — полные издержки на единицу продукции;

     R  — ожидаемая (нормативная) рентабельность.

    Любой метод отнесения на себестоимость  товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами  по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

    В связи с этим на практике используются различные способы распределения  постоянных затрат:

     - пропорционально заработной плате  производственных рабочих;

     - пропорционально затратам на  материалы;

     - пропорционально переменным издержкам.

    Предположим, фирма производит три вида товаров. Данные о количестве производимых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в таблице 3.1.

     Таблица 3.14

     
     
    Товар А Товар Б Товар В ВСЕГО
     
    1. Количество единиц
    10 000 20 000 5000 35 000
     
    2. Переменные издержки — всего:
    20 100 42 000 20 500 82 600
     
    - на зарплату производственных  рабочих
    3500 8000 12 000 23 500
     
    - на материалы
    16 600 34 000 8500 59 100
     
    3. Общие постоянные издержки
          55 000
    4. Распределение  постоянных издержек между товарами:        
    4.1. Пропорционально  зарплате производственных рабочих 892 18 723 28 085 55 000
    4.2. Пропорционально  затратам на материалы 15 448 31 641 7911 55 000
    4.3. Пропорционально  переменным издержкам 13 384 27 966 13 650 55 000
    5. Общая  себестоимость при распределении  постоянных издержек:        
     
    - по способу 4.1
    28 292 60 723 48 585  
    - по  способу 4.2 35 548 73 641 28 411  
     
    - по способу 4.3
    33 484 69 966 34 150  

Информация о работе Определение цен предприятиями. Методы и стратегии ценообразования