Оценка социально-экономической эффективности образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5
1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5
1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6
1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8
Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22
2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Анализ экономической эфффективности социальной политики РФ1.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

В целях  улучшения качества предоставляемых  образовательных услуг по сравнению с началом 2007 года существенно возросло количество образовательных учреждений повышенного уровня.

Рисунок 7 - Число гимназий и лицеев

      В составе гимназий появилось бывшая общеобразовательная школа № 65, в составе лицеев лицей № 90, появилось новое учреждение образования – СОШ № 91 с этнокультурным компонентом.

      Ликвидирован Центр образования ОБЖ в Засвияжском районе, УПК Ленинского района, закрыта СОШ № 77 (начался процесс её ликвидации).

      На 01.01.2008г. в г. Ульяновске работает 129 дошкольных образовательных учреждений на 16469 мест, в том числе 118 – муниципальных (включая Кувшиновскую НОШ-ДС и Прогимназию № 200), кроме того, 1 детский сад (№ 106) на капитальном ремонте. В данных учреждениях воспитывается 18119 детей, в том числе 17210 детей в муниципальных детских садах. Из общего числа муниципальных дошкольных образовательных учреждений – 35 центров развития ребенка, 16 – ДОУ компенсирующего вида. Образовательную деятельность в дошкольных учреждениях города осуществляют 2665 педагогов, в том числе 2525 – в муниципальных дошкольных учреждениях.

       В г. Ульяновске на 01.01.2008г. 36650 детей от 0 до 7 лет, в том числе 25816 детей в возрасте от 2 до 7 лет, т.е. возраста посещения дошкольных образовательных учреждений. Учитывая, что дошкольные образовательные учреждения всех форм собственности посещают 18119 детей, % обеспеченности дошкольными учреждениями детей от 2 до 7 лет составляет 70,2%, из них муниципальные ДОУ посещают 66,7% детей. Таким образом, около 30% детей от 2 до 7 лет не обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Кроме того, в имеющихся муниципальных дошкольных учреждениях значительная переукомплектованность, т.к. детские сады, рассчитанные на 15380 мест, посещают 17210 детей, таким образом, процент переукомплектованности составляет по городу 11,9%, в том числе, по районам:

по Ленинскому – 23,3%;

по Железнодорожному – 5,3%;

по Засвияжскому – 18,6%;

по Заволжскому  – 4,2%.

      Число муниципальных дошкольных образовательных учреждений выросло со 111 до 118, в муниципальную собственность переданы детские сады от механического завода:

Рисунок 8 – Динамика муниципальных дошкольных учреждений

Очередь на 01.09.2008г. составляет по районам:

  • по Ленинскому – 1727 человек, в т.ч. 2-6 лет – 1179 человек;
  • по Железнодорожному – 596 человек, в т.ч. 2-6 лет – 408 человек;
  • по Засвияжскому – 2651 человек, в т.ч. 2-6 лет – 1745 человек;
  • по Заволжскому – 1852 человека, в т.ч. 2-6 лет – 1141 человек.

      Таким образом, по городу очередь по окончании комплектования 2006г. составляет 6826 человек, в т.ч. 2-6 лет – 4473 человека.

      Мэрией г. Ульяновска и муниципальными органами управления образованием принимаются меры по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений за счет передачи ведомственных ДОУ на муниципальные бюджеты. За период с 2000г. по 2006г. доля муниципальных дошкольных учреждений увеличилась с 75 до 118, т.е. практически на 57,3%

      Прошли аттестацию и государственную аккредитацию 92 МДОУ – 78%.

      Однако, несмотря на планомерное развитие, в системе дошкольного образования существует ряд проблем социально – экономического характера, относящихся к компетенции органов местного самоуправления и требующих своего решения.

1. Недостаточный  охват детей дошкольным образованием, причиной которого стало повсеместное закрытие дошкольных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении промышленных предприятий и иных организаций г. Ульяновска. Очередь увеличилась с 2926 человек на 01.01.2006г. до 6955 человек на 01.01.2008г.

Рисунок 13  - Очередность в ДОУ на 01.01.2008 г4.

2. Изношенность  материально – технической базы  учреждений дошкольного образования.  Нуждаются в капитальном ремонте  45% зданий детских садов.   Износ технологического оборудования в прачечных и на пищеблоках составляет 65-70%;

3. Аварийное  состояние бассейнов в МДОУ;

4. Отсутствие  или аварийное состояние прогулочных  веранд;

5. Недостаточная  обеспеченность компьютерами, что  будет являться препятствием  при переходе детских садов на ведение самостоятельной финансово – хозяйственной деятельности;

6. Недостаточное  финансирование ДОУ на проведение  текущих и капитальных ремонтов  зданий ДОУ;

7. Недостаточное  финансирование ДОУ на приобретение  мягкого и твердого инвентаря, посуды, моющих средств, игрушек и канцтоваров, спортивного инвентаря.

      В соответствии с Программой модернизации российского образования стратегическими направлениями развития являются:

1. Обеспечение  доступности дошкольного образования  за счет открытия дополнительных групп в помещениях, используемых под дополнительное образование в действующих детских садах, возвращение зданий, бывших детских садов, переданных ранее под иную деятельность, строительство новых дошкольных образовательных учреждений;

2. Открытие  групп кратковременного пребывания  детей в МДОУ;

3. Переход  муниципальных дошкольных образовательных  учреждений на нормативно –  бюджетное финансирование и на  ведение самостоятельной финансово  – хозяйственной деятельности, что  позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на содержание МДОУ;

4. Обеспечение  условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья воспитанников,  внедрение здоровьесберегающих  технологий;

5. Обеспечение  законности ведения образовательного  процесса посредством лицензирования и аттестации МДОУ;

6. Аттестация  и аккредитация 100% МДОУ;

7. Повышение  экономической эффективности функционирования  системы дошкольного образования  города;

8. Привлечение  внебюджетных средств за счет  развития шефской помощи, организация попечительских советов, развитие системы оказания платных дополнительных образовательных услуг;

9. Развитие  материально – технической базы  МДОУ, необходимой для функционирования, активного обновления и развития  системы дошкольного образования  города;

10. Материальное  стимулирование работников системы  дошкольного образования города, особенно младшего обслуживающего  персонала, оказание им социальной  поддержки.

      В течение 2008 года Управлением образования мэрии г. Ульяновска проводилась работа по разработке и реализации городских целевых программ и участию в федеральных целевых программах.

      Ульяновской Городской Думой на 2008 год были приняты 3 целевые программы по отрасли «Образование»: «Здоровый школьник», «Обеспечение пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях в 2008г.», «Создание единого информационного пространства муниципальных образовательных учреждений в 2007-2008 годах».

Таблица 6 – Перечень городских целевых  программ

№ 
п/п
Наименование  городской целевой  программы Период  действия программы Профинансировано  в 2006г. (тыс. руб.)
1. Городская целевая программа «Создание  единого информационного пространства муниципальных образовательных  учреждений» 2007-2008 годы 3000,0
2. Городская целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений г. Ульяновска» 2008 год 9000,0
3. Городская целевая программа «Здоровые  дети» 2008-2010 годы 750,0

       Все целевые программы успешно реализованы в соответствии с планами мероприятий, в рамках выделенных средств.

      В 2008 году Управлением образования мэрии была направлена бюджетная заявка на соучастие в федеральных целевых программах: «Программа развития образования на 2008 - 2012 годы» и «Дети России на 2003-2006 гг.». В рамках ФЦП «Одарённые дети» Лицею № 90 была поставлена АРМ Дизайн-студия на сумму 240 тыс. руб.

      Управлением образования разработаны городские целевые программы на 2009 год, которые приняты Ульяновской городской Думой, и на которые определены следующие лимиты финансирования:

Таблица 7 – Финансирование городских целевых программ5

№ п/п Наименование  городской целевой  программы Период  действия программы Лимиты  финансирования в 2007 г. (тыс. руб.)
1. Городская целевая программа «Создание  единого информационного пространства муниципальных образовательных учреждений» 2007-2008 гг. 4000,0
2. Городская целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности образовательных  учреждений г. Ульяновска» 2008 г. 12000,0
3. Городская целевая программа «Здоровые  дети» 2007-2009 гг. 750,0
4. Городская целевая программа «Развитие доступного дошкольного образования в г. Ульяновске на 2009-2011 годы» 2009-2011 гг. 10000,0

      В департамент образования была направлена бюджетная заявка на соучастие в федеральных целевых программах в 2009 году: «Программа развития образования на 2008 - 2012 годы» и «Дети России» на сумму 44,6 млн. руб., в том числе по мероприятиям и объёмам финансирования:

      В рамках подготовки к отопительному сезону во всех ОУ г. Ульяновска своевременно проведена промывка и опрессовка систем теплоснабжения. С 01.10.2008г. по 10.10.2008 г. произведён пуск тепла всем учреждениям образования.

      Стоимость питания для детей из малообеспеченных семей составляет 25 руб. в день. Из городского бюджета на питание детей из малообеспеченных семей с сентября по ноябрь выделено 22,5 тыс. руб. 
 

3.3. Направления  совершенствования управления дошкольного  образования Ульяновской области 

В настоящее время приоритетными задачами в сфере образования в 2009 году являются6:

  • 1. Дальнейшая реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования.
  • 2. Оптимизация сети образовательных учреждений. Перепрофилирование ОУ под МДОУ и т.п.
  • 3. Продолжение мероприятий по переводу муниципальной системы образования на нормативно-бюджетное финансирование и повышение эффективности расходования бюджетных средств на содержание образовательных учреждений в соответствии со ст. 41 ФЗ от 13.01.1996г., № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании».
  • 4. Переход на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
  • 5. Проведение государственной аттестации общеобразовательных учреждений.
  • 6. Подготовка к переходу на профильное обучение на старшей ступени образования.
  • 7. Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий.
  • 8. Совершенствование системы программно-целевого управления развитием образования города.
  • Продолжение реализации городских целевых программ по направлениям:
    • «Создание единого информационного пространства муниципальных образовательных учреждений».
    • «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений г. Ульяновска».
    • «Развитие физической культуры и школьного спорта».
    • «Энергосбережение».
    • «Одаренные дети».
    • «Здоровье школьников».
    • «Социально-экономическое развитие системы образования до 2012г.».
    • «Развитие образования до 2012г.»
  • 10. Укрепление материально-технической базы.
  • 11. Пополнение доходной части бюджета за счет оказания платных образовательных услуг.

Информация о работе Оценка социально-экономической эффективности образования