Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5
1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5
1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6
1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8
Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22
2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35
С целью обеспечения доступности дошкольного образования в области продолжается работа по развитию вариативного дошкольного образования. Развивается сеть дошкольных групп на основе кратковременного пребывания, в сельской местности проводится работа по открытию дошкольных групп в общеобразовательных школах. В настоящее время дошкольные группы функционируют в 46 общеобразовательных школах.
Все это
позволило повысить охват детей
дошкольным образованием до 54% (на начало
2008 года)3.
Таблица 4 - Динамика охвата детей дошкольным образованием
|
В городах и поселках охват детей дошкольным
образованием возрос до 60,3%, в сельской
местности – до 31%. Высокий процент охвата
детей дошкольным образованием в г. Димитровграде
(72%), г. Ульяновске (68,2%), Радищевском (57%),
Новоспасском (54%). Низкий – в Барышском
(16%), Кузоватовском (24%), Новомалыклинском
(29%).
Таблица 5 - Динамика численности детей, состоящих на учете для определения в ДОУ (с учетом ведомственных ДОУ)
|
Особую
актуальность приобретает работа по
развитию предшкольного образования
детей с целью обеспечения
равных стартовых возможностей детей
5-6 лет и успешности их дальнейшего
обучения. С целью развития предшкольного
образования в Ульяновской
Задачи системы общего образования на 2007 год:
1. Утверждение целевой программы развития системы предшкольного образования, обеспечение предоставления равных стартовых возможностей для получения начального образования независимо от места проживания ребенка путем развития форм предшкольного образования, расширения вариативных форм дошкольного образования. Участие в федеральном эксперименте по предшкольному образованию.
2. Проведение процедур оптимизации сети общеобразовательных учреждений, реструктуризации школ, расположенных в сельской местности при сохранении условий обеспечения доступности всех ступеней общего образования.
3. Дальнейшее развитие предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов и введение профильного обучения в старших классах.
4. Внедрение новых форм проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по алгебре и русскому языку (малые ЕГЭ).
5. Решение вопросов по созданию условий для расширения единого государственного экзамена, проведения качественного мониторинга проведения ЕГЭ на всех его этапах для совершенствования управления качеством образования.
6. Участие в программах Рособразования по подготовке выпускников к ЕГЭ, подготовке экспертов для проведения ЕГЭ.
7. Поддержка развития национально-этнического образования.
8. Совершенствование системы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Воспитание и дополнительное образование детей
По состоянию на 1 января 2008 года в области насчитывается 97 образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе государственных – 9, муниципальных – 88.
Таблица 6 - Структура учреждений дополнительного образования
|
Задачи системы воспитания и дополнительного образования на 2008 год:
1. Внедрение современных педагогических технологий в воспитании. 2. Создание системы мониторинга развития дополнительного образования детей и организации воспитательного пространства.
3. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
4. Поддержка детского молодежного общественного движения и развития ученического самоуправления в общеобразовательных школах.
5. Поддержка талантливых школьников.
6. Поддержка классных руководителей.
7. Развитие системы профилактики негативных проявлений в школьной среде.
Доля отрасли «Образование» в консолидированном бюджете области в 2007 году составила 26,89%. На содержание образовательных учреждений области в течение года из областного и муниципальных бюджетов выделены средства в размере 3182,4 млн. руб., в том числе из областного бюджета 1747,0 млн. руб., из них в виде субвенций на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями государственного стандарта общего образования – 1205,1 млн. рублей.
В текущем году работникам учреждений бюджетной сферы дважды произведено повышение тарифных ставок (окладов): с 01.01.2008 – на 20%, с 01.09.2008 – еще на 11%. Несмотря на довольно сложное экономическое положение в области работникам образовательных учреждений своевременно производилась выплата заработной платы и компенсации за книгоиздательскую продукцию.
За 12 месяцев 2007 г. учреждениям Департамента образования Ульяновской области выделено 541888,3 тыс. руб., что составило 88 % от утвержденных бюджетных ассигнований – 615763,1 тыс. руб.
Фактическое финансирование по оплате труда и начислениям за 2007 г. работникам подведомственных учреждений образования выделено в полном объеме и составило – 327728,7 тыс. руб. Задолженности по данной статье расходов в областных подведомственных учреждениях за 2007 год нет.
По состоянию на 31.12.2005 года стипендия учащимся и компенсация на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выплачены полностью и своевременно, что составляет соответственно 30313 тыс. руб. и 15119,3 тыс. рублей.
Кроме того, на оплату расходов за коммунальные услуги выделено 57969,2 тыс. руб., что на 15497,5 тыс. руб. больше, чем в 2006 году.
Выплата компенсации по оплате льгот за коммунальные услуги педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, произведена в сумме 950,9 тыс. рублей. Денежные средства на погашение задолженности прошлых лет по данной статье расходов в 2006-2007 учебном году не выделялись. На 01.01.08 г. долг составляет 3505,6 тыс. рублей.
В полном объеме выделялись средства на текущие платежи по выплате компенсаций за книгоиздательскую продукцию в сумме 5442,3 тыс. руб., из них 1540,0 тыс. руб. на оплату по решениям судебных приставов. Однако остро стоит проблема по выплате задолженности педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию. По состоянию на 01.01.08 г. данная задолженность составляет 10978,5 тыс. рублей.
На организацию летнего оздоровительного отдыха детей из областного бюджета были выделены денежные средства в общей сумме 6368,5 тыс. рублей.
Для организации подвоза школьников в сельской местности из областного бюджета выделены средства в размере 9,044 млн. руб. на приобретение 17 специализированных автобусов.
С целью снижения бюджетных расходов по оплате тепло и энергоресурсов в 16 областных учреждениях образования установлены приборы учета тепла и горячего водоснабжения, в трех учреждениях завершен перевод котельных на газ. Предполагаемая экономия в следующем году составит около 4,0 млн. рублей.
За счет средств, выделяемых из областного бюджета в виде субвенций, муниципальные общеобразовательные учреждения имели возможность частичного обеспечения образовательного процесса наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнения библиотечного фонда. На эти цели направлены средства в размере 22,69 млн. рублей.
Получены денежные средства из федерального бюджета на приобретение спортивного инвентаря для общеобразовательных учреждений области в сумме 3360,0 тыс. рублей.
В целях реализации в 2007 году проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы Российской Федерации» в рамках направления «Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2003 – 2007 годы)» Ульяновской области выделено 14 комплектов компьютерного оборудования.
По программе безопасности образовательных учреждений оплачены работы по установке автоматических пожарных сигнализаций, приобретены средства тушения пожара на общую сумму 2297,0 тыс. рублей.
В 2007 году было заключено соглашение между Администрацией Ульяновской области и ОАО Нефтегазовой Компанией «РуссНефть», в рамках которого образовательным учреждениям области выделены денежные средства в общей сумме 12740,0 тыс. руб., в том числе для проведения работ по капитальному ремонту – 9610,0 тыс. руб. и приобретения комплектов мебели – 3130,0 тыс. рублей.
Основные задачи по материально-техническому обеспечению на 2009 год:
1. Своевременное проведение конкурсов по отбору поставщиков для нужд учреждений образования области и заключение государственных контрактов (договоров).
2. Своевременное заключение договоров на поставку услуг естественных монополий.
3. Завершение реализации Программы «Энергосбережение» по установке приборов учёта потребления энергоресурсов.
4. Дальнейшая
реализация мероприятий по Программе
«Школьный автобус» по подвозу учащихся
к местам обучения.
3.2. Перечень
основных недостатков
В 2008 г. деятельность Управления образования мэрии города Ульяновска была направлена на осуществление государственной и муниципальной политики в сфере образования, обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на образование и решение ряда задач по обеспечению функционирования и развития городской системы образования.
250 Муниципальных образовательных учреждений, из них:
Рисунок
3 - Сеть образовательных учреждений
г. Ульяновска
Рисунок
4 - Структура общеобразовательных учреждений
г. Ульяновска
Рисунок
5 - Структура дошкольных образовательных
учреждений
Рисунок
6 - Структура учреждений дополнительного
образования
По сравнению
с 2006-2007 учебным годом количество обучающихся
в общеобразовательных учреждениях сократилось
на 5 286 человек.
Информация о работе Оценка социально-экономической эффективности образования