Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5
1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5
1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6
1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8
Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22
2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35
- акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.
Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.
Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня. Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.
Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.
Поддержка культуры будет являться одним из приоритетных направлений государственной политики. Основными задачами государственной, культурной политики на период до 2012 года являются[17, с. 22]:
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций, отечественной кинематографии, содействие развитию архивного дела, информационных технологий электронных и печатных средств массовой информации;
- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов;
- развитие профессионального и самодеятельного искусства народов России внутри страны и продвижение лучших образцов за рубеж;
Для достижения поставленных целей, сохраняя гарантированную поддержку государством развития культуры, намечается продолжить реформирование организационно-хозяйственного механизма отрасли. Реформы будут направлены на улучшение материально-технической базы организаций культуры и искусства, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и их эффективное использование; обеспечение равных возможностей для населения различных регионов страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, совершенствование диалога культур в многонациональном государстве; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства; создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства.
Продолжится работа по созданию общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда.
Реформирование отечественной кинематографии
будет осуществляться посредством структурной
реорганизации государственного сектора
и активизации рыночных механизмов взаимодействия
сферы производства, проката и показа
киновидеопродукции.
Глава
2. Оценка социально-экономической
эффективности образования
и совершенствования
управления, на примере
дошкольного образования
Ульяновской области
3.1. Оценка
социально-экономической
По состоянию на 01.10.2008 года в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования области, работают 22799 педагогических работников. По сравнению с 2004 годом общая численность педагогических работников сократилась на 1827 человек, в том числе в общеобразовательных школах – на 987 человек1.
Рисунок
1 - Образовательный уровень педагогических
кадров
Рисунок 2 - Квалификационная характеристика педагогических кадров
Органами управления образованием проведена работа по моральному поощрению работников отрасли. В 2007 году к государственным и отраслевым наградам представлен 471 работник образования.
В 2007 году в областном конкурсе «Учитель года» приняли участие 25 человек. Впервые учитель математики многопрофильного лицея № 11 г. Ульяновска Ломакина Ирина Владимировна стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России-2005».
Новые идеи, уникальный педагогический опыт распространяется членами творческого объединения конкурсантов различных лет клуба «Учитель года».
Для удовлетворения потребности сельских образовательных учреждений в специалистах сохранен целевой набор в Ульяновском государственном педагогическом университете. В 2007 году по целевому набору в УлГПУ зачислено 255 человек (в 2006 году – 231 чел.), в том числе 35 медалистов.
30 августа 2005 года впервые в области был проведен слет молодых учителей. Создан областной Совет молодых специалистов.
Принимаются меры по социальной поддержке молодых специалистов: в 15 районах молодым специалистам повышены разряды оплаты труда, в 7 районах установлены доплаты и надбавки к их должностным окладам.
По причине демографической ситуации в области продолжает сокращаться сеть общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего общего образования:
Таблица
1 – Структура образовательных учреждений
Ульяновской области2
|
Контингент обучающихся дневных общеобразовательных учреждений за этот же период сократился на 27098 человек.
Таблица 2 - Динамика изменения «средней наполняемости» школ по области:
|
В 2007 году муниципальными органами управления образованием была продолжена работа по реструктуризации школ, расположенных в сельской местности за счет закрытия сельских начальных, реорганизации основных и средних школ, создания филиалов средних школ. На 01.09.2007 года по области были закрыты 34 школы, реорганизовано 8 школ. Наиболее активно изменения сети общеобразовательных учреждений в рамках реструктуризации проходили в Мелекесском, Кузоватовском, Сурском, Майнском, Ульяновском и Барышском районах.
В процессе реструктуризации разрабатываются инновационные модели сельских образовательных учреждений (школа - социокультурный центр села, филиал средней школы, комплекс «школа-детский сад»).
В городе Ульяновске в 2007 году статус лицея приобрела школа № 11, из состава МОУ СОШ № 68 сформировано новое общеобразовательное учреждение – авторский лицей № 90 А.Р. Эдварса. На конец года 74 общеобразовательных учреждения области реализуют образовательные программы повышенного уровня.
Таблица 3 - Динамика введения профильного обучения в школах области
|
В 2007-2008 учебном году начата работа по переходу общеобразовательных учреждений на работу по новому региональному базисному учебному плану. Переход на новый региональный план осуществлен в 205 школах 24 муниципальных образований области.
В 2007 г. учебный год завершился для 149033 обучающихся дневных общеобразовательных учреждений. 19866 выпускников 9 класса получили аттестаты об основном образовании, из которых 847 – особого образца. Аттестаты о среднем (полном) общем образовании получили 14349 выпускников 11 классов, в том числе 208 чел. награждены золотой медалью и 537 выпускников – серебряной медалью «За особые успехи в учении».
В 2007-2008 учебном году Ульяновская область продолжила участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.
В едином государственном экзамене по химии приняли участие 361 чел. (2,5% от количества всех выпускников области), в ЕГЭ по физике – 1268 чел. (8,8%). Средний балл (по 5-балльной шкале) составил 3,2 по химии и 3,5 по физике.
По согласованию с Советом ректоров ВУЗов в 2008 году Ульяновская область продолжит участие в эксперименте по введению ЕГЭ с сохранением схемы 2007 года (физика и химия). В течение года предстоит создать условия для расширения схемы участия в эксперименте 2007-2008 года и обеспечения к 2009 году перевода ЕГЭ в штатный режим.
В 2007 году проведена аттестация общеобразовательных учреждений области на обновленной нормативной правовой основе. Анализ материалов аттестационных экспертиз показал, что у 70% аттестованных ОУ состояние нормативной правовой обеспеченности образовательной деятельности оценено как «соответствующее в основном государственным требованиям», и лишь у 30% - как «соответствующее государственным требованиям». Серьезные замечания сделаны по состоянию Уставов ОУ, качеству локальных актов, регламентирующих основные направления деятельности ОУ.
Деятельность Департамента образования Ульяновской области, муниципальных органов управления образованием в сфере дошкольного образования в 2005 году была направлена на сохранение имеющейся сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, повышения его качества, осуществление преемственности дошкольного и начального звеньев системы общего образования.
Система дошкольного образования Ульяновской области на 01.01.2008 года насчитывала 427 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 8 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Информация о работе Оценка социально-экономической эффективности образования