Оценка социально-экономической эффективности образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5
1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5
1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6
1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8
Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22
2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Анализ экономической эфффективности социальной политики РФ1.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5

1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5

1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6

1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8

Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12

2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12

2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22

2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30

Заключение.............................................................................................................33

Список литературы................................................................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности качественного образования, медицинского и социального обслуживания, чем и обусловлена актуальность данной темы исследования.

      Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

- широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

- неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

- недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

      Таким образом, проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические условия, повышающие  
эффективность функционирования и развития системы дошкольного образования. Проблема нашего исследования может быть отнесена в полной мере и к поисковым проблемам, при разрешении которых преобладают механизмы приобретения знаний, и к управленческим, при разрешении которых используются приобретенные знания и имеющийся, опыт.

      Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.

      Задачи:

- рассмотреть  социальную политику РФ в теоретическом аспекте;

- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;  
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.

      Объект исследования: региональная система дошкольного образования.  
      Предмет исследования: пути стимулирования процессов функционирования и развития региональной системы дошкольного образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные направления социальной политики РФ 

1.1. Стабилизация демографической ситуации 

      Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами Правительства в области демографической политики являются[7, с. 13]:

- разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, и региональных особенностей демографических процессов;

- разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе, увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка, в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики, и лечения социально значимых заболеваний;

- разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест, с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей, в улучшении условий и охраны труда;

- разработка и реализация мер, по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

      Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики, будет иметь Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации. В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать - обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе[7, с. 45]:

- поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

- содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

- учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи, со стороны государства (безвозмездные субсидии, на приобретение жилья и т. п.).  

1.2. Политика в сфере образования 

      Реализация политики в сфере образования на период до 2012 года будет строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

      Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области в 2008-2010 годах, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.

      Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.

      При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются[5, с. 33]:

- содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

- развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;

- повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует:

обновления  содержания и структуры профессионального  обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий;

- расширения подготовки кадров высшей квалификации.

      В целях обновления содержания образования, повышения его качества необходимо решить следующие задачи[12, с. 40]:

1. Устранить  перегруженность учебных планов  предметами и сведениями, которые  не являются фундаментом для  новых знаний.

2. Пересмотреть  методы обучения, существенно расширив  долю тех из них, которые  формируют навыки анализа информации, самообучения. Увеличить долю открытого образования.

3. Восстановить  и укрепить связи профессионального  образования с практикой и  научными исследованиями.

4. Повысить  стандарты и качество преподавания  социальных наук и в первую  очередь экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии, иностранных языков.

5. Осуществить  переход на сопоставимую с  мировой практикой систему статистики  и показателей качества образования.

6. Расширить  участие общества в управлении  образованием путем создания:

попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;

условий для стимулирования различных форм самоорганизации населения и  хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддержки образования (образовательных учреждений, организаций);

системы поддержки профессиональных сообществ  в сфере образования.

7. Обеспечить  полную и последовательную реализацию  правового статуса учебного заведения, заложенного в законе об образовании.  

1.3. Политика в области науки и культуры 

      Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки. Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

      Реформирование научно-технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно[13, с. 43]:

- объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

- обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

- передать часть научных организаций в ведение регионов;

Информация о работе Оценка социально-экономической эффективности образования