Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ эффективности социальной политики РФ в аспекте системы дошкольного образования, выделение основных проблем и перспектив ее развития.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Основные направления социальной политики РФ................................5
1.1. Стабилизация демографической ситуации....................................................5
1.2. Политика в сфере образования.......................................................................6
1.3. Политика в области науки и культуры...........................................................8
Глава 2. Оценка социально-экономической эффективности образования и совершенствования управления, на примере дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................12
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности региональной системы образования.........................................22
2.3. Направления совершенствования управления дошкольного образования Ульяновской области............................................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35
Оглавление
Введение......................
Глава
1. Основные направления социальной политики
РФ............................
1.1. Стабилизация
демографической ситуации......................
1.2. Политика
в сфере образования...................
1.3. Политика
в области науки и культуры......................
Глава 2.
Оценка социально-экономической эффективности
образования и совершенствования управления,
на примере дошкольного образования Ульяновской
области.......................
2.1. Оценка социально-экономической эффективности образования..............12
2.2. Перечень основных
недостатков социально-экономической
эффективности региональной системы образования...................
2.3. Направления
совершенствования управления дошкольного
образования Ульяновской области.......................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности качественного образования, медицинского и социального обслуживания, чем и обусловлена актуальность данной темы исследования.
Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:
- широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;
- неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;
- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;
- недофинансирование организаций социально-культурной сферы.
Таким образом, проблема может быть
сформулирована следующим образом: каковы
организационно-педагогические условия,
повышающие
эффективность функционирования и развития
системы дошкольного образования. Проблема
нашего исследования может быть отнесена
в полной мере и к поисковым проблемам,
при разрешении которых преобладают механизмы
приобретения знаний, и к управленческим,
при разрешении которых используются
приобретенные знания и имеющийся, опыт.
Задачи:
- рассмотреть социальную политику РФ в теоретическом аспекте;
- выявить
и обосновать совокупность организационно-педагогических
условий повышения эффективности системы
дошкольного образования;
- показать и апробировать пути реализации
организационно-педагогических условий
повышения эффективности системы дошкольного
образования на региональном уровне.
Объект исследования: региональная
система дошкольного образования.
Предмет исследования:
пути стимулирования процессов функционирования
и развития региональной системы дошкольного
образования.
Глава
1. Основные направления
социальной политики
РФ
1.1. Стабилизация
демографической ситуации
Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами Правительства в области демографической политики являются[7, с. 13]:
- разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, и региональных особенностей демографических процессов;
- разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе, увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка, в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики, и лечения социально значимых заболеваний;
- разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест, с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей, в улучшении условий и охраны труда;
- разработка и реализация мер, по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;
- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).
Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики, будет иметь Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации. В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать - обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе[7, с. 45]:
- поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;
- содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;
- учет
количества детей в семье, нуждающейся
в улучшении жилищных условий, при определении
размера помощи, со стороны государства
(безвозмездные субсидии, на приобретение
жилья и т. п.).
1.2. Политика
в сфере образования
Реализация политики в сфере образования на период до 2012 года будет строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области в 2008-2010 годах, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.
Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.
При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются[5, с. 33]:
- содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;
- развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;
- повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует:
обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий;
- расширения подготовки кадров высшей квалификации.
В целях обновления содержания образования, повышения его качества необходимо решить следующие задачи[12, с. 40]:
1. Устранить
перегруженность учебных
2. Пересмотреть
методы обучения, существенно расширив
долю тех из них, которые
формируют навыки анализа
3. Восстановить
и укрепить связи
4. Повысить
стандарты и качество
5. Осуществить
переход на сопоставимую с
мировой практикой систему
6. Расширить участие общества в управлении образованием путем создания:
попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;
условий для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддержки образования (образовательных учреждений, организаций);
системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.
7. Обеспечить
полную и последовательную
1.3. Политика
в области науки и культуры
Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки. Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.
Реформирование научно-технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно[13, с. 43]:
- объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;
- обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;
- передать часть научных организаций в ведение регионов;
Информация о работе Оценка социально-экономической эффективности образования