Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В такой науке, как экономика остаётся немало не исследованного. Однако трудно привести другой пример, в котором объёмы экономического явления и степень его изученности были бы столь несопоставимы. Это проблема теневой экономики, охватывающая все без исключения сферы общества.
Теневая экономика представляет собой трудный для исследования предмет. Её легко определить, но невозможно измерить, так как все получаемые данные являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Актуальность проблем данной курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава I. Определение и сущность теневой экономики. ………………………..4
1.1 Понятие теневой экономики. ………………………………………... 4
1.2 Формы теневой экономики. …………………………………………. 7
1.3 Причины возникновения теневой экономики. ……………………. 10
Глава II. Методы оценки и масштабы теневой экономики. ………………….13
2.1 Методы оценки теневой экономики. ………………………………..13
2.2 Масштабы теневого сектора в РФ. ………………………………… 20
2.3 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.21
Глава III. Цели и методы борьбы с теневой экономикой. …………………... 23
3.1 Борьба с теневой экономикой. ………………………………………23
3.2 Комплекс мер по «высветлению» теневой экономики. ……………27
3.3 Позитивное воздействие теневой экономики. ……………………...29
Заключение. ……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы. ………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

Теневая экономика вытесняет  официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые  государству налоги приходится 25%, тогда  как на выплаты «крышам» и чиновникам — 20. Бурный рост теневой экономики  представляет собой одну из главных  причин финансово-бюджетного кризиса 1998 г.

Теневая деятельность дезорганизует  производственный процесс в легальной  экономике, ослабляет трудовую мотивацию  работников, приводит во многих случаях  к их деквалификации, порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.

Это действительно так. Но, как ни парадоксально, реальность такова, что положение было бы ещё хуже, если бы теневой экономики не существовало, ибо в условиях кризиса она  – своего рода экономический и  социальный амортизатор, отдушина для  десятков миллионов людей. Им теневая  экономика предоставляет возможность  трудиться и зарабатывать. Увеличивая объёмы производства товаров и услуг, она делает их доступными для бедных слоёв населения.

Так, в советской хозяйственной  системе теневая экономика выполняла  две важные функции:

1.Экономическая. Через систему стихийных обменов между предприятиями преодолевались постоянно возникавшие диспропорции в материально-техническом снабжении.

2.Социальная. Благодаря теневой экономике обеспечивалась социальная ниша для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах.

В условиях современной России теневая экономика (ее скрытая и  неформальная часть) является важным инструментом поддержания экономического и социального  равновесия, создавая условия для  выживания бизнеса и населения. Сегодня теневые факторы являются присущими экономическим связям и отношениям; даже само существование  легальной хозяйственной системы  в нынешнем виде невозможно без «параллельного»  теневого мира. Так, например, отвечая  на вопрос о сокрытии капитала в  сфере теневой экономики в  ходе социологического исследования, проводимого специалистами фонда  «Перспективные технологии», практически 100% опрошенных предпринимателей ответили утвердительно; при этом более трети  опрошенных подтвердили, что уводят в тень свыше 50% своего капитала.

С точки зрения экономических  агентов, теневая экономика позволяет  хозяйствовать эффективнее, поскольку  экономит на налоговых изъятиях. Уклонение  от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить  чистую прибыль в среднем в 1,37 раза. Тем самым такое предприятие  получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает в чисто легальном секторе, поскольку  позволяет снизить отпускные  цены на 11%. Отсюда становится понятным, почему только 1,5% российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов.

Теневая экономика также  расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. По оценкам, теневая деятельность на рабочем месте позволяет увеличивать  доходы работников в среднем на 13%.

В условиях резкого ухудшения  материального положения основной массы населения в России в  начальный период рыночных реформ «челноки»  создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и  роста безработицы, сыграв, таким  образом, положительную роль.

Как полагает шведский экономист  А. Аслунд, российская теневая экономика, вопреки сложившимся на Западе стереотипам  по отношению к так называемой «русской мафии», производит в основном вполне легальную продукцию и  услуги. На криминальные группировки  приходится лишь 3% теневого сектора.

Таким образом, создавая новые  рабочие места и источники  дохода, теневая экономика исполняет  роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает  социальное напряжение в обществе.

В силу отмеченных реальностей  отношение к теневой экономике  не может быть однозначным – исключительно  отрицательным или только положительным. Все процессы двойственны, такова уж жизнь. Задача же состоит в том, чтобы  на основе результатов объективного анализа выработать комплекс мер  по перемещению теневого капитала в  нормальную хозяйственную жизнь  страны. Решая эту задачу, следует исходить из дуалистического характера нашей экономики. Её дуализм заключается не просто в том, что легальное хозяйствование тесно переплетается с теневым. А в том, что если в западных странах теневой уклад – лишь «довесок» (причём нежелательный) к общим объёмам производства, то в России он превратился в жизненно важного «донора» экономического и социального развития.

 

 

 

 

 

Заключение.

         В настоящее время теневая экономика предмет значительного числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. При использовании статистического подхода теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.

Природа теневой экономики  определяется деятельностью экономических  агентов, стремящихся максимизировать  доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной  деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

Несмотря на наличие в  экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в  экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и  характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических  системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая  экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность  макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Масштабы теневой экономики  и экономической преступности в  значительной степени связаны с  качеством действующей законодательной  и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики  имеет давнюю историю, неразрывно связанную  историей становления и развития российской государственности.

К настоящему времени в  России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся  недостатков законодательства, а  также в целях прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

Прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую  систему России: именно экономическое  равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки  факторов производства предопределяют развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные  для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией.» По самым оптимистичной оценки у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные  органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией.

Первопричиной, создающей  возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической  сущности многих негативных явлений  приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.

Необходимо уточнение  понятийного аппарата: «налоговая преступность», «организованная преступность», «криминальная  деятельность», «теневой сектор экономики», с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и  раскрыть экономическую сущность экономической  преступности и теневой активности.

И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые  осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли  бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать  предложения по совершенствованию  методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.

Безусловно, теневую экономику  ликвидировать как экономическое  явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это  неотъемлемая составляющая  любой  рыночной экономической системы  во всех странах мира. Во- вторых, в  России теневая экономика  укоренилась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор  сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть, целесообразней будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм.

Список использованной литературы.

 

1. Теневая Россия // Знамя. 2000. №8

2. Косалс Л., Радаев В.  Теневая экономика // Вопросы экономики.1998. №10

3. Чернов С. Теневая  экономика // Наука и жизнь. 1998. №4

4. Клямкин И.М., Тимофеев  Л.М. //Полис. 2000.№5

5. Николаев И. Теневая  экономика //Общество и экономика. 1998. №6

6. Путь в XXI век М.,1999

7. Моисеев А.А.Договоры  об избежании двойного налогообложения  //

Внешне-экономический бюллетень. 2001.№2 .

8. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. // Вопросы экономики 1998, № 3.

9. Тарасов.М. Усиление  роли государства по ограничению  теневой экономики в России. // Проблемы теории и практики управления. 2002.№2.

10. Лубнев Ю.П. Экономическая  теория./ Ростов -на- Дону. 2003.

11. Дадалко В.А., Румянцева  Д.А., Пешко Д.А.// Теневая экономика

и кризис власти: проблемы и  пути решения. М., 1999.

12. Чибриков Г.Г., Сажина  М.А. / Экономическая теория. М., 1999.

13. Аслаханов А.А. Преступность  в сфере экономики 

(криминологические и  уголовно-правовые проблемы).

14. Лобанов В. Реформирование  государственного аппарата: мировая 

практика и российские проблемы.// Проблемы теории и практики

управления. 1999. №1.

15. Папава В. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления. // Общество и экономика. – 2003. – № 6.

16. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект. // Общество и экономика. – 2004. – № 2.

17. Елисеева И.И. Определение объема теневой деятельности на основании макроэкономических показателей. // Вопросы статистики. – 2004. – № 4.

18. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юристъ, 2001.

19. Нилов А. Цеховики. Рождение теневой экономики.- М.: Вектор, 2006.

20. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой