Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В такой науке, как экономика остаётся немало не исследованного. Однако трудно привести другой пример, в котором объёмы экономического явления и степень его изученности были бы столь несопоставимы. Это проблема теневой экономики, охватывающая все без исключения сферы общества.
Теневая экономика представляет собой трудный для исследования предмет. Её легко определить, но невозможно измерить, так как все получаемые данные являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Актуальность проблем данной курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава I. Определение и сущность теневой экономики. ………………………..4
1.1 Понятие теневой экономики. ………………………………………... 4
1.2 Формы теневой экономики. …………………………………………. 7
1.3 Причины возникновения теневой экономики. ……………………. 10
Глава II. Методы оценки и масштабы теневой экономики. ………………….13
2.1 Методы оценки теневой экономики. ………………………………..13
2.2 Масштабы теневого сектора в РФ. ………………………………… 20
2.3 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.21
Глава III. Цели и методы борьбы с теневой экономикой. …………………... 23
3.1 Борьба с теневой экономикой. ………………………………………23
3.2 Комплекс мер по «высветлению» теневой экономики. ……………27
3.3 Позитивное воздействие теневой экономики. ……………………...29
Заключение. ……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы. ………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

Метод оценки масштабов теневой  экономики по платежеспособному спросу наиболее перспективен в России. Объем расходов российского населения, по оценке Госкомстата РФ, - 140 млрд. долл., а по оценке маркетингового агентства Interactive Research Group, - как минимум 240 млрд. в 2001 году. Такой вывод это агентство делает на основе сопоставления официальных оценок отдельных потребительских рынков с данными компаний, отраслевых ассоциаций и результатами маркетинговых исследований. Расхождения оценок потребительского спроса на рынке услуг особенно велики. Например, по официальным данным, в 2002 г. население потратило на образование чуть менее 2 млрд. долл., а по экспертным данным - 4-6 млрд. долл., на здравоохранение -1,3 млрд. и 3-5 млрд. долл. соответственно. В сфере услуг многие расходы не учитываются Госкомстатом РФ, а именно: на помощь по хозяйству, уход за престарелыми, за детьми, частный извоз. В итоге экспертная оценка расходов на услуги составляет 60-80 млрд. долл. против 32 млрд. по официальным данным. Величина дооценки расходов населения представляет размер теневого сектора.

Формально-правовой метод оценки масштабов теневой экономики состоит в выделении в качестве ее ключевого критерия отношения к нормативной правовой системе регулирования. Конкретными критериями оценки в этом случае выступают:

1) уклонение от официальной  или государственной регистрации,  что ведет к колоссальным недоимкам  бюджета;

2) уклонение от государственного  контроля, нелегальные или полулегальные  схемы ухода от налогообложения,  непредставление налоговых деклараций  и отчетности;

3) противоправный характер  деятельности, которая подпадает  под определение незаконной либо  преступной.

Основной недостаток формально-правового  подхода состоит в том, что  получаемые с его помощью оценки носят только качественный характер.

Аналоговый  метод оценки объема теневой экономики состоит в использовании оценок по другим странам, которые могут считаться репрезентативными аналогами для России по уровню развития, степени прозрачности бизнеса, отраслевой структуре экономики и т.д. Недостатком этого метода является возможность аргументированной критики процедуры выбора страны-аналога. Данный метод может рассматриваться как дополнительный, применяемый в совокупности с другими методами оценки масштабов теневой экономики.

В мире широко распространен метод технологических коэффициентов - способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозками грузов транспортом и других показателей, поддающихся учету, для сравнения полученных данных с официальными данными. Необходимыми условиями применения этого метода являются развитые рыночные отношения и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены регулируются и не отражают реальной стоимости электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства. Это относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод неприменим.

Оценка теневой экономики  по показателю занятости (методика итальянского института статистики) основана на обследовании затрат рабочей силы и сопоставлении данных о рабочих местах, полученных статистами (переписи и обследования), с данными юридических и налоговых служб, а также органов социального обеспечения; затем производится пересчет количества занятых в эквивалент полной занятости и по доле незанятых и показателю производительности труда занятых определяется величина объема производства в нелегальном секторе экономики.

В России действует постановление  Госкомстата России об утверждении "Основных методологических положений  по оценке скрытой (неформальной) экономики" от 31.01.98 № 7, на основе которых ведется оценка её объема. Специалисты отмечают следующие недостатки этой методики:

1. Госкомстат России изучает  только часть теневой экономики,  не измеряя объем противоправных  операций, перераспределяющих созданное  национальное богатство.

2. Не оцениваются отраслевой  уровень теневой экономики и  масштабность тех или иных  теневых явлений (например, при  бартерных операциях).

3. Почти во всех методиках  ключевым моментом является экспертная  оценка на базе оценок по  регионам, однако качество региональной  экспертизы различно.

4. Госкомстат опирается  на информацию, за достоверность  которой никто не несет ответственности  и которая является изначально  неполной для расчета по данной  методике.

Таким образом, в условиях недостаточной разработанности  теории теневой экономики для оценки её масштабов целесообразно использовать комплекс различных методов.

Метод расхождений основан на сопоставлении различных показателей. Его разновидностями являются:

1) сравнение доходов, измеренных  разными способами; 

2) сравнение зарегистрированных  доходов и расходов;

3) альтернативные оценки;

4) метод товарных потоков.

Покажем на примере метода расхождений, как предварительно оценивается  теневой сектор в России.

1. Сравнение доходов и  расходов. Впервые в РФ был  применен в 1996 г., когда был  осуществлен расчет всех счетов  сектора домашних хозяйств. В  результате оказалось, что доходов  значительно меньше, чем расходов, причем расчеты, выполненные на  более ранний период, показали, что  размер скрытой оплаты труда  постоянно растет: если в 1993 г.  его величина составляла около  5% от ВВП, то в 1996 г. - около  11 % ВВП. В 2001 г. доля скрытой  оплаты труда, согласно официальной  статистике, составила 11,1% ВВП и  около 25% всей оплаты наемного  труда, и, если исходить из  того, что в среднем за 1995 - 2001 гг. доля заработной платы в ВВП  составляет около 45%, то оценка  величины теневого сектора в  1996 - 2001 гг. - около 25% ВВП.

2. Общее падение ВВП  за 1992 - 1997 гг. превысило 50%, а уровень  энергопотребления сократился только  на 25%, что позволяет предположить  существование неучтенного производства  размером не менее трети ВВП.

3. Банковские процентные ставки значительно превосходят показатели рентабельности, представляемые предприятиями в официальных отчетах.

4. Денежные суррогаты (в первую очередь векселя) нередко сразу после выпуска котируются по 50 - 70% от номинала, предоставляя огромные возможности для скрытых финансовых комбинаций.

Интересна методика Госкомстата  России определения объемов работ, выполненных по договорам строительного  подряда с учетом теневой экономики.

На первом этапе определяется оценочный объем подрядных работ  на базе инвестиционных ресурсов. Здесь  на федеральном уровне наряду с собственной  статистикой Госкомстата России, данных таможенной статистики и межотраслевого баланса используются данные налоговых  органов для расчета неформального  сектора промышленности строительных материалов.

На втором этапе формируется  объем подрядных работ по крупным, средним и малым предприятиям путем суммирования данных государственного статистического наблюдения.

На третьем этапе определяется объем скрытого строительства как  разница результатов первого  и второго этапов.

Затем величина скрытой деятельности распределяется по регионам пропорционально  размерам занижения данных о выполненном  объеме строительно-монтажных работ  в отчетности подрядных организаций  над аналогичными данными в отчетности заказчика.

Таким образом, региональный показатель уровня теневого сектора  в строительстве не зависит от региональной статистики Госналогслужбы и вполне подходит как ориентир в  контрольной деятельности налоговых органов. Такого рода ориентиры нужно определять для каждой отрасли.

Важный компонент исследования теневой экономики — методы сбора и анализа информации. При работе с методическими указаниями следует отметить, что Госкомстатом России был задействован широкий спектр традиционных статистических методов.

Следует также остановиться на интересном подходе к региональному  анализу теневой экономики, развиваемому специалистами Международного фонда  экономических и социальных реформ на базе собственной геоинформационной  системы.

2.2 Масштабы теневого  сектора в России

Факты прежде всего таковы, что теневой экономический сектор существует в любой стране, господствует ли в ней рыночная, переходная к рыночной или даже чисто административная экономика. Так, в СССР всегда были «теневики» (как их ещё нередко называли, «цеховики»). Согласно расчетам специалистов «времен застоя», ежегодные теневые доходы в период с 1975 – 1989 гг. достигали десятков миллиардов рублей и составляли приличный «приварок» ‑ от 15 до 25% к общесоюзному фонду оплаты труда.

В советский период почти  любое производство товаров и  услуг ради частного обогащения официально считалось преступлением. Масштабы же преступной деятельности в условиях полного контроля государства за финансовыми потоками были весьма невелики.

Удельный вес теневой  экономики в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3—4% ВВП — ниже, чем  в развитых странах с рыночным хозяйством. В то время к числу  распространенных теневых видов  деятельности относились: бартерные  обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); выпуск неучтенной продукции и поставки ее помимо плановых заданий; валютные операции; оказание за плату услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений.

В 70-х — начале 80-х годов  теневая деятельность в СССР стала  элементом социально-экономической  системы, без которого официальная  экономика уже не могла нормально работать.

Переход к рынку сопровождался  взрывным ростом теневой экономики. Рост теневой экономики был настолько  значительным, что приблизительно в 1996 г. перекрыл сокращение ее легальной  части. Теневой и легальный виды деятельности настолько переплелись, что их почти невозможно отличить друг от друга.

Известно, что в 1996 г нерегистрируемая деятельность по удельному весу наиболее значительна в торговой сфере (63%), причем прежде всего в торговле на продуктовых и товарных рынках, а также непосредственно на улицах. Главные герои здесь — «челноки» (или, как их еще называют в народе, «шопники»).

Следовательно, можно утверждать: даже согласно официальным данным, теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России — в 23% и более.

Масштабы теневого сектора  российской экономики, наличие практически  одного, связанного с природными ресурсами  источника валютных поступлений, формирование узкого слоя сверхбогатой элиты в совокупности с нищетой значительной части населения страны позволяют сделать вывод о формировании в России так называемой латиноамериканской модели развития общества со всеми вытекающими негативными последствиями, как в плане социальных неурядиц, так и возможных экономических потрясений в будущем.

2.3 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем  теневой экономики.

Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального  накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной  экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих  в высшие эшелоны власти, с одной  стороны, и подавление нормальной предпринимательской  деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

В качестве своеобразной реакции  на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно  репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений  МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой  полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее  ужесточение законодательства, направленного  на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера  попыток реализации репрессивного  подхода можно рассматривать  попытку принятия Государственной  думой в первом чтении представленного  Министерством финансов РФ законопроекта  «О государственном контроле за соответствием  крупных расходов на потребление  фактически получаемым физическими  лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить  под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных  групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и  собрать невыплаченные налоги. При  этом не принимаются во внимание общие  экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают  предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия  применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться  с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Вот почему необходим третий — комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Цели и методы борьбы с теневой экономикой.

3.1 Борьба с  теневой экономикой.

За прошедший год российскими правоохранительными структурами было выявлено порядка 400 000 экономических преступлений. Министерство финансов США делает вывод, что объем теневой экономики в России достигает половины ВВП страны. Немного радует лишь то, что без этого явления не обходится ни одна страна мира, и Россия в этих показателях не лидер. Известный австрийский исследователь теневой экономики профессор Ф. Шнайдер пришел к выводу, что во всех без исключения странах объем теневой экономики за последние 10 лет вырос. Причина, по его мнению, кроется в увеличении налогового бремени и ненужных правительственных расходах. Так что же делать? Вот что по этому поводу думает заместитель председателя Центробанка РФ, доктор экономических наук, Мельников В. Он считает, что госконтроль должен охватывать только крупные финансовые операции в рублях и иностранной валюте. Система контроля включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ операций в целях выявления аномальных явлений в финансовых потоках. Если есть нарушения – дела передаются правоохранительным органам. Ряд изменений, по его мнению, придется внести в законодательство. Конечно, это все дорогостоящие мероприятия, но российское общество уже устало от беспредела криминалитета. Пора уже наступать на “теневой” бизнес, а не обороняться от него.

Информация о работе Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой