Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В такой науке, как экономика остаётся немало не исследованного. Однако трудно привести другой пример, в котором объёмы экономического явления и степень его изученности были бы столь несопоставимы. Это проблема теневой экономики, охватывающая все без исключения сферы общества.
Теневая экономика представляет собой трудный для исследования предмет. Её легко определить, но невозможно измерить, так как все получаемые данные являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Актуальность проблем данной курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава I. Определение и сущность теневой экономики. ………………………..4
1.1 Понятие теневой экономики. ………………………………………... 4
1.2 Формы теневой экономики. …………………………………………. 7
1.3 Причины возникновения теневой экономики. ……………………. 10
Глава II. Методы оценки и масштабы теневой экономики. ………………….13
2.1 Методы оценки теневой экономики. ………………………………..13
2.2 Масштабы теневого сектора в РФ. ………………………………… 20
2.3 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.21
Глава III. Цели и методы борьбы с теневой экономикой. …………………... 23
3.1 Борьба с теневой экономикой. ………………………………………23
3.2 Комплекс мер по «высветлению» теневой экономики. ……………27
3.3 Позитивное воздействие теневой экономики. ……………………...29
Заключение. ……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы. ………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

Практически все признают необходимость борьбы с развитием  теневой экономики, однако есть расхождения  в определении целей и инструментов этой борьбы.

Прежде всего, обыденное  представление о желательности  полной ликвидации теневой экономики  является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного  явления, то речь должна идти не об уничтожении, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и  в этом случае неправомерны призывы  уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах  будет принудительно установлена  сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

Что касается методов борьбы, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики  считать более важными.

Некоторые учёные считают, что  главная причина разбухания теневой  экономики – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают  нормальных граждан превращаться в  «теневиков». В таком случае стратегией борьбы должна стать ликвидация бюрократических  «препон», а тактикой – поэтапная  либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа  регулирующих законов и проверяющих  инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики  являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции. По их мнению, для минимизации теневой  экономики прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную  деятельность как честную «игру  по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы – это «выращивание»  хозяйственной культуры, благоприятной  для легального бизнеса, а тактические  приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение  нарушающих закон бизнесменов, общая  забота о моральном климате общества.

Все это заставляет поставить  вопрос о необходимости более  действенной государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической роли государства часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому можно остановиться на термине "государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее емком.

Острота проблемы, связанная  с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот  факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводят нас к выводу о  том, что программа государственного воздействия на теневую экономику  должна найти отражение в общей  стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую  экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.

Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика развития именно в 90-е годы.

Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к  теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально  важной задачей является определение  взвешенного соотношения между  экономическими и административными  методами государственного воздействия.

Так, значительная часть  теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежаших к вынужденной  иллегальной экономике, при осмысленном  подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное  производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы  социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными  мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры  закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием  Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение  на рынке - 3 долл., а иногда и три  года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают  процессы сращивания государственной  власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными  элементами.

Реализация поставленных задач требует значительных изменений  в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных  реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов  госуправления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля  в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников  и т.п.

Практика показывает, что  на переломе XX и XXI вв. российское государство  осознало важность вышеперечисленных  проблем и в период президентства В.В. Путина сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.

Вряд ли возможно существенно  уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура отечественного предпринимателя  как в России, так и за рубежом  вписывается только в образ "нового русского" - беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник предстает как взяточник и  казнокрад.

Государство должно взять  на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства  и корпусе госслужащих. Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества - профсоюзами трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. Объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

Набор конкретных мер государства  по формированию здоровой этической  основы может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных  премий для наиболее добросовестных компаний. Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.

Мировым экономическим сообществом  признано, что одной из самых больших  угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы  для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания”  денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих  интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой  ценой привлечь клиентов. Абсолютизация  банковской тайны, долгие годы служившая  на благо банковского дела, оборачивается  сегодня своей изнанкой.

Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость  налаживания контактов с контролирующими  органами в интересах как собственной  безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные  банки и другие кредитные институты  не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля, - они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества. Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы. Границы понятия экономического преступления сложно четко определить в уголовно - правовом смысле. Иными словами, борьба с теневой экономикой не может исчерпываться решением проблемы создания адекватной нормативно-правовой базы. Вместе с тем совершенствование нормативно-правовой базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой.

3.2.Комплекс мер  по «высветлению» теневой экономики.

Проблема теневой экономики  и массовой коррупции стала для  России тяжелой системной проблемой  национальной безопасности, решить которую  можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе  мер должны стать следующие решения  и мероприятия:

1.     проведение  безусловной всеобщей уголовной  амнистии по налоговым и экономическим  ненасильственным преступлениям  физических и должностных (государственных  и корпоративных) лиц на определенную  сумму, к примеру, до $10 млн., оставив  пострадавшей стороне лишь право  на гражданско-правовой иск (это  позволит подавляющему большинству  населения России легализовать  и репатриировать накопленные  капиталы);

2.     компенсация  потерь населения от  «шоковой  экономической терапии», гиперинфляции  и «приватизации» принадлежащими  государству акциями банков и  корпораций;

3.     введение  системы экономического стимулирования  выхода юридических лиц и граждан  из теневого сектора экономики  (вести хозяйственную деятельность  открыто должно быть экономически  выгодно);

4.     установление  экономически целесообразного, справедливого,  но четко администрируемого налогообложения;

5.     стимулирование  безналичных расчетов и жесткая  борьба с наличным оборотом;

6.     проведение  ясной и последовательной  государственной  политики поддержки частного  открытого предпринимательства  (система мер поддержки конкретного  хозяйственного общества должна  находиться в четкой зависимости  от чистоты его баланса);

7.     введение  государственной системы мер  эффективной защиты добросовестного  собственника и кредитора;

8.     проведение  реальной административной реформы  (государственный аппарат должен  стать инструментом ускоренного  развития в России частного  бизнеса и конкурентоспособных  рынков);

9.     формирование  неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной  правоохранительной, прежде всего  – судебной, системы;

10. ликвидация организованной  преступности во всех сферах  общества, прежде всего в теневом  секторе экономики и кредитно-финансовой  сфере;

11.законодательное установление  права правоохранительных органов  на провокацию дачи и получения  взятки в строго установленном  уголовно-процессуальном порядке  (это одно из самых эффектных  средств борьбы с коррупцией  и ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии  сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии  высокого уровня доверия граждан  к государственным институтам власти и управления.

3.3 Позитивное воздействие теневой экономики.

Негативные последствия, порождаемые теневой экономикой, очевидны. Она вносит в экономические, моральные и политические устои  общества много того, с чем мириться никак нельзя.

Гипертрофированные масштабы теневой деятельности не позволяют  экономике нормально развиваться  и создают угрозу национальной безопасности, существованию российской государственности.

Огромны масштабы морально-нравственного  ущерба от теневой экономики. В 90-е  годы фундаментальные ценностные ориентации населения существенно деформировались, теневой образ жизни стал для  значительной его части привычным  явлением, а авторитет государственной  власти в глазах общества упал. Немалое  число людей, игнорируя нравственные устои, вступило на преступный путь. При этом уровень терпимости общества к теневой деятельности стал весьма высоким. Согласно социологическим опросам, 42% граждан не видят большого греха, если рядовой гражданин скрывает свои доходы от налоговой инспекции, 47% считают нормальным получать зарплату в конвертах, "черным налом".

Информация о работе Оценка эффективности методов борьбы с теневой экономикой