Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:38, курсовая работа
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Введение. Фирма как экономический агент
3
Глава I. Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция. 4
1.1. Основные модели рынка. 4
1.2. Совершенная конкуренция. 5
Глава II. Прибыль и издержки 5
2.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы. 5
2.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и
прибыли
6
2.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы 9
2.4. Закон убывающей отдачи. 10
2.5. Общий, средний и предельный доход фирмы 12
2.6. Издержки фирмы в краткосрочном периоде 13
Глава III. Максимизация прибыль конкурентной фирмой 17
3.1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками 17
3.1.1. Случай максимизации прибыли 18
3.1.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы 20
3.2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными
издержками
22
3.2.1. Случай максимизации прибыли 24
3.2.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы 26
3.3. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде 28
3.4. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 30
3.4.1. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в
долговременном периоде
31
3.4.2. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в
долговременном периоде 32
3.4.3. Чистая конкуренция и эффективность 34
Выводы. 36
Список литературы
г. Курск
1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Фирма как экономический агент |
3 |
Глава I. Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция. | 4 |
1.1. Основные модели рынка. | 4 |
1.2. Совершенная конкуренция. | 5 |
Глава II. Прибыль и издержки | 5 |
2.1.
Прибыль как гарант |
5 |
2.2.
Бухгалтерский и экономический
подходы к оценке издержек
и прибыли |
6 |
2.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы | 9 |
2.4. Закон убывающей отдачи. | 10 |
2.5. Общий, средний и предельный доход фирмы | 12 |
2.6.
Издержки фирмы в |
13 |
Глава III. Максимизация прибыль конкурентной фирмой | 17 |
3.1.
Принцип сопоставления |
17 |
3.1.1. Случай максимизации прибыли | 18 |
3.1.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы | 20 |
3.2.
Принцип сопоставления издержками |
22 |
3.2.1. Случай максимизации прибыли | 24 |
3.2.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы | 26 |
3.3. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде | 28 |
3.4.
Максимизация прибыли в |
30 |
3.4.1.
Кривая предложения отрасли с
постоянными издержками в долговременном периоде |
31 |
3.4.2.
Кривая предложения отрасли с
возрастающими издержками в долговременном периоде |
32 |
3.4.3.
Чистая конкуренция и |
34 |
Выводы. | 36 |
Список литературы | 38 |
ВВЕДЕНИЕ. Фирма как экономический агент
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Предпринимательская
деятельность всегда являлась одним
из важнейших предметов
Логичным
будет сделать следующие
Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся, исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация прибыли.
Глава
I. МНОГООБРАЗИЕ РЫНОЧНЫХ
СТРУКТУР.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.
1.1. Основные модели рынка
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.
Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Таблица 1. [4, с. 165]
Рыночные структуры
Модели рынка | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная продукция | Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополисти-ческая конкуренция |
Множество мелких фирм | Разнородная продукция | Никаких затруднений | Некоторые ограничения |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Разнородная или однородная продукция | Возможны отдельные препятствия при входе | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна фирма | Уникальная продукция | Практически непреодолимые барьеры на вдохе | Некоторые ограничения |
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может служить сельское хозяйство, а к «монополии» – местные предприятия общественного пользования. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков любой страны.
Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.
1.2. Совершенная конкуренция.
Поскольку темой курсовой работы является максимизация прибыли конкурентной фирмой, остановимся на рассмотрении совершенной конкуренции.
Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являются следующие: на рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.
Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.
Никаких
искусственных ограничений
Участники
конкурентного рынка имеют
Глава II. ПРИБЫЛЬ И ИЗДЕРЖКИ
2.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы.
Важнейшей
категорией рыночной экономики является
прибыль. Именно при этом условии
фирма может стабильно
Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках "Экономикс", в научных книгах и статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении [1, с. 119].
Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд долл. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд долл. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.
Так как в данной работе рассматриваются вопросы максимизации прибыли фирмы, примем следующее определение прибыли: Прибыль- это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию [2, c. 173].
2.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и прибыли
Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого прежде всего интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.
Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса привлеченные для производства товаров, отражают его ценность при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например, металл, истраченный на производство вооружения уже невозможно применить для изготовления медицинского оборудования или автомобилей. И если рабочий способен производить как вооружение, так и медицинское оборудование, то издержки, которые общество несет при использовании этого рабочего на военном заводе, будут равны вкладу, который он мог бы внести в производство медицинского оборудования.