Прибыль и издержки фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Нас в данной работе будет особенно интересовать та часть экономической теории, которая  имеет дело с фирмами, отраслями  и рынками и которую иногда называли теорией ценности и распределения, а теперь называют теорией цен  или микроэкономикой. Это весьма замысловатая область, отличающаяся высоким интеллектуальным уровнем, которая породила ряд ценных открытий. В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию (приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты), - эти вопросы не интересуют большинство экономистов. Целью данной работы и будет объяснение существования фирмы как чистого конкурента и нахождение причин, предопределяющих масштабы ее деятельности.

     Тема  издержек производства - наиболее актуальна  на сегодняшний день. Именно издержки производства лежат в основе производственного  процесса, о них в первую очередь  думает производитель. Издержки производства - одна из основных слагаемых процесса производства.

     В работе использованы закономерности рыночной экономики и экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение  товаропроизводителей.

     Основную  цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Но возможности её получения ограничены издержками производства и спросом на произведённую продукцию. Главным ограничителем прибыли являются издержки производства.

     Современная экономическая теория сохраняет  исходное положение об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим.

     Изменение спроса воздействует на цены в зависимости  от величины предельных издержек производства. Возрастание спроса на любое благо  повышает затраты на приобретение этого  блага.

     При системе свободного предпринимательства производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными потребителями. Ожидание вознаграждения (для предприятия - это прибыль) стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально. На практике прибыль есть излишек выручки над затратами капитала. Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый предприниматель, а издержки производства - затраты на достижение этой цели. Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть 
 

 Прибыль  

     Прибыль - это доход фирмы, выступающий  в виде прироста примененного капиталаПрибыль образуется неодинаково в разных областях экономики - в производстве, торговле и банковском деле. В большинстве случаев фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его производство.

     Таким образом, прибыль производителя - это  разница между оптовой ценой  и себестоимостью продукции.

     Следовательно, величина прибыли, получаемой с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: уровня себестоимости продукции; высоты оптовых цен.

     1-й  фактор, определяющий величину прибыли, - себестоимость изделий: расходы  бизнесмена на производство товаров.

     Важно отметить отличие себестоимости  от стоимости товара. Стоимость товара (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (Сп) и добавленную (новую) стоимость (Сд). В свою очередь, добавленная стоимость распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изготовленных товаров представлено с помощью структуры стоимости товаров.  
 
 
 

     Структура стоимости товаров

            
 

     Величина  себестоимости единицы продукции  может изменяться в зависимости  от вида производственных затрат, которые  бывают:

     прямые;

     косвенные - затраты в расчете на единицу  продукции.

     Прямые  расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

     расходы на заработную плату работников, непосредственно  занятых изготовлением товаров; затраты на сырье, материалы и  другие предметы труда.

     Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции  с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость еденицы продукции не изменятеся по своей величине.

     Косвенные (или условно постоянные) расходы  мало или совсем не зависят от масштабов  выпуска продукции. К ним мы причисляем: аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин (их амортизация и ремонт), коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.), затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.), выплаты по процентам на заем.

     Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.

            

     2-й  фактор, влияющий на величину  прибыли, - уровень цен, по которым  фирма сбывает свою продукцию.  Здесь возможны пять основных  вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.

     Соотношения цен и стоимости товара

     Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена (Ц4) совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.

     Резервы роста балансовой прибыли:

     1.Предприятия  обрабатывающих отраслей. У данных  предприятий удельный вес стоимости  сырья в себестоимости продукции  является наивысшим, поэтому резервом  роста прибыли является снижение себестоимости в части материальных затрат.

     2. Добывающая отрасль. Резервом  роста прибыли является увеличение  объема добычи, т.к. трудно обеспечить  снижение себестоимости добычи  полезных ископаемых из-за естественных  природных причин.

     3.В  отраслях, ориентированных на конечного потребителя (в торговле). Резервами роста прибыли является увеличение объема производства и реализации продукции, определяемые спросом и уровнем себестоимости, но без ущерба для качества продукции.

     4.Сокращение  остатков нереализованной продукции до нормативной.

     5.Реализация  нематериальных активов, имеющих  спрос на рынке. 

     6.Прибыль  от реализации основных фондов  и прочего имущества. 

     7.Формирование  эффективного портфеля ценных  бумаг и приобретение депозитных  сертификатов.

     Масса валовой прибыли

     При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли  прежде всего определяется сумма  продаж (денежный доход от реализации всех

     товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма может  быть подсчитана путем умножения  средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

     Масса валовой прибыли (еПв) - это разница  между суммой продаж (еЦо) и совокупными  издержками производства (или себестоимостью всех товаров - еСс):

     еПв = еЦо - еСс.

     Фирма, производящая любой товар, получает валовую прибыль не сразу - не с момента начала продажи изготовленных благ. Напротив, предприятие первоначально несет значительные косвенные, или условно постоянные расходы (затраты на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые, или переменные, затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек - сумма постоянных и переменных расходов.

     Затем наступает такой момент, когда снижется эффект увеличения масштабов производства: при росте размеров выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за относительной экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (еСс), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем после прохождения этой точки - наращивание выпуска товаров приведет к образованию валовой прибыли, масса которой будет все время возрастать.

     Образование массы валовой прибыли зависит от:

     производственных  факторов - величины совокупных издержек и масштабов производства, рыночного  фактора - уровня оптовых (сбытовых) цен.

     После того, как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в  полной мере развертывается процесс ее распределения.

     Распределение прибыли 

     Первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник  фирмы. Также он может израсходовать  всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни). Но все это скорее исключение. Ведь предприниматель, растративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопления капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

     Прежде  всего из валовой прибыли вычитаются суммы, уходящие "на сторону". Сюда относятся арендная плата за пользование  чужой землей или зданиями (находящимися в иной собственности), а также процент за наземные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль, которая используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

     Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский  доход. В условиях акционерного общества предназначенная в качестве личного  дохода часть прибыли распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в совместный капитал.

     Прибыль и заработная плата 

     В современных условиях на предприятиях многих стран применяются экономические  формы доходов, в которых синтезируется  заработная плата и прибыль. Прежде всего это касается бизнесменов. Сейчас многие менеджеры активно занимаются в акционерных обществах управленческой деятельностью. Их подлинное экономическое положение определяется тем, какой величины доход - сверх нормальной оплаты труда - они получают в виде прибыли.

     Совокупный доход за счет прибыли и заработной платы формируется не только у части предпринимателей, менеджеров. Такая интеграция доходов получает все большее распространение и среди рабочих. Достигается это главным образом за счет использования на предприятиях систем "участия в прибылях", "в капитале". При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его доля выплачивается по обычным нормам заработной платы, а вторая - в конце года в виде премии из прибыли предприятия. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается либо за счет экономии производственных расходов, либо сбережения только затрат на рабочую силу. Такие выплаты освобождаются от налогов. Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением конечных результатов коммерческой деятельности предприятия.

Информация о работе Прибыль и издержки фирмы