Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:38, курсовая работа
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Введение. Фирма как экономический агент
3
Глава I. Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция. 4
1.1. Основные модели рынка. 4
1.2. Совершенная конкуренция. 5
Глава II. Прибыль и издержки 5
2.1. Прибыль как гарант стабильности деятельности фирмы. 5
2.2. Бухгалтерский и экономический подходы к оценке издержек и
прибыли
6
2.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы 9
2.4. Закон убывающей отдачи. 10
2.5. Общий, средний и предельный доход фирмы 12
2.6. Издержки фирмы в краткосрочном периоде 13
Глава III. Максимизация прибыль конкурентной фирмой 17
3.1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками 17
3.1.1. Случай максимизации прибыли 18
3.1.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы 20
3.2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными
издержками
22
3.2.1. Случай максимизации прибыли 24
3.2.2. Случаи минимизации убытков и закрытия фирмы 26
3.3. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде 28
3.4. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 30
3.4.1. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в
долговременном периоде
31
3.4.2. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в
долговременном периоде 32
3.4.3. Чистая конкуренция и эффективность 34
Выводы. 36
Список литературы
Следует отметить, что изменения в таких факторах, как цены различных вводимых ресурсов, или в технологии, приведут к перемещению кривой предельных издержек, или предложения, в краткосрочном периоде в новое положение. Например, рост заработной платы сместил бы кривую предложения вверх, что привело бы к прекращению предложения. Также и научно-технический прогресс, который повышает производительность труда, сместил бы кривую предельных издержек, или предложения, вниз. Это означало бы рост предложения.
3.4. Максимизация прибыли в долговременном периоде.
Долговременный
период позволяет фирмам вносить
определенные изменения, которые невозможно
сделать в краткосрочном
Общее
рыночное предложение товара сформируется
как сумма значений по всем производящим
фирмам. И если типичная фирма на
небольшом участке имела
3.4.1. Кривая
предложения отрасли с
в долговременном периоде.
Отрасль с постоянными издержками означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Графически вхождение новых фирм не изменяет положение кривых долговременных средних издержек отдельных фирм в отрасли. В каких случаях это происходит? Большей частью, когда спрос определенной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть от общего объема спроса, отрасль может расширяться без существенного влияния на цены и затраты ресурсов.
В долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной.
Графически это показано на рисунке 10. Предположим, что первоначально отраслевой спрос – D1D1, отраслевой объем производства —Q1 и цена продукта составляет 100 дол. Эта ситуация является ситуацией долговременного равновесия. Теперь условимся, что спрос увеличивается до D2D2, нарушая это равновесие. Возникающие в результате экономические прибыли привлекут новые фирмы. Поскольку это отрасль с постоянными издержками, вхождение в нее новых фирм будет продолжаться, и отраслевой выпуск будет расширяться до тех пор, пока цена вновь не понизится до неизменного минимального уровня средних валовых издержек. Это будет при цене 100 дол. и объеме производства Q2. Такой анализ применим и для противоположного случая. Сокращение в краткосрочном периоде отраслевого спроса с D1D1 до D3D3 вызовет массовый отток фирм и в конечном счете восстановление равновесия при цене 100 дол. и объеме производства Q3. Линия, которая соединяет все точки, такие, как эти три, показывает различные сочетания цен и предложенного количества продукции, которые являлись бы наиболее прибыльными, когда у фирмы было бы достаточно времени, чтобы осуществить все желаемые приспособления к предполагаемым изменениям в отраслевом спросе. По определению, эта линия является кривой отраслевого предложения в долговременном периоде. В отрасли с постоянными издержками, как видно на рисунке 10, эта кривая SS является совершенно эластичной. [4, 196]
Рис. 10. Кривая
предложения отрасли с
3.4.2. Кривая
предложения отрасли с
Отрасли с постоянными издержками — редкий случай. Большинство отраслей являются отраслями с возрастающими издержками, при этом кривые их средних издержек сдвигаются вверх, по мере того как отрасль расширяется, и вниз, по мере того как отрасль сужается. В большинстве случаев вхождение новых фирм окажет влияние на цены ресурсов и, следовательно, издержки на единицу продукции отдельных фирм в отрасли. Когда отрасль использует значительную часть какого-то ресурса, общий объем предложения которого не просто увеличить, вступление новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс по сравнению с предложением и повысит цены на него. Именно это происходит в отраслях, где используются высокоспециализированные ресурсы, первоначальное предложение которых не может быть быстро увеличено. Результатом более высоких цен на ресурсы будут более высокие средние издержки фирм в отрасли в долговременном периоде. Более высокие издержки, следует заметить, означают сдвиг кривой издержек в долговременном периоде для типичной фирмы вверх.
В конце концов при увеличении спроса на продукт, вызывающем экономические прибыли и приток новых фирм в отрасль, возникнет двустороннее давление на прибыли, грозящее их уничтожению. С одной стороны, вхождение новых фирм будет увеличивать рыночное предложение и понижать цену продукта, и, с другой стороны, сплошная кривая средних валовых издержек типичной фирмы сдвинется вверх. Это означает, что цена равновесия теперь будет выше первоначальной. Отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене, потому что расширение отрасли увеличило средние валовые издержки, и в течение долговременного периода цена продукта должна возместить эти издержки. При более высокой цене произойдет увеличение объема производства, или кривая отраслевого предложения для отрасли с возрастающими издержками станет восходящей. Вместо получения Q1, Q2 или Q3 единиц продукции по той же самой цене 100 дол. в отрасли с возрастающими издержками Q3 единиц могли бы появиться по цене 90 дол., Q1 — по 10 дол. и Q2 единиц по 110 дол. Более высокая цена требуется, чтобы стимулировать увеличение производства, потому что издержки на единицу продукции увеличиваются, по мере того как расширяется отрасль.
Рис. 11. Кривая предложения отрасли с переменными издержками.
Графически это показано на рисунке 11. Первоначальный рыночный спрос, отраслевое производство и цена — D1D1, Q1 и 100 дол. соответственно. Увеличение спроса до D2D2 нарушит это равновесие и повысит экономические прибыли. По мере того как новые фирмы вступают в отрасль, отраслевое предложение будет увеличиваться, вызывая тенденцию к понижению цены продукта, а цены ресурсов будут расти, вызывая рост средних валовых издержек производства. Вследствие этих увеличений средних валовых издержек новая цена равновесия в долговременном периоде установится на некотором уровне выше первоначальной цены (например, 110 дол.). Наоборот, снижение спроса с D1D1 до D3D3 сделает производство неприбыльным и вызовет массовый отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы относительно их предложения понизит цены на них и вызовет понижение средних валовых издержек производства. Следовательно, новая цена равновесия будет установлена на некотором уровне ниже первоначальной цены (например, 90 дол.). Соединив эти три точки равновесия, мы получим восходящую кривую предложения в долговременном периоде, как изображено SS на рисунке 11. [4,198]
Экономисты обычно считают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Сельское хозяйство и добывающие отрасли, такие, как горная промышленность и лесоразработки, — отрасли с возрастающими издержками, потому что каждая использует значительную часть некоторого основного природного ресурса — сельскохозяйственные угодья, залежи полезных ископаемых и лесные участки. Расширение существенно повлияет на спрос на эти ресурсы и вызовет более высокие издержки.
3.4.3. Чистая конкуренция и эффективность.
Является
ли чисто конкурентная отрасль отраслью
с постоянными или
MR(P) = AC = МС. Это тройное равенство представляет
более чем геометрический интерес. Оно
говорит нам, что, хотя конкурентная фирма
может получить экономические прибыли
или убытки в краткосрочном периоде, она
будет просто покрывать свои издержки,
производя в соответствии с правилом MR(P)
= МС в долговременном периоде. Более того,
это тройное равенство предполагает определенные
выводы, касающиеся эффективности чисто
конкурентной экономики, которые имеют
большое социальное значение. [5, c. 83]
Рис. 12. Положение равновесия конкурентной фирмы в долговременном периоде: P=AC=MC.
Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, называемых эффективностью распределения ресурсов (P=MC) и производственной эффективностью (P=AC). Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
ВЫВОДЫ.
Рассмотренная в работе тема прибыли и условий максимизации прибыли конкурентной фирмой позволяет сделать следующие выводы: