Общественные выгоды и общественные издержки в коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать общественные выгоды и общественные издержки в коррупции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы коррупции;
- рассмотреть подходы к исследованию и проблемы коррупции;
- проанализировать состояние коррупции в России и пути ее преодоления.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основы коррупции……………………………………………………………...5
1.1 Определение и сущность коррупции………………………………………5
1.2 Классификация коррупции…………………………………………………7
2. Подходы к исследованию и проблемы коррупции………………………….10
2.1 Модели коррупционных ситуаций……………………………………….10
2.2 Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………………….17
3. Анализ состояния коррупции в России и пути ее преодоления……………23
3.1 Динамика коррупции в России……………………………………………23
3.2 Стратегия противодействия коррупции в России……………………….29
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Экон - общ.выгоды и издержки коррупции Попова.docx

— 75.58 Кб (Скачать)

     Кроме того, изменения коснулись и качества нарушений. Отмечается рост неэффективности  работы правоохранительных органов, т.е. при очевидных нарушениях основных прав и свобод граждан бюрократическая  машина не работает, соответственно, не работают и законы, которые гарантируют  не только защиту прав и свобод, но и  безопасность человека. Следовательно, отмечается рост вакуума власти, который  заполняется  беспределом правоохранительных органов и резким ростом коррупции в органах государственной власти различных уровней.

     Жалобы, поступающие в приемную, на сотрудников  правоохранительных органов можно  разделить на 2 вида. Первый – это  жалобы на бездействие правоохранительных органов при очевидности фактов коррупции, второй – жалобы на активное участие правоохранительных органов  в коррупционных схемах. В процентном соотношении жалобы обоих видов  делятся примерно 50 на 50.

     Также резко увеличилась и пропасть сформировавшаяся между обществом  и государством.  Напомним, что  несколько лет назад при правоохранительных органах были созданы  Общественные советы, которые обладали рекомендательными  полномочиями. В итоге выполнение рекомендаций общественных советов  на практике сводятся на нет. Основные причины - две системные проблемы внутри правоохранительных органов –   высокая коррумпированность и крайне низкое материальное обеспечение. В результате формируется видимость диалога между обществом и государством, а попытки введения реального гражданского контроля сводятся на нет.

     Важно отметить, что между органом, который  должен следить за исполнением законодательства, заниматься охраной прав и свобод граждан, речь идет о прокуратуре, и  гражданским обществом вообще какой-либо диалог отсутствует. Самым закрытым и недоступным для граждан и гражданских организаций органом государственной власти является прокуратура, хотя по степени ответственности на генеральную прокуратуру возложена самая большая ответственность за соблюдение законности на территории РФ, а также ответственность за защиту прав и свобод человека.

     В результате бесконтрольной деятельности правоохранительной системы происходят массовые нарушения, носящие характер беспредела. Кроме того, необходимо отметить, что слияние криминала и правоохранительных органов носит повальный характер.

     Для назначения на ключевые посты в правоохранительных органах, в первую очередь, необходимо пройти согласование с  криминалом. «Трудоустройство» стало бизнесом правоохранительных органов: например,  устройство помощником прокурора в  одну из районных прокуратур может  обойтись не менее 10 000 тысяч долларов США. Трудоустройство сотрудником в одно из отделений ГИБДД может обойтись не менее 50 000 долларов США.

     Соискателей не пугает крайне низкое материальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов, так как фактически, правоохранительная деятельность  превращена в так  называемый «правоохранительный бизнес», где можно сколотить капитал. Критерием престижности профессии  стала не правоохранительная деятельность, а коррупционная стабильность выбранной  профессии[9, c. 50].

     С 2010 года отмечается всплеск популярности специализированных институтов при  правоохранительных органах. Если в  прошлом году конкурс отсутствовал, то с 2010 года конкурс, в такого рода учебные заведения, составил в среднем 17 человек на место.

     Коррупция и криминал. Криминал в России подпитывается экономической заинтересованностью чиновников и бизнеса в криминале – согласно российскому законодательству в течение года гражданин России может вывезти не более 10 000 долларов. Однако объем чистого оттока капитала из РФ по итогам I квартала 2010 года составил 12,9 млрд долларов, а по итогам 2009 года отток составил 56,9 млрд долларов, напоминает ЦБ. У нынешней сформировавшейся политической системы, имеется устойчивый экономический интерес к криминалу. При этом имеется определенная внешняя экономическая заинтересованность, так как многие банки, государства заинтересованы в инвестициях.

     Коррупция и платные доходы. Примером является строительство пунктов взимания платы на существующих федеральных трассах и превращение общего блага свободного передвижения в привилегию. Практически происходит приватизация общего достояния – сети автомобильных дорог, построенных на деньги налогоплательщиков. Предложенная инициатива  устанавливает для гражданина вторую оплату за передвижение по стране, помимо налогов. Такая политика возвращает Россию в средние века: во всем мире количество платных трасс сокращается и составляет в среднем не более 1% от общего числа дорог. В России же федеральные трассы передаются в распоряжение монополисту, чьи полномочия безграничны и создают широкие возможности для коррупции.  
Невозможность свободного передвижения по России вызовет неизбежные процессы децентрализации, разрыв экономических и политических связей, что неминуемо приведет к росту сепаратистских настроений в обществе и, как следствие, угрозе развала России. Более того, желание личного обогащения в данном случае становится выше интересов граждан и российской государственности.

     Коррупция и земельные отношения. Основной проблемой является высокая степень коррумпированности правоохранительных органов, представители которых (на уровне руководства) сами участвуют в той или иной степени при обороте земель.

     Коррупция и гражданское  общество. Один из пороков, разъедающих не только чиновничьи круги, но и собственно гражданское общество - коррупция.

     На  развитие демократии и защиту прав и свобод человека в России только в 2009 году из различных зарубежных и  российских источников были выделены следующие средства[18]:

     - Европейская комиссия – 4 684 557 евро;

     - Общественная палата РФ – 1 млрд. 500 млн. рублей

     - Правительство США - 29 млн. долларов.

     Но  между финансированием из зарубежных и внутренних источников существует принципиальное отличие: отследить  соотношение выделенных из российских источников средств и качества, эффективности  реальной общественной деятельности в  России легче, и в этом случае «утекает»  около 1/3 средств. Работу по грантам, предоставленным  зарубежными организациями - проверить  сложнее. В результате до 90% выделенных средств оказываются присвоены грантополучателями, а зарубежные организации получают регулярные типовые отчеты о проведенных мероприятиях, акциях, пикетах.

     Коррупция и права детей. В ходе деятельности Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ выявлено 2 группы детей, чьи права наиболее часто нарушаются. Во-первых, это дети из разведенных семей. В 98% случаев при разводе ребенок остается с матерью.  При разводах довольно часто нарушаются права детей на общение с родителями. При этом, если один из родителей является более состоятельным, обеспеченным, обладающим комфортным жильем, то, как правило, ребенок при желании упомянутого родителя остается с ним.

     Во  Всероссийскую Антикоррупционную Общественную Приемную ЧИСТЫЕ РУКИ поступают обращения от бывших детей-сирот: в основном нарушения касаются права на предоставление жилья вне очереди. В основном жалобы касаются того, что 90% выпускников детских домов остаются на улице: администрация предлагает жилье заведомо непригодное для проживания, ссылается на отсутствие бюджетных средств на предоставление полноценного жилья. Ситуация усугубляется тем, что многие сироты не проинформированы о своих правах на жилище. Немалое количество сирот малограмотны, малообразованны и не могут отстаивать свои права, чем пользуется руководство детских домов, особенно в крупных городах, где стоимость жилья довольно высока. Многие подвергаются психологическому давлению, обману, угрозам и вынуждены отдавать свои квартиры за бесценок третьим лицам. И то количество выпускников, которые получают жилье, ничтожно мало и попадет в группу риска для злоумышленников. Многие дети исчезают, подписав документы на квартиру: родственников у них нет и искать их некому.

     Необходимо  отметить положительную тенденцию  передачи детей в приемные семьи  и патронажные семьи. Но многие патронажные  семьи сталкиваются с бюрократическими барьерами при оформлении приемных детей и фактами коррупции  при передаче детей в новую  семью, что существенным образом  снижает количество детей, переданных в приемные семьи[8, c. 19].

     По  последним данным Департамента Экономической  Безопасности МВД РФ средний размер взяток по России на первое полугодие  2010 года  составил свыше 44 тысяч рублей, что почти в  два раз выше по сравнению с данными на январь 2010 г.,  когда средний размер взяток составлял 23 тысячи рублей. По сообщениям представителей предпринимательского сообщества, в среднем коррупционные издержки составляют около 50 % всех расходов, в большинстве учебных заведений, начиная от дошкольных  и заканчивая  высшими, до 80 %  оборотных средств являются теневыми вследствие поражения коррупцией, сфера оказания государственных и муниципальных услуг до 90% проходит через посредничество, т.е завуалированную коррупцию. По расчетам Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ, около 50% всей экономики России находится в тени коррупции.  Иными слова коррупционный оборот составляет  около 50% ВВП. Наши данные практически совпали с данными Всемирного Банка, по расчетам которого более 48 % ВВП России находятся в тени коррупции.  

     3.2 Стратегия противодействия  коррупции в России 

     Целью Национальной стратегии противодействия  коррупции является искоренение  причин и условий, порождающих коррупцию  в российском обществе.

     Для достижения цели Национальной стратегии  противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

     а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных  основ противодействия коррупции;

     б) организация исполнения законодательных  актов и управленческих решений  в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность  коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

     в) обеспечение выполнения членами  общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

     Основными принципами Национальной стратегии  противодействия коррупции являются:

     а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

     б) использование в противодействии  коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших  коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий  коррупционных деяний, при ведущей  роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

     в) стабильность основных элементов системы  мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции";

     г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах[8, c. 20].

     Национальная  стратегия противодействия коррупции  реализуется по следующим основным направлениям:

     а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии  коррупции;

     б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной  власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

     в) внедрение в деятельность федеральных  органов государственной власти, иных государственных органов, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления инновационных  технологий, повышающих объективность  и обеспечивающих прозрачность при  принятии законодательных (нормативных  правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и  управленческих решений, а также  обеспечивающих межведомственное электронное  взаимодействие указанных органов  и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг[18];

     г) совершенствование системы учета  государственного имущества и оценки эффективности его использования;

     д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

Информация о работе Общественные выгоды и общественные издержки в коррупции