Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать общественные выгоды и общественные издержки в коррупции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы коррупции;
- рассмотреть подходы к исследованию и проблемы коррупции;
- проанализировать состояние коррупции в России и пути ее преодоления.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основы коррупции……………………………………………………………...5
1.1 Определение и сущность коррупции………………………………………5
1.2 Классификация коррупции…………………………………………………7
2. Подходы к исследованию и проблемы коррупции………………………….10
2.1 Модели коррупционных ситуаций……………………………………….10
2.2 Проблемы и условия, порождающие коррупцию……………………….17
3. Анализ состояния коррупции в России и пути ее преодоления……………23
3.1 Динамика коррупции в России……………………………………………23
3.2 Стратегия противодействия коррупции в России……………………….29
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………36
Uj=PjUj (Yj-Fj) + (1-Pj)UjYj (2.1)
где Yj — преступный доход, включая его денежную и психологическую составляющую; Uj — функция полезности; Рj— вероятность наказания; Fj—тяжесть наказания .
Подход к поведению взяткополучателя как к преступной деятельности, был развит С. Роз-Аккерман по отношению к коррупционной деятельности.
В работе С. Роз-Аккермана рассматривается конкуренция «внешних» по отношению к государственной организации фирм (клиентов) за получение контракта или ренты. Такой контракт приобретается с помощью взятки, которую вручают конкурирующие между собой клиенты или один из них государственному чиновнику - бюрократу (исполнителю). Другими словами, в этой модели каждый клиент - фирма - стараются подкупить бюрократа с целью получить правительственный контракт. Предполагается, что бюрократ может быть наказан за получение взятки, он несет материальный и моральный ущерб; аналогичная ситуация и с фирмой-взяткодателем. Возникающая в этой ситуации модель является типичной моделью захвата ренты (поведения «ищущих выгоду») при условии, что конкуренция происходит только между фирмами; чиновник выступает в роли монополиста. Предполагается, что правительство хочет приобрести на рынке некоторый товар, который может быть поставлен одной из конкурирующих фирм. Эти фирмы поставляют товары, различающиеся, быть может, качеством и ценой. Рассматриваются следующие конкретные ситуации:
1.
Предпочтения правительства
- продукт одинаковый у всех фирм;
- продукт отличается.
2.
Предпочтения правительства
3.
Предпочтения правительства
Предметом исследования являются условия (включая способ организации частных рынков и структуру правительственных программ), при которых будет заключена незаконная сделка, т.е. контракт будет получен «за взятку», и какой будет величина этой взятки при тех или иных предположениях относительно поведения участников и условий предоставления контрактов[15, c. 32].
Краткое описание модели.
1. Рассмотрим модель незаконной сделки в ситуации 1. В случае одинаковых товаров любое отклонение бюрократа от общественно полезного решения определить легко. Во-первых, если существует частный рынок, то фирмам нет смысла давать взятку бюрократу, так как они могут продать товар на частном рынке. Если частного рынка нет, то в этом случае коррупция легко может быть устранена; например, с помощью механизма «закрытых торгов» (sealed bids), при которых «побеждает» та фирма, которая готова продать товар по наименьшей цене. Если товары различаются, и снижение издержек при заключении контракта будет существенным или товар не продается на частном рынке, то у фирм есть стимул подкупить бюрократа. Заметим, что в этом случае все фирмы предлагают на выбор чиновника товары, одинаковые с точки зрения сочетания цена-качество, так как все фирмы будут стремиться поставить себя в один ряд с доминирующим продавцом. Следовательно, бюрократ может выбрать любого из конкурентов, поскольку любое решение из всего спектра цен-качества имеет для государства одинаковую полезность. В этой ситуации фирмы могут попытаться получить контракт с помощью взятки. Предполагается, что бюрократ организует рынок взяток, правдиво сообщая каждой фирме о наибольшей из уже предложенных.
Пусть G - прибыль бюрократа, pi - прибыль продавца i, тогда
G(X i) = X i -J(Xi)-R(Xi), (2.2)
pi (X i) = Piq -Ti-Xi-Di(Xi)- Ni(Xi), (2.3)
где X i - размер общей взятки, заплаченной продавцом i, Pi - цена единицы продукта продавца i, q - количество продукта, необходимое государству (предполагается заданным), J(Xi) - средний штраф для бюрократа, Jўі0, R(Xi) - моральные издержки для бюрократа при принятии взятки Xi , в денежном выражении, Rўі0, Ti - общие издержки на производство q единиц для продавца i, Di(Xi) - средний штраф для продавца, Dўі0, Ni(Xi) - моральные издержки для продавца при дачи взятки Xi, в денежном выражении, Nўі0[16, c. 110].
Величина J(Xi), отражающая ожидаемый штраф для бюрократа, может быть определена умножением среднего штрафа, взимаемого при осуждении на объединенную вероятность ареста и осуждения. Аналогичная процедура может быть использована для определения ожидаемого штрафа для продавца Di (Xi).
В терминах прибыли бюрократа и продавцов выделяется то множество взяток Xi, которое допустимо и для бюрократа, и для фирм-продавцов. В этой области можно выбирать оптимальную (в том или ином смысле) точку - или величину взятки.
Для бюрократа приемлемы все взятки XіJ(X)+R(X). Рассматриваются четыре возможных случая: 1) не существует приемлемых взяток; 2) все взятки приемлемы, потому, например, что, J'+R'<1 и J(0)+R(0)=0. 3) приемлемы все взятки меньшие некоторого максимального уровня, но несколько большие нет, поскольку предельные моральные издержки и/или предельные ожидаемые штрафы увеличиваются с увеличением Х, 4) Приемлемы взятки меньшие или равные некоторому минимуму потому, что (Jxx+Rxx) Ј 0 и J(0)+R(0) і0. Наиболее правдоподобен случай 4, при котором принимаются все взятки, большие или равные некоторому уровню Хmin.
Допустимая область продавца i определяется соотношением:
XI
Ј Piq - Ti - Di (Xi) -
NI (Xi)
Таким образом, чтобы взятка была возможна необходимо выполнение условия Рiq-Ti>0. Это означает, что если только не каждая фирма на рынке является коррумпированной, то потенциально коррумпированная фирма должна зарабатывать избыточную прибыль - либо потому, что она работает более эффективно, чем предельно эффективная фирма, либо - из-за «барьера входа», приносящего выгоду всем фирмам-продавцам. Для каждого продавца i можно найти максимально возможную взятку X0i, которую он способен дать. Если max [X0i] = X0m , то фирма m получает контракт. Таково правило, согласно которому бюрократ отбирает фирму-победителя.
Если предположить, что ожидаемые штрафы для всех фирм будут одинаковыми, то фирмой-победителем будет та, у которой будет наибольшей разница между доходами и суммой производственных и моральных издержек при взятке X0i. Так как производственные и моральные издержки рассматриваются аналогичным образом, то размеры максимальной взятки, которую фирма готова заплатить, могут упасть либо потому, что повысятся издержки производства либо потому, что представителями фирмы стали более щепетильные люди.
2.
В ситуации с неточно
J = J(Pi,Yi ,Xi), Jpі0, JyЈ0, Jxі0, J (0,Yi ,Xi) = 0, (2.5)
D = D(Pi,Yi ,Xi), Dpі0, DyЈ0, Dxі0, D (0,Yi ,Xi) = 0, (2.6)
Теперь становится возможно, что фирмы захотят давать взятки, даже если у них нет никакой избыточной прибыли, так как получаемые ими более высокие цены могут превысить дополнительные моральные издержки и издержки от наказания. Если предположить, что каждая фирма i поставляет продукт определенного качества Yi и что каждая фирма может вырьировать Pi, то для каждой фирмы i допустимое множество включает такие размеры взяток, при которых общая "прибыль" больше или равна 0:
0 Ј Piq-Ti-Xi-Di(Pi,Yi ,Xi) -Ni(Xi). (2.7)
Функция X0i (Pi) на рисунке 2.1 представляет комбинацию цены и взятки, которая дает нулевую прибыль для каждой фирмы, а заштрихованная площадь и функция X0i (Pi) представляют одну из возможных форм допустимого множества взяток. Для каждого продавца i максимально возможная взятка - X0i (Pi), при которой прибыль фирмы равна нулю. В ситуации конкуренции, когда фирмы действуют независимо друг от друга, определение фирмы-победителя можно провести с помощью следующей трехступенчатой процедуры: сначала, определить функции X0i (Pi), затем определить комбинации цена-качество, максимизирующие прибыль Gi = Xi-J(Pi,Yi,Xi)-R(Xi) бюрократа, Gimax, при условии что прибыль фирмы равна нулю, а, в заключение, бюрократ выбирает фирму, максимизирующую его прибыль, Gmax.
Рис. 2.1. Возможная форма области допустимых значений взяток для фирмы
2.
Коррупция как форма
3.
Институциональный подход к
Р. Притцль интерпретирует государственную коррупцию как нелегальный рынок прав собственности. Права собственности можно рассматривать как де-факто имеющиеся полномочия на определенный объект, в том числе и со стороны чиновников. В этом случае коррупция выступает как рынок подобных прав.
В более глобальном смысле коррупция выступает как результат более широкого феномена «болезни институтов» («sick institutions»), когда нарушаются системы информации, стимулов и ответственности.
4.
Модель «принципал-агент». При этой
модели угроза манипулирования
агента принципалом при
В ряде работ изучаются модели механизма внутренней коррупции, возникающей в иерархически организованной бюрократии, в которую извне поступают взятки. В такой бюрократии вышестоящие бюрократы должны следить за нижестоящими для предотвращения коррупции. В рамках схемы «принципал-агент» это означает, что исполнителем является иерархически организованная бюрократия; ее членов далее будем именовать просто исполнителями. Хозяин назначает «правила игры», а исполнители играют в нее, преследуя при этом (по возможности) свои собственные цели. Ф. Коффман и Дж. Лавари исследовали оптимальную мотивационную схему в двухуровневой организации при наличии возможности сделки между начальником (контролером, supervisor) и подчиненным (исполнителем) и отсутствием (хотя и ценой дополнительных затрат) такой возможности. Результатом работы является вывод, согласно которому коррупция в организации может присутствовать даже в оптимальном состоянии.
Развитием
этих работ явилась работа М. Бека,
в которой вводится третий исполнитель,
который может быть либо среднем
звеном «вертикальной» иерархии, либо
еще одним исполнителем-
Рис.
2.2. Модель с иерархической структурой
В
работе предполагается, что каждому
исполнителю (бюрократу) любого уровня
иерархии извне предлагается взятка.
Бюрократ может ее взять или отказаться.
Уровнем «внешней» коррупции
считается число бюрократов иерархии,
берущих извне взятки. Кроме того,
нижестоящие бюрократы могут
подкупать вышестоящих
Информация о работе Общественные выгоды и общественные издержки в коррупции