Общественные блага и проблема их производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль над загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Таким образом, актуальность изучения общественных благ не вызывает сомнений, так как общественные товар

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие общественных благ………………………………………….5
1.1. Основные свойства общественных благ…………………………………....5
1.2. Классификация общественных благ……………………………………….10
1.3. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага……………………………………………………………….14
2. Проблема производства общественных благ………………....23
2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля………………………………23
2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма……………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

 
Рис. 5. Модель Линдаля.

     В точке K индивид А не несет никаких расходов, 100 % необходимой суммы вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно.

      Предположив снижение предельной полезности от потребления общественного блага, построим обычные линии спроса с отрицательным наклоном DA для индивида А и DB для индивида В. Точка Е, находящаяся на пересечении двух линий спроса, представляет точку равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов.

       Будет ли это равновесие устойчивым и какие силы заставляют двигаться к точке равновесия? Положим, первоначальное распределение долей затрат между индивидами в точке М не соответствует равновесному и уровень общественных расходов, о котором договорились индивиды, равен V. Внося долю от общей суммы расходов, индивид А предпочел бы более высокий уровень общественных расходов, а именно Q, но на рост расходов при сохранении существующих долей не согласится индивид В. Более высокий уровень расходов может быть достигнут только при взаимном согласии увеличить долю А и уменьшить долю В. Отметим, что движение может происходить только в сторону равновесия - уровень расходов V в любом случае более предпочтителен для обоих индивидов, чем меньшая величина расходов. В этом смысле равновесие по Линдалю устойчиво.

      Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага. Свою модель Линдаль формулировал как нормативную, а равновесие называл фискальным оптимумом.

     Конечно же, модель Линдаля не решает проблему "зайцев". В модели предполагается, что, сталкиваясь с определенной налоговой ставкой, индивид выявит свои истинные предпочтения, но сущность проблемы "зайцев" как раз и состоит в том, что для потребителя может быть выгодно дезинформировать общество о своих предпочтениях. 

     «Проблема безбилетника гораздо чаще возникает в больших, а не в малых группах потребителей, где труднее получить необходимую информацию о выгодах потребителей общественного блага. Анонимность усиливает желание стать безбилетником. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить такие «провалы» рынка помогает государство».23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма

   «Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан. Так ситуации, в которых не срабатывает механизм рыночного распределения и рынок не в состоянии эффективно распределять экономические блага, или ресурсы, называются провалами рынка, или фиаско рынка.

    В каких случаях рынок не  в состоянии распределить ресурсы  эффективно? Конечно же это ситуации, в которых не соблюдается известные  нам условия для работы рыночного  механизма: самостоятельность, обособленность экономических агентов, четкая спецификация прав собственности, возможность конкуренции и,  что очень важно, система гибких цен, отражающих рыночную информацию».24

    Как пишет Р. Нуреев, общественные  потребности возникают в связи с «провалами» рынка. «Провалы» (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, где наблюдаются «провалы» рынка:

1. монополия;

2. недостаток или ассиметрия информации;

3. возникновение  внешних эффектов;

4. производство  общественных благ.25

    Мы подробно рассмотрим «провалы»  рынка в производстве общественных  благ.

    «Провалами рынка называют такие  проявления действия рыночных  механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. Эти неоптимальные

или нежелательные  решения являются не следствием ошибок рыночных субъектов, а результатом  действия самого рынка».26

    На рынке действуют отношения частного контракта, договор с четким определением сторон. Прежде всего, предметом частного договора не могут быть общественные блага или общественные товары и услуги. Производство общественных благ рынком связано  с огромными трансакционными издержками, которые значительно перекрыли бы пользу от общественного блага.

    Но дело не только в трансакционных  издержках. Даже установление  тотального контроля не поможет  предоставить благо только тем,  кто за него заплатил, отделив  плательщика от неплательщика. Ведь благо является общественным, а значит неделимым. Предоставленное хотя бы одному лицу, оно автоматически становится доступно всем. На этом свойстве общественных благ основана проблема «безбилетника». Рынок не рассчитан на решение проблемы «безбилетника», так как не обладает таким механизмом или системой контроля, либо взимать оплату со всего населения страны с относительно низкими трансакционными издержками.

     Выявление спроса на общественное  благо, а также цены, на которое  согласились бы потребители, - вторая проблема, оказавшаяся в некомпетенции рынка. О наличии спроса в рыночных условиях говорит желание и возможность покупателя заплатить за товар. Однако благодаря неконкурентности в потреблении и неделимости общественного блага возникает возможность получать его бесплатно.

     Так, принцип рациональности, в  рассмотренных выше не типичных  для рынка условиях, блокирует  предоставление общественных благ  посредством частных сделок еще  на стадии выявления потребности  в них. Рыночная система рассчитана на то, чтобы создавать и распределять только частные экономические блага. Для заключения частных сделок важна перспектива прибыли, которая должна четко просчитываться.

     Государство является органом,  которому общество поручает производство общественных благ и контроль за уровнем удовлетворения потребностей общества в таких благах. Задачи такого органа сводятся к тому, чтобы свести к минимуму потери общества от провалов рынка, добиться максимального снижения трансакционных затрат.

    «В условиях, когда есть реальная опасность недопроизводства общественных благ, единственный рациональный путь решения проблемы – это выработать процедуру, обязывающую граждан участвовать в финансировании их производства не на добровольной, а на принудительной основе. Поэтому государство не только удовлетворяет специфические потребности и производит особые блага. Оно располагает и весьма специфическими ресурсами для их производства. Одним из таких ресурсов являются, прежде всего, налоги. Вводя налогообложение, государство ограничивает права граждан на получаемые ими доходы».27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Общественные  блага являются важной и неотъемлемой частью в нашей жизни. Чистые общественные блага обладают двумя важными свойствами – несоперничество и неисключаемость в потреблении, что делает неспособным рынок производить общественные блага. В зависимости от степени несоперничества и неисключаемости существуют различные общественные блага.

      Производство общественных благ – первейшая функция любого государства, так как рыночный механизм не способен осуществлять данную деятельность. Если государство берет на себя производство общественных благ, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим путем – через голосование. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей общественных благ. Но вовсе не означает, что производство общественных благ общественный сектор должен полностью брать на себя.

      Ценой общественных благ является налог, многие потребители стараются «уйти» от налогов, т.е. потреблять общественное благо бесплатно, что обуславливает проблему безбилетника. Участие государства в создании общественных благ определяется проблемой безбилетника, т.к. рынок не в состоянии справиться с этой проблемой.  
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора: учебное пособие/Г.А. Ахинов, Е.И. Жильцов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 345 С.

    2. Вечканов Г.С. Микроэкономика. – СПб [и др.]: Питер, 2006. – 287 С.

    3. Зулькарнай И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг // Общество и экономика. – М., 2006. - №5. – С. 74-116

     4. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2005. – 382С.

    5. Мэнкью Н. Грегори. Принципы микроэкономики. Пер. с англ./Грегори Н. Мэнкью - 2-е изд./ – СПб.: Питер, 2005. – 560 С.

    6. Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 2002. - №9. – С. 127-148, №10. – С. 126-146

    7. Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы/под ред. А.В. Дорждеева, Д.Ю. Завьялова – М.: Финансы, 2008. – 368 С.

     8. Сафрончук М.В. Микроэкономика: Курс лекций./М.В. Сафрончук – М.: Эксмо, 2005. – 256 С.

     9. Стиглиц Дж. Э., Актинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 832 С.

     10. Тарандо Е.Е. Общественные блага: политэконом. подход // Вестн. С.-Петерб. Ун-та. Сер.5, Экономика. – СПб., 2005. – Вып. 2. -  С. 38-44

     11. Ушакова Э. Т. Экономика общественного сектора. Институциональный аспект: Учебное пособие. – Томск: НТЛ, 2005. – 292 С.

     12. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. – Т. II. – 384 С.

     13. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика./Л.И. Якобсон. – М., 2000. – 364 С.

     14. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т. 2. – Лекция 46. – 770 С. 

               

Информация о работе Общественные блага и проблема их производства