Общественные блага и проблема их производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль над загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Таким образом, актуальность изучения общественных благ не вызывает сомнений, так как общественные товар

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие общественных благ………………………………………….5
1.1. Основные свойства общественных благ…………………………………....5
1.2. Классификация общественных благ……………………………………….10
1.3. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага……………………………………………………………….14
2. Проблема производства общественных благ………………....23
2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля………………………………23
2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма……………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

         «Эффективный для общества объем  производства общественных товаров  – это тот, при  котором предельные издержки для общества равны его предельной выгоде. Предельные издержки на производство общественного товара показывает кривая предложения, а предельную выгоду – кривая спроса».14

          «На рис. 2,а приведена графическая иллюстрация определения оптимального объема предоставления общественного блага в случае двух индивидов. Продолжим наш пример с уличным освещением. За первый фонарь, установленный на улице, Антон готов заплатить 10 ден. ед., а Игорь - 5 ден. ед. За второй фонарь Антон бы заплатил 8 ден. ед., а Игорь только 4 ден. ед., за третий соответственно 6 и 3 ден. ед. Четвертый фонарь Игорю уже не нужен, а Антон заплатил бы за него 4 ден. ед. Будем считать, что предельные затраты на установку каждого фонаря одинаковы и равны 9 ден. ед.

       DA - линия спроса Антона; DИ - линия спроса потребителя Игоря; DA+И - линия суммарного спроса; S - линия предложения.

       Линии спроса на общественное благо могут быть и непрерывными (это зависит от степени делимости блага). Представьте себе, например, что объем услуг национальной обороны, измеряется гипотетическим "уровнем защиты населения" и изменяется непрерывно (см. рис. 2,б)».15

 
Рис. 2. Оптимальный объем предоставления общественного блага.

        Существует некоторый однозначно  определяемый оптимальный объем  общественного блага, обеспечивающий  наибольшую эффективность использования ресурсов.

         «Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q

) = MC (Q
),

где MSB (Q ) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q ; MC (Q ) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Q . (рис. 3) 

Рис. 3. Оптимальный объем общественного блага

    Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага».16

     Производство и предоставление общественных благ связано со значительными внешними эффектами. По этой причине линия предложения представляет собой линию предельных общественных затрат, равных сумме предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства. Таким образом, получаем условие равновесия:

,

где pi - цена, которую готов заплатить i - тый потребитель; MSC - предельные общественные затраты; Q - объем общественного блага.

        Как же в рамках анализа частичного равновесия будет найден оптимальный объем предоставления смешанного общественного блага?

       Суть подхода состоит в разделении тех характеристик блага, которые можно считать частными, и внешних эффектов, которые приводят к отсутствию соперничества в потреблении.

        Простейшая модель общего равновесия, охватывающая условия производства общественных благ, включает два блага: частное, которое мы будем обозначать символом P, и общественное, которое обозначим буквой G. Модель также должна предусматривать некоторые условия распределения частных благ между индивидами.

        Рассмотрим сначала графическое решение проблемы оптимального размещения ресурсов при наличии общественного блага.

          Предположим, что в экономике производятся только два потребительских блага - частное (P) и общественное (G). Имеются два потребителя (A и B) со своими функциями полезности, которым соответствуют кривые безразличия UA и UB. Функция трансформации представлена на графике кривой производственных возможностей Z1Z2 (рис. 4).

 
Рис. 4. Выбор оптимального объема потребления общественного блага.

       Для вывода условия Парето-оптимальности зафиксируем полезность, получаемую индивидом A на уровне UA (рис. 4,а). Тогда при заданной кривой производственных возможностей Z1Z2 можно найти количество частного блага P, доступного второму индивиду, B (по определению весь объем общественного блага доступен обоим индивидам, соперничества за его потребление не возникает). На рис. 4,б граница набора потребительских возможностей индивида B обозначена C1C2. Она получена как вертикальная разность между кривой производственных возможностей Z1Z2 и зафиксированной кривой безразличия потребителя A.

       Иначе говоря, линия Z1Z2 показывает различные наборы частного и общественного блага, которые могут быть произведены при полном использовании всех имеющихся ресурсов; кривая UA отражает множество наборов тех же благ, которые может выбрать потребитель A при фиксированном уровне полезности; линия C1C2 (разница между Z1Z2 и UA) показывает, что осталось потребителю B, т. е. какие наборы благ ему доступны.

Если  предпочтения потребителя B заданы множеством кривых безразличия UB, то оптимальным для него будет набор E, где его полезность максимизируется при заданных потребительских возможностях. Поскольку кривая потребительских возможностей C1C2 получена как вертикальная разность между Z1Z2 и UA, то и ее наклон будет равен разности наклонов этих кривых. В свою очередь в точке оптимума E наклон кривой безразличия индивида B равен наклону C1C2. Таким образом, получаем, что предельная норма замены между частным (P) и общественным (G) благом для индивида B равна

   Отсюда получаем условие Парето-оптимума для экономики с общественным благом:

или в  случае множества потребителей

где I - число потребителей.

      Легко убедиться, что предыдущие  рассуждения не содержат ничего  принципиально специфического для  случая именно двух индивидов.  Значит, полученный вывод может  быть обобщен применительно к  любому числу потребителей частных и общественных благ. При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона Парето-оптимального производства общественных благ.

     Как же можно определить тот  объем общественных благ, который  нужно производить?

     «Итальянский экономист У. Мацолла, исследовавший проблемы государственных финансов, фактически первым четко и ясно сформулировал природу общественных благ (1890). Уже в 1896 г. шведский экономист Кнут Викселль (1848-1923) показал, что разрыв между предельными частными и социальными издержками может быть покрыт за счет налогов и государственных расходов, причем определить требуемое количество общественных благ можно лишь политическим путем – через голосование».17

    Рассмотрев эффективный объем  производства общественного блага,  возникает вопрос: каким же образом  принимаются решения о производстве общественных товаров?

     Например, это может осуществляться  с помощью голосования. Согласно  Теории общественного выбора  принятие решений  о производстве  общественных товаров зависит  от личных интересов голосующих. «Здесь могут быть следующие случаи:

   1. Если затраты на производство общественных товаров делятся поровну между голосующими независимо от получаемой выгоды каждым, то будет существовать тенденция тратить денег меньше, чем это необходимо для общества.

   2. Если затраты распределены неравномерно, а выгода одинакова, то общественных товаров будет произведено больше, чем это необходимо обществу.

   3. И только при затратах, пропорциональных получаемой выгоде каждым голосующим, будет принято оптимальное для общества решение».18

     «Простейшую модель политико-экономического кругооборота можно описать следующим образом. Избиратели формируют общественные предпочтения. На политическом рынке отбирают наиболее популярных политиков, которым избиратели делегируют свои полномочия путем голосования. Политики, в свою очередь, принимают законы и организуют снабжение избирателей общественными благами.

     Политики, конкурируя за голоса  избирателей, осуществляют политическую  рекламу, которая снабжает избирателей  политической информацией. При  этом наиболее дальновидные политики стремятся учесть наиболее насущные общественные потребности избирателей».19

     Таким образом, мы видим, что  возникают трудности при принятии  решений о производстве общественных  благ. Но есть еще одна проблема, которая называется парадоксом голосования. Это ситуация, когда путем голосования нельзя определить приоритетность общественных предпочтений. 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема производства общественных благ

2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля

      «Значительная часть общественных благ не производится частными производителями из-за существования проблемы «безбилетника», или «фрирайдера» - проблема бесплатного пользования благами».20

      «Потребители получают выгоды  от чистого общественного блага  независимого от того, вносят  они вклад в покрытие его  издержек или нет. Знание этого  факта побуждает людей вносить  вклад, меньший, чем получаемая  ими предельная полезность. Они делают так в надежде, что другие внесут сумму, достаточную для производства некоторого количества данного блага. Такое явление получило название проблемы «зайцев». «Зайцы» преуменьшают ценность общественного блага в надежде получить выгоды от взносов и усилий других людей при затратах, меньших, чем их собственная предельная полезность».21

      Публичное телевидение и радио  – хороший пример, который иллюстрирует  проблему «зайцев». Публичные телерадиостанции  обычно получают доход как  минимум раз в год, приглашая слушателей и зрителей к добровольным взносам. Если вы получаете пользу от публичного телерадиовещания, но не делаете своих взносов, тогда вы – «заяц», извлекающий пользу от публичного телерадиовещания.

      Определяя оптимальный объем предоставления общественного блага в рамках моделей частичного и общего экономического равновесия, мы предполагали, что ничто не мешает выявлению истинных предпочтений потребителей, и никто из них не ведет себя как "заяц". На самом деле это, конечно же, не так, что немедленно сказывается на величине финансирования предоставления общественных благ.

      В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы "зайцев". Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев: общественное благо должно предоставляться в парето-оптимальном объеме, выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов и, наконец, затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупным выплатам индивидов на эти цели.

     ««Цены» общественного блага для различных индивидов, точно отражающие дифференциацию норм замещения, в идеале могли бы служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, принято называть равновесием Линдаля, а сами такие «цены» - ценами Линдаля».22

      Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами. 

        На рис. 5 по оси ординат (y) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В.

Информация о работе Общественные блага и проблема их производства