Общественные блага и проблема их производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль над загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Таким образом, актуальность изучения общественных благ не вызывает сомнений, так как общественные товар

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие общественных благ………………………………………….5
1.1. Основные свойства общественных благ…………………………………....5
1.2. Классификация общественных благ……………………………………….10
1.3. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага……………………………………………………………….14
2. Проблема производства общественных благ………………....23
2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля………………………………23
2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма……………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

      Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможны такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно. Подведем итоги обсуждения понятия чистого общественного блага и его характеристик.

     Чистое общественное благо, так же как и его противоположность - чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой - внешние эффекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Классификация общественных  благ

        Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть в категорию смешанных благ. «Данные блага изначально выступали как частные, за счет чего они оказываются в состоянии принимать стоимостную форму и полностью воспроизводится посредством рыночных отношений. В этом случае такие блага оказываются доступными лишь тем группам населения, у которых есть возможность оплачивать их присвоение, а их потребление становится привилегией этих групп, в то время как большинство людей лишаются возможности повышения своего трудового потенциала».8 Смешанное общественное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно выступает неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.

        Типичный пример перегружаемого блага - автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения. Это снижение качества услуги можно интерпретировать как издержки (измеряемые объемом расходов, необходимых для того, чтобы устранить перенасыщение). Каждый новый участник движения, появляющийся на дороге после наступления порога перенасыщения, уже становится причиной замедления для всех.

        «Существует две причины повышения совокупных издержек при увеличении числа людей:

  • Прямые предельные издержки могут стать положительными (в нашем примере – объем необходимого ремонта, расходы на содержание, а также степень износа дороги попадают в зависимость от интенсивности движения);
  • «качество» предоставляемых услуг. Это снижение качества соответствует косвенным издержкам, которые можно измерить как объем ресурсов, которые понадобились для того, чтобы это снижение качества устранить».9

           Другой разновидностью смешанного  блага является благо совместного  потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации.

        «Пользователи смешанного блага  делят между собой как выгоды, так и издержки. Теория клубов  дает ответ на вопрос, при каких условиях распределение выгод и издержек, связанных с общественными благами, является оптимальным. Клуб оптимизирует, с одной стороны, количество производимого смешанного общественного блага, а с другой – численность собственных членов. Обе задачи должны быть решены совместно. Это и составляет центральный пункт теории клубов».10

         Численность потребителей клубного  общественного блага возможно  увеличивать до тех пор, пока  переполнение, обусловленное приемом  последнего «члена клуба», не  приведет к уменьшению выгод  для других его членов, которое будет уравновешено  снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат.

       Классификации общественных благ  производятся не только с учетом  возможности исключаемости и  степени использования этих благ, но и с учетом критерия внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

       «Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов».11

            «Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

      Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

      Анализ столь необычных для традиционной экономической науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто именно предоставляет международные общественные блага (международного правительства не существует, его заменяет целый ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем их предоставления отсутствие единого правительства.

       К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

       Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка».12  

 

1.3. Особенности спроса  на общественные  блага и эффективный  объем общественного  блага

       Государство является «фирмой»  по предоставлению общественных  благ и ценой этих благ, является налог. Многие «уклоняются» от уплаты налога, но при этом пользуются общественными благами, поэтому необходимо определить эффективный объем производства общественного блага.

      Как отмечает Зулькарнай И., с точки зрения процесса покупки, точнее оплаты услуг государства, обращает на себя внимание действие принципа обязательности оплаты услуг всеми гражданами страны: даже если часть граждан не желает потреблять данную общественную услугу, они вынуждены оплачивать ее в силу обязательности налогов.

      Кроме того, в части процесса  потребления благ населением  государство выступает монопольным  поставщиком общественных благ: гражданин, проживая на одном  месте, вынужден покупать общественные  блага у одного и того же  государства, так же как услуги естественных монополий, например услуги связи у телефонной компании.13

      При выявлении спроса на общественные товары существуют определенные трудности, так как люди пользуются общественным товаром независимо от того, заплатили они за него или нет.

       Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

       Кривая спроса на чистое общественное  благо, как и кривая спроса  на чистое частное благо, имеет  нисходящий наклон. Однако кривая  спроса на чистое общественное  благо отличается от кривой  спроса на чистое частное благо  двумя моментами. Первый –  цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным товаром. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного благ это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.  Q =q =q =q =…=q , где Q - общий объем предложения, q - объем потребления блага каждым из N потребителей, i=1,2,….,N. На рис. 1.1 и 1.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

 

      Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

Q

=∑q
,

где i=1,2,…,N. Кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

      Кривая спроса на чистое общественное  благо отражает предельную полезность  каждого его наличного объема. Сумма индивидуальных предельных  полезностей для каждой единицы  такого блага представляет максимальную сумму, от которой отказались бы ради получения дополнительной единицы чистого общественного блага.

       Руководствуясь тем, что потребители  должны целиком потреблять весь  объем произведенного общественного  блага, следует определить эффективный  объем производства общественных благ.

       В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. потребительские предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ.

      Иная ситуация с общественными благами. Если, выбирая объем их предоставления, мы будем основываться только на решениях отдельных индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет предоставлено недостаточно. Представим себе, что Антон и Игорь живут на неосвещенной улице, но из соображений безопасности оба бы предпочли либо чтобы улица была освещена, либо чтобы у каждого из них был свой автомобиль, на котором можно доехать прямо до дома. Предположим также, что стоимость установки фонарей в точности равна стоимости автомобиля. Выбирая между этими альтернативами исходя из максимизации собственной полезности, и Антон, и Игорь предпочтут приобрести по автомобилю. При равных ценах автомобиль приносит полезность только его владельцу, а фонари на улице светят не только их владельцу, но и его соседям. Индивид при покупке блага не принимает во внимание выгод (внешних эффектов), которые могут получить другие потребители, пользующиеся благом бесплатно. По этой причине общественное благо будет предоставлено в меньшем объеме, чем следовало бы, с учетом всех возможных выгод.

        Если функции по предоставлению общественных благ берет на себя государство, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим механизмом.

Информация о работе Общественные блага и проблема их производства