Общественные блага и проблема их производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль над загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Таким образом, актуальность изучения общественных благ не вызывает сомнений, так как общественные товар

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие общественных благ………………………………………….5
1.1. Основные свойства общественных благ…………………………………....5
1.2. Классификация общественных благ……………………………………….10
1.3. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага……………………………………………………………….14
2. Проблема производства общественных благ………………....23
2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля………………………………23
2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма……………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политической экономии 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  БЛАГА И ПРОБЛЕМА ИХ ПРОИЗВОДСТВА 

Курганова Елена Вячеславовна 
 
 
 
 

                                                                                                
 
 

                                                                                              Руководитель

                                                                                              канд. экон. наук, доцент                      

                                                                                          _______Н. И. Гульбина 

                                                                                              Автор работы

                                                                                               Студентка гр. 983б

                                                                                              _______ Е. В. Курганова 
 
 
 
 
 
 

Томск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие общественных благ………………………………………….5

    1.1. Основные свойства общественных благ…………………………………....5

    1.2. Классификация  общественных благ……………………………………….10

    1.3. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага……………………………………………………………….14

2. Проблема производства общественных благ………………....23

    2.1. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля………………………………23

    2.2. Предоставление общественных благ рынком. Проблема фиаско работы рыночного механизма……………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………..30

Список  использованной литературы………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Общественные  товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль над загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

      Таким образом, актуальность  изучения общественных благ не вызывает сомнений, так как общественные товары, безусловно, необходимы обществу, поэтому их производят государственные компании или частные, но за счет государственного финансирования.

      «Те блага, которые люди потребляют в  одинаковых количествах независимого от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут поставляться на рынок  в эффективных объемах».1 Тут возникает проблема производства общественных благ, которая также является очень актуальной в наши дни.

      Необходимо  отметить степень изученности темы. Многие авторы изучали тему общественных благ, рассматривали ее с разных позиций. Так, например, Якобсон Л.И. в своей книге «Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика» рассматривает разные аспекты общественных благ. Ахинов Г.А. в книге «Экономика общественного сектора» описывает различные виды общественных благ, их свойства и проблемы производства и потребления, общественных благ. Также Стиглиц Д.Э. в «Лекциях по экономической теории государственного сектора» подробно рассматривает общественные блага. Следует отметить статью Тарандо Е.Е. «Общественные блага: политэкономический подход», в которой она определяет значимость изучения общественных благ.

      Объект  исследования: общественные блага и их производство.

      Цель данной работы: изучить понятие общественных благ и исследовать проблему производства общественных благ.

      Данная  цель требовала решения  следующих задач:

1. выявить основные свойства общественных благ

2. проследить  классификацию общественных благ

3. изучить  особенности спроса на общественные  блага и эффективные объем  общественного блага

4. выявить  проблемы производства общественных  благ  
 
 
 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие общественных  благ

1.1. Основные свойства  общественных благ

     Как отмечает Тарандо в своей статье, исследование свойств общественных благ имеет важное значение для решения практических проблем их производства, т.е. для определения масштабов, форм и методов государственного участия в экономике.2

     «Общественные блага – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке».3

     В «Экономике общественного сектора»  Ахинова Г. А. дается следующее  определение общественным благам  – это ряд благ, которые агенты, децентрализовано действующие на рынке, могут вовсе не поставлять, хотя эти поставки могут приносить значительный положительный общественный излишек.4

     Я больше придерживаюсь определения,  которое представлено в «Микроэкономике»  Вечканова Г.С., так как оно наиболее полно характеризует общественные блага. Эти блага приносят пользу всем потребителям, рыночное предложение которых недостаточно и поэтому государство является «фирмой» по предоставлению общественных благ. Примерами общественных благ могут быть чистый воздух, маяк на берегу моря, общественные водопроводы, канализация, городское освещение,  городские фонтаны, озеленение улиц, городские парки, которые мы непосредственно потребляем и не задумываемся об их производстве и оплате за потребление.

      Чистое общественное благо - такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Продажа чистого общественного блага на рынке означала бы, что покупатель этого блага сделал бы его доступным не только для своего личного пользования, но также и для пользования любым другим человеком. Иными словами, невозможно получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственного потребителя. В этом смысле чистое общественное благо – это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Примером чистого общественного блага может служить система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени, невозможно никому запретить пользоваться данным общественным благом.

     «Наряду с общественными благами  правительство предлагает и другие  социальные блага, такие, как  пенсии по социальному обеспечению,  пособия по безработице, дотации  на школьное обучение, инфраструктура (дороги и т.д.). Многие из этих благ потребляются целиком (или, по крайней мере, частично) индивидуально. Воспрепятствовать третьим лицам получать выгоду от их использования можно путем взимания пошлин, взносов, платы за обучение, платы за проезд и т.д. На практике лишь небольшое число благ обладает всеми свойствами чисто общественных благ».5

     Напротив, чистое частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Когда люди покупают такие блага, они знают, что уплата цены дает им исключительное право на использование этих благ и получение связанных с ними выгод. Буханка хлеба – пример чистого частного блага.

      Чистые общественные блага обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

      Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. «Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизберательно и потребляется совместно. Общественное благо остается доступным для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны».6

       Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

       Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.  Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника - конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

       Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

     Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Например, те, кто не платит за выгоды, получаемые от национальной обороны, не могут быть лишены этих выгод. Или рассмотрим пример: праздничный фейерверк является неисключаемым благом, потому что помешать кому-либо любоваться фейерверком невозможно. 

      «Вносились предложения по установке  автоматических устройств, измеряющих  пробег автомобиля по автодорогам.  Для того чтобы на основе  широкомасштабной компьютерной сети взимать плату с граждан за его фактическое использование. В отношении некоторых благ, таких как национальная оборона, трудно представить, что даже информационная техника будущего позволит определить индивидуальную выгоду от их использования, это фактически невозможно».7

Информация о работе Общественные блага и проблема их производства